Сфера искусственного интеллекта превращается в замкнутую систему конкурирующих интересов: данные, железо, энергоресурсы для обучения ИИ – конечны, методы – почти прозрачны. Одновременно то, что называется ИИ-агенты, т.е. умные помощники, самостоятельно выполняющие поставленные задачи, начинают заменять собой многое, включая привычные нам поисковики. И точно так же, как и сейчас, вряд ли в будущем мы увидим их большое разнообразие.
Поэтому захват новых рынков, получение государственных контрактов и обеспечение себя мощной вычислительной инфраструктурой становятся для ключевых игроков первостепенными задачами на ближайшие годы.
Возникает глобальная воронка противостояния, где борьба идёт в трёх основных измерениях.
Во-первых, с новой силой разворачивается соревнование за доступ к энергетическим ресурсам, находящимся под прямым или опосредованным государственным контролем. Новейшие ИИ-системы требуют огромных вычислительных мощностей и энергии, что делает ресурсную базу стратегически важной.
Во-вторых, государства через транснациональные корпорации конкурируют на международной арене за продвижение своих технологий. Каждая страна стремится к тому, чтобы именно её технологические решения стали глобальным стандартом. Особенно это проявляется в случае с американскими интернет-гигантами или китайскими платформами.
И, наконец, третье измерение – это сфера регулирования, где выстраиваются барьеры для конкурентов. Государства и компании создают и технологические, и юридические преграды: ограничивают доступ к критически важным разработкам, вводят санкции, формируют собственные экосистемы и закрытые цифровые пространства. Всё это делается, чтобы удержать контроль над своим сегментом будущего цифрового мира и не дать соперникам занять доминирующее положение.
Центральное значение в борьбе за геотехнологическое могущество приобретает совокупный цифровой потенциал государств и компаний, находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Под совокупным цифровым потенциалом понимается сплав реальных цифровых возможностей (силы), а также сложившихся оценок и мнений (образа) о надёжности и этичности их поведения в технологической, экономической и политической среде. Последнее сейчас – не внешний атрибут технологии, а наиболее существенный компонент её политико-социальной оболочки, необходимый для признания, доверия и распространения (в конечном счёте – эффективности) на мировом уровне.
Совокупный цифровой потенциал является «парусом» в условиях цифрового шторма. Надёжный «парус» укрепит положение субъекта в огромном море аналогичных решений и вытянет наверх при попытках утопить имидж. При попутном ветре он ускорит продвижение технологических продуктов в дальние гавани. И, конечно же, чем больше и ярче это «полотнище», тем выше шансы привлечь стратегическое внимание, стать объектом долгосрочного сотрудничества и быть признанным в качестве весомого игрока цифровой эпохи.
Из чего состоит цифровой потенциал
Понятие «цифровой потенциал» не новое для исследований в интересующей нас области. Однако пока в научной литературе наблюдается расхождение в его трактовке: материальные и нематериальные компоненты рассматриваются параллельно и слабо интегрируются на концептуальном уровне. Так, значительная часть работ ограничивается экономическим измерением цифрового потенциала, оценивая его преимущественно через призму развития цифровой экономики в контексте глобальной конкуренции. В свою очередь, исследования, фокусировавшиеся на цифровом потенциале как образе (компании или государства), не уделяют внимания аспектам, ставшим критически важными в эпоху ИИ, – реальным технологическим и научным компетенциям (в т.ч. digital hard skills)[1].
Свою попытку объединить жёсткие и мягкие аспекты силы предпринял в 2010–2011 гг. Джозеф Най, предложив концепцию «киберсилы» (cyber power), она традиционно сосредоточена на кибервойнах и сетевом активизме[2]. Однако созданная им теоретическая рамка хоть и внесла важный для своего времени вклад в научную дискуссию о цифровом влиянии, частично утратила актуальность и не отражает современные комплексные геоэкономические и инфраструктурные изменения, а также новые аспекты цифрового имиджа государств и ИТ-корпораций. И, что представляется самым важным, она пытается рассматривать исключительно комплексное явление только через призму практики силовых отношений.
Сегодня материальный подход к оценке цифрового потенциала сосредоточен на макроэкономических показателях – объёме цифрового ВВП, развитии инфраструктуры и экспорте ИКТ[3]. В этой трактовке цифровой потенциал – производная от контроля над сетями передачи данных и инвестиций в критическую инфраструктуру, включая центры обработки данных и облачные вычисления[4]. Международные индексы также следуют этой логике и оценивают цифровой потенциал стран через совокупность инфраструктурных, экономических и институциональных факторов, включая уровень внедрения ИИ и готовность к трансформации[5]. Несмотря на отдельные попытки учёных расширить понятие за счёт социально-политических компонентов – уровня цифровых навыков и качества цифрового регулирования[6], комплексного обозначения феномена с учётом всех аспектов не выработано.
С другой стороны, исследования, сосредоточенные на экономической и технологической мощи, зачастую не включали в определение цифрового потенциала важнейший компонент – способность акторов формировать устойчивый образ и влиять на глобальную цифровую повестку (soft skills). Этот упущенный аспект – цифровая репутация – также долгое время отождествлялся просто с тем, что называется e-репутацией: совокупностью пользовательских мнений в интернете, что сужает теоретическое поле, не позволяя связать его напрямую с совокупным цифровым потенциалом[7]. Доминировал подход, при котором цифровая репутация рассматривалась в контексте маркетинга, PR и управления брендами в интернете[8]. Позже, с развитием цифровых платформ, акценты сместились к изучению механизмов формирования и управления репутацией с позиций управления корпоративным брендом[9].
Важнейшим фактором, требующим нового взгляда на совокупный цифровой потенциал, является стремительное развитие технологии искусственного интеллекта. Масштаб его присутствия в повседневной жизни и реального влияния превратил возможности государств и информационно-технологических корпораций в фактор геополитического соперничества: технологическое лидерство США и Китая укрепляет их международные позиции не только за счёт разработок в сфере ИИ, но и за счёт имиджа, способности продвигать собственные модели регулирования и оказывать влияние на глобальные нормы цифровой политики.
Речь уже не просто об инструментах привлечения государствами или корпорациями международных партнёров, инвесторов и высококвалифицированных специалистов, а о появлении более комплексного показателя, включающего технологические возможности и компетенции, этическую ответственность игроков и их способность определять стандарты регулирования. Развитие совокупного цифрового потенциала становится ключевым ресурсом конкурентоспособности государств и технологических корпораций, существенно влияющим (сейчас, по меньшей мере) на глобальную расстановку сил и динамику соперничества между ведущими игроками.
Геополитика и экспансия
Одна из сфер, где совокупный цифровой потенциал имеет критическое значение, – геополитика центров обработки данных и их энергоснабжение. ИИ-корпорации напрямую зависят от того, как они обрабатывают, хранят и защищают информацию. Для этого им необходим фундамент – центры обработки данных. А уже ЦОД нужны ресурсы. От их мощности зависит конкурентоспособность конечных ИИ-продуктов. Обеспечение этих дата-центров стабильным и достаточным энергопитанием – основополагающая задача, которая стоит сейчас перед техноигроками.
Доступ к энергетической инфраструктуре, способной их прокормить, и пресной воде, способной их охладить, находится в руках государства. В этом заключена, например, причина усердных попыток глав американских ИТ-гигантов подружиться с Дональдом Трампом. Объявленный США проект Stargate по созданию сети дата-центров на 500 млрд долларов[10] – не что иное, как пролоббированное OpenAI желание обеспечить себя необходимой инфраструктурой на годы вперёд. Ведь к проекту допущены только те компании, которые сотрудничают с OpenAI, например Microsoft и Oracle, в то время как конкуренты – тот же X Corp. с моделью Grok – к участию не приглашены. Чтобы поддерживать своё существование в будущем, последние строят собственные мощные центры обработки данных[11] и заключают контракты по обеспечению их электричеством на годы вперёд[12].
Однако те компании, которые не приближены к государственной власти, попадают в ловушку: цифровой потенциал основан, в том числе на доступе к работе центров обработки данных, но, не располагая им в значительной степени, получить доступ к новым мощностям затруднительно. Поэтому в среднесрочной перспективе мы сможем наблюдать закрепление позиций компаний-монополий на внутренних рынках.
На мировой арене также развернулась борьба за критически важные ресурсы. К примеру, китайские компании, работающие с искусственным интеллектом, вкладываются в цифровую репутацию, чтобы получить допуск к передовым чипам и энергоресурсам на глобальном рынке. Западные технологические гиганты через ESG-стандарты (принципы ответственного отношения к окружающему миру и обществу) создают образ «зелёных» компаний, чтобы лоббировать энергодоступ и поддержку со стороны регуляторов. Так, Microsoft рассматривает инфраструктуру Nordics в северной части Европы как подходящее место для размещения безэмиссионных мощностей поддержки ИИ[13].
В условиях жёсткой конкуренции, ограниченности энергоресурсов и в стремлении получить доступ к данным за рубежом для обучения своих ИИ-моделей (новый вид колониализма[14]), технокомпании стратегически диверсифицируют присутствие. Если раньше крупные ЦОД ассоциировались лишь с Соединёнными Штатами и Китаем, сегодня карта стремительно меняется. Дата-центры перемещают в новые места, которые становятся объектами технологического и геополитического противоборства. К примеру, Китай увеличивает присутствие в Юго-Восточной Азии. TikTok планирует инвестировать в ЦОД в Таиланде[15] – крупнейший частный проект по развитию вычислительных мощностей в регионе. Формально это называется мерами по оптимизации локального контента и увеличению скорости обработки данных. Но реальная причина – распределение инфраструктуры, обеспечивающей работу собственных технологических мощностей.
А руководство США идёт ещё дальше – в рамках переговорного процесса по урегулированию украинского конфликта речь заходит в том числе о «помощи» Украине в контроле АЭС[16]. Такой шаг может быть связан с желанием укрепить и расширить цифровое присутствие в Восточной Европе за счёт контроля энергетических потоков.
Совокупный цифровой потенциал создаёт возможности для подобной экспансии технологий. Но учитывая, что он нарабатывается годами, а расширять присутствие нужно сейчас, частные компании ищут поддержки у зарубежных правительств и иностранных партнёров через инвестиции (проще говоря, свой потенциал они «покупают»). В результате возникают новые «союзы». Так, при поддержке американской компании Fir Hills Южная Корея планирует стать глобальным лидером в сфере ИИ-инфраструктуры – там начинается строительство крупнейшего в мире ЦОД для развития искусственного интеллекта[17]. А упомянутый ранее Stargate – пример взаимодействия японской компании SoftBank и американской OpenAI[18].
Американские корпорации активизировались на Ближнем Востоке: Microsoft и эмиратская G42 учредили фонд ответственного ИИ[19], что привело к разрыву сотрудничества последней с китайской Huawei. Scale AI, базирующаяся в США, подписала соглашение с Катаром для создания ИИ-решений в госуправлении[20]. Та же компания начала внедрять технологии ИИ в процесс моделирования военных конфликтов для Пентагона[21]. Meta AI (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена. – Прим. ред.) вышла на Ближний Восток и в Африку[22]. OpenAI заключила стратегическое партнёрство с Kakao Corp.[23] – владельцем крупнейшего южнокорейского мессенджера KakaoTalk. Google стремится «раскрыть ИИ-потенциал» Нигерии[24].
В МИДах и внешнеэкономических ведомствах появляются должности вроде цифровых атташе, в обязанности которых входит поддержка экспорта технологий и налаживание взаимодействия с местными компаниями и госорганами. У России такие специалисты есть уже в 17 странах[25]. Этот процесс происходит и на более высоком уровне – первые лица государств и послы вовлечены в продвижение технологических продуктов.
Барьеры и санкции
Угроза для цифрового потенциала государства или компании – различного рода политические барьеры, например, санкции, тарифы и экспортные ограничения. В первую очередь такие меры призваны помешать сопернику создать конкурентоспособные аналоги цифровых продуктов. В последние годы подобным активно занимаются США и их союзники в рамках политики ограничения поставок полупроводников и введения крайне высоких тарифов на импортные товары. Среди наиболее затронутых стран – Россия и Китай. Как отмечает американский Центр стратегических и международных исследований (признан нежелательной организацией в РФ. – Прим. ред.), «контроль за экспортом полупроводников может и дальше играть важную роль в поддержке стратегии Соединённых Штатов, направленной на достижение победы над Китаем в гонке ИИ»[26].
Ответ на подобные ограничения – импортозамещение цифровых продуктов на внутреннем рынке и формирование плацдарма для расширения присутствия в нейтральных странах. В России стимулируется развитие национальной сети дата-центров. Инвестируют в собственные ЦОД такие компании, как «Ростех», VK, «Яндекс», Сбербанк, Т-Банк, Wildberries, «Газпром», «Росатом». В российскую ИТ-инфраструктуру постепенно внедряются отечественные процессоры «Байкал», «Эльбрус», «СКИФ». Уже в следующем году начнут тестировать отечественный аналог Starlink – пилотный проект под руководством Бюро 1440 по обеспечению доступа в интернет с низкоорбитальных спутников. Особо следует отметить российские решения в области генеративного ИИ – модели Gigachat и YandexGPT.
Второй возможный вариант – поиск путей обхода санкций. Этот шаг может оказаться слишком дорогим для международного имиджа, так как подозрения в обходе санкционных ограничений через третьи страны способны подрывать доверие к игроку на глобальном рынке. Например, если взглянуть на отношения Сингапура и Китая, можно уверенно сказать, что город-государство заинтересован в сотрудничестве с китайскими компаниями. Однако таким образом Сингапур рискует оказаться под ударом западных партнёров, если в медианарративе Запада, и, как результат, на мировом уровне, за ним закрепится репутация перевалочного пункта для доставки американских чипов в Китай.
Даже если государство имеет максимально позитивный имидж в онлайн-среде, конкуренты в состоянии повлиять на его совокупный цифровой потенциал с помощью «мягкой делегитимации»[27]. Мы понимаем под этим термином стратегию подрыва доверия к технологиям, компаниям или цифровым экосистемам без прямых санкций или жёстких ограничений. Вместо формального запрета могут быть задействованы, к примеру, информационные кампании, создающие условия, при которых технология становится нежелательной или маргинализированной.
Китайские Huawei и Deepseek сталкиваются с ограничениями в ряде стран, потому что подозреваются в передаче данных правительству КНР. Совсем недавно полиция Бельгии провела обыски в офисах Huawei в связи с коррупционным делом в Европарламенте[28]. Такие удары по имиджу чувствительны, потому что другие страны и корпорации могут отвергнуть продукт или технологию, независимо от её качества, как произошло с Kaspersky Lab из-за обвинений в связях с российскими спецслужбами[29], – типичный способ дискредитации конкурента.
Стремясь сохранить образ пространства с высокими стандартами цифровой безопасности и этики, страны предпринимают активные шаги к ужесточению регулирования. Однако такое чревато репутационными рисками, особенно если сопровождается излишним дипломатическим и/или юридическим давлением – через контроль над международными и локальными стандартами для поставщиков цифровых технологий. Данные, которые обрабатываются ИТ-компаниями, выступают уже не как «добыча» (то есть информация, за которую ведётся борьба), а как «оружие» в руках государств. И это обеспечивает легитимное право запрещать определённые цифровые услуги на своей территории. Например, ЕС через Закон об ИИ, Закон о цифровых услугах и Закон о цифровых рынках фактически вынуждает ИТ-гигантов либо принципиально менять бизнес-модель, чтобы соответствовать европейским нормам, либо ограничивать предложения в пределах европейского рынка, создавая отдельные версии.
Эти же законодательные акты прямо запрещают технологии, не соответствующие ожиданиям европейских регуляторов в вопросах безопасности, прозрачности и защиты данных. В частности, такие меры направлены на ограничение использования систем распознавания лиц в общественных местах, контроля за алгоритмическими решениями, которые могут приводить к дискриминации. К этой категории относится и запрет манипулятивных интерфейсов, заставляющих пользователей «случайно» согласиться на сбор данных, подписаться на ненужную услугу или отказаться от своих прав («тёмные паттерны»).
Отметим, что такие меры ЕС не вызывают восторга у его союзников на другом берегу Атлантики, о чём в ходе AI Action Summit прямо заявлял вице-президент США Джей Ди Вэнс. Но таким занимается не только Евросоюз. Руководствуясь защитой персональных данных, Южная Корея и другие страны запретили использование решений от DeepSeek[30]. В самих Соединённых Штатах из-за ошеломительного успеха этой китайской ИИ-компании поднялась волна политического негодования и призывов просто запретить технологию.
Примером можно считать политику некоторых американских компаний. С одной стороны, США провозглашают себя глобальным защитником авторских прав, преследуя нарушителей даже за пределами своих границ. С другой, американские корпорации обвиняются в массовом использовании данных без разрешения правообладателей для обучения своих ИИ-моделей[31].
В этом контексте особенно выделяется компания OpenAI, которая обратилась к Белому дому с просьбой признать обучение ИИ на чужих данных случаем «добросовестного использования» (fair use). Этот принцип в авторском праве позволяет применять защищённые материалы без согласия владельцев в ограниченных целях, таких как критика, комментарии, новостные публикации, образование и научные исследования. OpenAI аргументирует позицию тем, что использование крупных наборов данных необходимо для создания конкурентоспособных алгоритмов, и заявляет, что это стало «вопросом национальной безопасности»[32]. Дополнительное измерение проблемы связано с международной конкуренцией. По мнению представителей OpenAI, одна из ключевых угроз заключается в стремительном развитии китайских технологий. Китайские компании, поддерживаемые государством, якобы получают значительно более свободный доступ к данным, что, по мнению американской стороны, может дать Китаю преимущество в создании передовых ИИ-систем[33].
Обстановка вокруг цифровых сервисов накалена до такой степени, что Китай открыто призывает местных лидеров отрасли ИИ избегать поездок в Соединённые Штаты из соображений безопасности. Хотя ситуация не нова, а главы компаний уже знают, что следует подумать дважды, перед тем как выбрать место посадки самолета[34], всё это усугубляет турбулентность в цифровых международных отношениях. В этой связи странам, позиционирующим себя в качестве ИИ-хабов, стоит быть осторожными, используя силовые меры давления на конкурентов. Ведь их репутация в качестве «безопасной гавани» может пострадать. Нейтральность площадки для разработки и внедрения ИИ становится ключевым активом в условиях глобальной технологической фрагментации.
Но если нейтральность площадки в вопросе размещения технологических решений всё ещё существует в том же самом Сингапуре, тонко лавирующим между интересами Запада и Востока, то нейтральность технологий – иллюзия. За ними всегда стоят идеологии, структуры власти, культуры. Вопрос только в том, чью якобы «нейтральность» больше принимает мир.
Ответ содержится в комплексном сплетении геополитических интересов, исторически выстроенной репутации, уровня доверия к игрокам, продвигающим ИТ-решения, и в способности силой навязать собственные стандарты цифровой безопасности и этики миру – т.е. всём том, что образует совокупный цифровой потенциал государств или компаний.
Нарастание конкуренции между ведущими игроками пока не всеохватно.
Во-первых, сам по себе рынок цифровых услуг и ИИ ещё не окончательно фрагментирован. Американские и китайские компании дрейфуют между соперничеством и взаимными инвестициями. Например, китайская компания UBTech Robotics будет помогать Apple Foxconn внедрять роботов в производство iPhone[35]. А крупный китайский производитель смартфонов Honor разрабатывает ИИ-агента на базе решений американских Google и Qualcomm[36]. Apple же в партнёрстве с Alibaba начинает внедрять ИИ-функции iOS в Китае[37], что поможет обойти ограничения там Apple Intelligence. То есть мосты ещё не сожжены и сохранятся, пока это выгодно обеим сторонам.
Во-вторых, всерьёз ведутся разговоры о создании мощностей за пределами национальных юрисдикций на Земле. Создание первого дата-центра на Луне[38] выглядит как попытка спастись из этого безумного моря конкуренции. Формально шаг преподносится как защита информации, поиск более подходящих окружающих условий для работы ЦОД (облегчение работы систем охлаждения) и минимизация задержек передачи данных для будущих межпланетных миссий. Но за этим проектом, который выглядит как «хайп», может стоять нечто большее: поиск абсолютной независимости от «земного» регулирования и цифровых войн. Если дата-центр физически находится вне юрисдикции любой страны, кто контролирует его данные? Кто определяет, что там хранится? И кто может получить доступ? Пока вопросы остаются открытыми. Попытки вывести вычисления в космос станут новым вызовом и для государств, и для частных корпораций.
* * *
Совокупный цифровой потенциал – ключевой фактор выживания и роста в эпоху технологической гонки. Он является одновременно неотъемлемым ресурсом в глобальной конкуренции и встроенным механизмом легитимации его обладателей – государств и компаний. Владение такими составляющими успеха даст преимущества в борьбе за доступ к энергоресурсам, обеспечит политическую поддержку во время передела рынка ЦОД и продвинет ИИ-решения в другие страны через «инвестиционные союзы» или с помощью цифровой дипломатии.
Формирование цифрового потенциала государства или компании – сложная игра, в которой чрезмерное использование экономических и правовых рычагов влияния может оказаться не менее опасным, чем давление со стороны конкурентов. Линии разграничения формирующихся технологических экосистем будут проходить по степени доверия и совместимости культурных, этических и правовых подходов государств и корпораций. Поэтому ближайшие годы станут временем тонкого баланса: необходимо создавать собственные технологические решения, активно их продвигать и бережно управлять репутационными рисками. Те, кто недооценит одно из этих измерений глобального технологического соревнования, рискуют в долгосрочной перспективе оказаться безнадёжно отстающими.
Авторы:
Анна Сытник, кандидат политических наук, доцент СПбГУ, генеральный директор АНО «Колаборатория»;
Мария Базлуцкая, кандидат политических наук, исполнительный директор АНО «Колаборатория»
[1] См.: Lopez-Lopez D., Plaza-Navas M.A., Torres-Pruñonosa J., Martinez L.F. Navigating the Landscape of E-Commerce: Thematic Clusters, Intellectual Turning Points, and Burst Patterns in Online Reputation Management // Electronic Commerce Research. 2024. Vol. 25. P. 1–38; Seker S.E., Eryarsoy E. Generating Digital Reputation Index: A Case Study // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 195. P. 1074–1080.
[2] Nye J.S. The Future of Power. N.Y.: Public Affairs, 2011. 300 p.
[3] Плясова С.В., Бондарева Н.А., Гриднев Ю.В. Оценка цифрового потенциала стран БРИКС в условиях формирования нового геопорядка // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2023. Т. 25. No. 1. С. 128–142.
[4] Segal A. The Hacked World Order: How Nations Fight, Trade, Maneuver, and Manipulate in the Digital Age. N.Y.: Public Affairs, 2016. 320 p.
[5] См., например: Digital Economy and Society Index (Индекс цифровой экономики и общества, Европейская комиссия); GCI – Global Connectivity Index (Глобальный индекс подключённости, Huawei); WDCR – World Digital Competitiveness Ranking (Мировой рейтинг цифровой конкурентоспособности, IMD) и другие.
[6] Жуков Д.С. ИТ-гиганты versus национальные государства: перспективы цифровой многополярности // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5. No. 2. С. 8–22.
[7] Solove D.J. The Future of Reputation: Gossip, Rumor, and Privacy on the Internet. New Haven: Yale University Press, 2007. 247 p.
[8] Ibid.
[9] Barnett M.L., Jermier J.M., Lafferty B.A. Corporate Reputation: The Definitional Landscape // Corporate Reputation Review. 2006. Vol. 1. No. 9. P. 26–38.
[10] Announcing The Stargate Project // OpenAI. 21.01.2025. URL: https://openai.com/index/announcing-the-stargate-project/ (дата обращения: 03.06.2025).
[11] Elon Musk Is Quietly Building a Data Center Filled with $700,000,000 Worth of AI Equipment to Rival OpenAI // Unilad Tech. 26.02.2025. URL: https://www.uniladtech.com/news/ai/elon-musk-data-center-xai-rival-openai-011413-20250226 (дата обращения: 03.06.2025).
[12] Amazon Signs Agreements for Innovative Nuclear Energy Projects to Address Growing Energy Demands // Amazon. 16.10.2024. URL: https://www.aboutamazon.com/news/sustainability/amazon-nuclear-small-modular-reactor-net-carbon-zero (дата обращения: 03.06.2025).
[13] Nordics’ Efficient Energy Infrastructure Ideal for Microsoft’s Data Centre Expansion // Reuters. 07.03.2025. URL: https://www.reuters.com/technology/nordics-efficient-energy-infrastructure-ideal-microsofts-data-centre-expansion-2025-03-07/ (дата обращения: 03.06.2025).
[14] Sytnik A.N. The World Majority’s Social Media Versus Data Colonialism // Russia in Global Affairs. 2025. Vol. 23. No. 2. P. 71–74.
[15] TikTok планирует инвестировать $8,8 млрд в строительство ЦОД в Таиланде за 5 лет // Интерфакс. 28.02.2025. URL: https://www.interfax.ru/business/1011335 (дата обращения: 03.06.2025).
[16] Если США будут владеть энергообъектами Украины, это их защитит – Трамп // Sputnik. 19.03.2025. URL: https://ru.sputnik.kz/20250319/esli-ssha-budut-vladet-energoobektami-ukrainy-eto-ikh-zaschitit—tramp-51767641.html (дата обращения: 03.06.2025).
[17] South Korea Is Building the World’s Largest AI Data Centre // AI NEWS. 18.02.2025. URL: https://www.artificialintelligence-news.com/news/south-korea-is-building-worlds-largest-ai-data-centre/ (дата обращения: 03.06.2025).
[18] Announcing The Stargate Project // OpenAI. 21.01.2025. URL: https://openai.com/index/announcing-the-stargate-project/ (дата обращения: 03.06.2025).
[19] Microsoft и G42 учредили первый на Ближнем Востоке фонд ответственного ИИ // ТАСС. 09.02.2025. URL: https://tass.ru/ekonomika/23093789 (дата обращения: 03.06.2025).
[20] Qatar Signs Deal with Scale AI to Use AI to Boost Government Services // Reuters. 24.02.2025. URL: https://www.reuters.com/technology/qatar-signs-deal-with-scale-ai-use-ai-boost-government-services-2025-02-23/ (дата обращения: 03.06.2025).
[21] Pentagon Selects Scale AI to Support AI-Driven Military Planning, Decision-Making // The Defense Post. 06.03.2025. URL: https://thedefensepost.com/2025/03/06/pentagon-ai-military-planning/ (дата обращения: 03.06.2025).
[22] Meta AI Arrives in the Middle East and Africa with Support for Arabic // TechCrunch. 24.02.2025. URL: https://techcrunch.com/2025/02/24/meta-ai-arrives-in-the-middle-east-and-africa-with-support-for-arabic/ (дата обращения: 03.06.2025).
[23] Kakao and OpenAI Announce Strategic Collaboration, a First in Korea // Kakao. 04.02.2025. URL: https://www.kakaocorp.com/page/detail/11451 (дата обращения: 03.06.2025).
[24] Tinubu, Google CEO Discuss AI, Digital Transformation in Paris // The Nation. 12.02.2025. URL: https://thenationonlineng.net/tinubu-google-ceo-discuss-ai-digital-transformation-in-paris/ (дата обращения: 03.06.2025).
[25] Михаил Мишустин принял участие в X конференции «Цифровая индустрия промышленной России» // Правительство России. 03.06.2025. URL: http://government.ru/news/55236/ (дата обращения: 03.06.2025).
[26] DeepSeek, Huawei, Export Controls, and the Future of the U.S.-China AI Race // CSIS*. 07.03.2025. URL: https://www.csis.org/analysis/deepseek-huawei-export-controls-and-future-us-china-ai-race (дата обращения: 03.06.2025).
* Признан нежелательной организацией в РФ. – Прим. ред.
[27] Базлуцкая М.М., Сытник А.Н. Игровое пространство «информационного беспорядка» // Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. No. 4. С. 122–136.
[28] Belgium Targets EU Parliamentary Staff in Huawei Probe // Bloomberg. 13.03.2025. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-03-13/belgium-targets-eu-parliamentary-staff-offices-in-huawei-probe (дата обращения: 03.06.2025).
[29] Касперский объяснил обвинения в шпионаже за США недобросовестной конкуренцией // Интерфакс. 16.11.2017. URL: https://www.interfax.ru/russia/587733 (дата обращения: 03.06.2025).
[30] В Южной Корее заблокировали DeepSeek // Коммерсантъ. 17.02.2025. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7513945 (дата обращения: 03.06.2025).
[31] A Lawsuit Claims OpenAI Stole “Massive Amounts of Personal Data,” Including Medical Records and Information about Children, to Train ChatGPT // Business Insider. 29.06.2023. URL: https://www.businessinsider.com/openai-chatgpt-generative-ai-stole-personal-data-lawsuit-children-medical-2023-6 (дата обращения: 03.06.2025).
[32] OpenAI Letter to the Office of Science and Technology Policy // OpenAI. 13.05.2025. URL: https://cdn.openai.com/global-affairs/ostp-rfi/ec680b75-d539-4653-b297-8bcf6e5f7686/openai-response-ostp-nsf-rfi-notice-request-for-information-on-the-development-of-an-artificial-intelligence-ai-action-plan.pdf (дата обращения: 03.06.2025).
[33] Ibid.
[34] Дискин Е.И. Павел Дуров и цифровой стратегический тупик // Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. No. 6. С. 182–189.
[35] Chinese Robotics Firm UBTech Aims to Revolutionise Apple Supplier Foxconn’s Manufacturing // SCMP. 15.01.2025. URL: https://www.scmp.com/tech/big-tech/article/3294903/chinese-robotics-maker-ubtech-aims-revolutionise-apple-supplier-foxconns-manufacturing (дата обращения: 03.06.2025).
[36] HONOR Unveils New Corporate Strategy to Transition to an AI Device Ecosystem Company // Honor. 02.03.2025. URL: https://www.honor.com/global/news/honor-alpha-mwc-2025/ (дата обращения: 03.06.2025).
[37] Apple Teams Up with Alibaba to Bring AI Features for iPhones in China, The Information Reports // Reuters. 11.02.2025. URL: https://www.reuters.com/technology/apple-partners-with-alibaba-develop-ai-features-iphone-china-information-reports-2025-02-11/ (дата обращения: 03.06.2025).
[38] Lunar Data Center Achieves First Success En Route to the Moon // Lonestar. 05.03.2025. URL: https://www.lonestarlunar.com/press-release/lunar-data-center-achieves-first-success-en-route-to-the-moon (дата обращения: 03.06.2025).