Иерусалим, Израиль, Сион упоминаются в молитвах и псалмах вот уже тысячи лет. Но что означают эти на первый взгляд географические понятия? Что такое изгнание: физическое выдворение за пределы Земли обетованной или состояние, требующее нравственного совершенствования себя и мира? Почему до появления сионизма в конце XIX века евреи не предпринимали ни малейших попыток туда переселиться? Почему действия Израиля в Газе консолидируют поддержку его протестантами-евангелистами и вызывают раскол среди евреев в Израиле, США и других странах?
В современной российской историографии после 1991 г. возникли пробелы, связанные с сокращением финансирования гуманитарных наук, отрицанием советского политического и культурного наследия, а также цензуры и самоцензуры, относящейся к темам, ставившим под вопрос господствовавший либеральный дискурс. Одной из таких тем стала история государства Израиль и сионистского движения. Советское осуждение сионистов и «израильской военщины» сменило нечто близкое к апологетике того, что связано с этим ближневосточным государством. Полки книжных магазинов заполнили бесчисленные издания, посвящённые победам ЦАХАЛ, мудрым афоризмам Голды Меир и чудесам израильского хай-тека. Немалую роль в этом сдвиге нарратива играют переехавшие в Израиль бывшие советские граждане, которые стали важным источником информации об их новообретённой «исторической родине». Известно, что в большинстве своём они исповедуют национализм правого толка, крайним выражением которого становятся, по сути, расистские взгляды.
Работы таких крупных историков, как Идит Зерталь, Илан Паппе, Бенни Морис, Ави Шлаим, по-прежнему не переведены на русский, хотя уже несколько десятилетий их читают на основных языках мира. В целом литература об Израиле на русском языке куда менее объективна, чем израильские и западные издания.
Именно поэтому в России с таким замешательством воспринимают драматические события на Ближнем Востоке, последовавшие за нападением ХАМАС 7 октября 2023 года. Книг о победах ЦАХАЛ в «Шестидневной войне» 1967 г. и комментариев израильских блогеров оказалось недостаточно для понимания причин и масштабов гуманитарной катастрофы, постигшей палестинцев, но также и политического кризиса, усугубившегося в израильском обществе.
Написанная по-французски работа известного учёного, заслуженного профессора Монреальского университета Якова Рабкина в какой-то степени позволяет восполнить пробелы в наших знаниях об истории сионистского движения и государства Израиль. Книга издана уже на шести языках, но русский вариант, вышедший в Киеве несколько лет назад, по понятным причинам в России не продаётся. Поэтому столь ценной и своевременной представляется инициатива Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук и журнала «Россия в глобальной политике» издать эту книгу в сборнике, включающем также недавние статьи канадского историка и его заметки об иудаизме.
Именно знание иудаизма позволило автору обратить внимание не только на мейнстрим израильского общества, но и на различные течения ортодоксального иудаизма, той самой религии, которую еще двести лет назад исповедовало абсолютное большинство евреев. Среди них и принципиальные противники сионизма и основанного на этой идеологии государства (о них несколько лет тому назад в Москве у Рабкина вышла книга «Еврей против еврея»), и последователи национал-иудаизма, ставшие авангардом сионистской колонизации. Антисионистов в чёрных лапсердаках и шляпах можно увидеть и на антисемитских карикатурах, и в сетке новостей во время очередного разгона израильтянами демонстрации ортодоксальных иудеев против призыва в армию. А национал-иудаисты известны нападениями на палестинцев на Западном берегу Иордана, а также на немногочисленные грузовики с продовольствием, которые Израиль пропускает в сектор Газа. Именно в этой среде популярны планы полной «зачистки» Святой земли от палестинцев.
Включая в свой анализ мнения религиозных евреев, автор вводит в научный оборот иудейские религиозные источники, в том числе высказывания видных раввинов и религиозных философов – Хофец Хаима, Баба Сали, Хаима Соловейчика, Йоэля Тейтельбаума, Ишаяху Лейбовича и других. Таким образом, становится понятно, почему для многих верующих евреев сионизм – не реализация «вековой мечты еврейского народа», а в лучшем случае – ересь, в худшем – антисемитское и самоненавистническое учение, подрывающее дух и букву иудаизма. Также проясняется, почему многие евреи принимают столь активное участие в протестах против израильских действий, которые многие международные эксперты квалифицируют как геноцид.
Именно это подметил в своём отзыве на книгу Юрий Слёзкин, профессор истории Калифорнийского университета в Беркли и автор книги «Эра Меркурия. Евреи в современном мире»: «Эта книга – не только блестящий анализ современного Израиля в контексте еврейской истории и глобальной политики, но и живо написанный, беспристрастный рассказ о том, почему не все сионисты – евреи, и не все евреи – сионисты».
Более того, сегодня подавляющее большинство сионистов отнюдь не евреи, а протестанты-евангелисты, в среде которых в XVII веке и возникла идея использовать политические и военные методы, чтобы собрать евреев в Палестине. Сионистом даже называет себя «христианин вообще» Дональд Трамп.
Рабкин показывает, как Теодор Герцль и его сподвижники по сионистскому движению, разочарованные отсутствием интереса к переезду в Палестину у большинства евреев Европы и Америки (о евреях мусульманских стран тогда не было и речи), нашли последователей в бывшей Российской империи. В своей рецензии на английский перевод книги профессор политологии Оксфордского университета Яаков Ядгар отмечает: «Несомненным достоинством этой книги следует считать выявление специфически российского вклада в развитие политической культуры сионистского движения и государства Израиль. Ведь почти все первые колонисты в Палестине были родом из Российской империи, а многие привезли с собой опыт подпольной революционной борьбы и политического террора. Внимательно изучая российские корни практического сионизма, Рабкин связывает с ними неизменную решимость Израиля прибегать к насилию в качестве основного способа разрешения политических конфликтов. Всё это проливает новый свет на многие особенности израильской политической культуры».
Израиль вызывает острые споры во всём мире. Отсюда и название книги – «Израиль. Война и мiръ», ибо в старом правописании слово «мiръ» однозначно понимается как пространство. Израиль уже много десятилетий оказывает влияние на свой регион и даже за его пределами. В западных странах под предлогом борьбы с антисемитизмом за проявление сочувствия к палестинцам работу теряют журналисты, учителя и даже руководители крупнейших университетов. Стоит заметить, что среди арестованных в Германии в 2024 г. за участие в запрещённых там демонстрациях в поддержку палестинцев треть – евреи.
Тема еврейского сопротивления сионистскому движению связана с историей основных политических и идеологических течений XIX и XX столетий. Помимо религиозных иудеев огромную роль в противодействии сионизму сыграли социалистические движения, подобно упомянутому в книге Якова Рабкина «Бунду», некогда доминировавшему в политической жизни еврейства Восточной Европы. С другой стороны, выясняется, почему именно страны Запада, которые ещё недавно жёстко продвигали собственные проекты поселенческого колониализма в Америке, Африке и Австралии, стали самыми последовательными сторонниками сионистской колонизации.
Актуальность книги трудно переоценить. Она объясняет читателю истоки и развитие израильского общества. Без этого невозможно понять политический характер Израиля, государства без границ, которое периодически атакует соседние страны и под предлогом того, что оно «государство всех евреев», вмешивается во внутренние дела многих стран мира.
Автор: Артём Кирпичёнок, кандидат исторических наук, автор нескольких книг, публицист, эксперт Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП)