Наша гуманитарная мысль возвращается, наконец, к одной из главных задач – рациональному и систематическому самосознанию России как великой евразийской державы. Она не является частью ни западного, ни восточного культурно-географических миров, а имеет ярко выраженное цивилизационное своеобразие. Обновлённая Концепция внешней политики определяет Россию именно как евразийскую державу, выступающую «осевой» частью более широкого евразийского социокультурного пространства.
Для обозначения интеграционных механизмов в системе взаимодействий цивилизаций применяются разные понятия. Наиболее известное – «путь», используемое в китайском геополитическом и геоэкономическом проекте «Один пояс – один путь». В свою очередь, сам проект отсылает к Великому шёлковому пути, в течение веков связывавшему цивилизации Востока и Запада.
Интеграционные механизмы, как правило, многофункциональны, но прежде всего они выполняют экономическую и политическую роль. Однако для понимания социокультурных составляющих интеграционных процессов в Евразии целесообразно обратиться к понятию цивилизационного коридора. Это значимо для верного понимания истории, современного состояния и перспектив комплексного развития евразийского пространства.
О цивилизационных коридорах
Понятие «цивилизационного коридора» используется некоторыми отечественными авторами. Но оно толкуется либо в политико-экономическом и темпоральном смысле[1], либо связывается с технологическими механизмами[2]. Мы предлагаем более широкую трактовку. Цивилизационный коридор – это устойчивые пространственно-временные каналы обмена материальными и духовными ценностями, опытом создания экономических, государственно-правовых и военных институтов, а также научно-техническими, художественными и хозяйственно-бытовыми достижениями между различными цивилизационными и субцивилизационными сообществами[3]. В данной статье речь только о тех цивилизационных коридорах, которые проходят через территорию России.
Во-первых, они представляют собой, образно говоря, разветвлённую «венозную систему», наполненную «кровью» материальных и человеческих ресурсов, знаний и технологий, продуктов духовного творчества между различными странами и народами.
Во-вторых, цивилизационные коридоры воплощают проникновение природных и культурных оснований развития и взаимодействия народов, выступая структурообразующими элементами культурных ландшафтов конкретных регионов и макрорегионов Евразии.
В-третьих, являются динамичной системой коммуникаций, подверженных воздействию разнообразных факторов, различающихся длительностью существования и внутренним потенциалом. В их рамках реализуются разные типы внутри- и межцивилизационных взаимодействий, включая конфликтные.
В-четвёртых, цивилизационные коридоры выполняют важные созидательные функции: торгово-экономические, политические, познавательные, информационно-просветительские, культурно-коммуникативные, паломнические и другие.
В-пятых, по вектору пространственной направленности коридоры можно подразделить на широтные (по линии Восток – Запад), и меридиональные (Север – Юг). Пересечение разнонаправленных коридоров образует межцивилизационную торгово-экономическую, политическую, этнокультурную и интеллектуальную сеть, обеспечивающую целостность Евразии, которая долго представляла собой единую и единственную мир-систему, а теперь вновь превращается в «осевую» зону развития.
В-шестых, в узлах пересечения меридиональных и широтных цивилизационных коридоров формируются крупные торговые, политические и культурные центры, в своё время сыгравшие и порой продолжающие играть важнейшую роль в мировой истории. Таковы Киев и Астрахань, Дербент и Хорезм, Нижний Новгород и Казань, Урумчи и Турфан, Яркенд и Улан-Батор и другие.
В-седьмых, тот или иной цивилизационный коридор может первоначально зародиться как региональный канал взаимодействия и культурного обмена между локальными сообществами, а потом приобрести макрорегиональный или глобальный характер под воздействием новых природных и исторических обстоятельств.
Принципиально важно отметить: тот, кто инициирует прокладку цивилизационных коридоров, развивает и расширяет их, формирует и объединяет Евразию на своих правилах «цивилизационной игры». Были исторические эпохи, когда основные коридоры контролировались одним государством (империей). В своё время применительно к Великому шёлковому пути ими являлись Тюркский каганат, империи Чингисхана и Тамерлана. Сейчас такие попытки осуществляет Китай, в том числе через реализацию «Одного пояса – одного пути». Россия имеет исторический опыт развития цивилизационных коридоров, и у неё есть возможность реализовать современные интеграционные проекты.
Россия в системе цивилизационных коридоров Евразии
Цивилизационные коридоры сыграли решающую роль в становлении и развитии России как великой евразийской и мировой державы. В той или иной степени они продолжают это делать и могут упрочить свои созидательные функции в будущем. К их числу следует отнести четыре меридиональных коридора: два речных, переходящих в морские, которые расположены в западной части страны (Днепровско-Черноморский и Волжско-Каспийский) и два сухопутных в зауральской России (Алтай – Гималаи и Бурятия – Монголия – Тибет), а также три широтных (Великий шёлковый путь, который северной веткой проходит по Великой евразийской степи, Транссиб и Северный морской путь).
Эти семь коридоров обеспечили связи России с Востоком и Западом, Севером и Югом Евразии, определили её выгодное срединное геополитическое, геоэкономическое и геокультурное положение. Одновременно они способствовали становлению черт национального характера, которые помогли интегрировать в рамках российской евразийской цивилизации представителей самых разных территориальных, этнокультурных и религиозных групп и субцивилизационных сообществ.
Днепровско-Черноморский коридор
Он был определяющим при формировании древнерусского государства, испытывавшего разнообразные цивилизационные влияния, основные из которых: с севера – варяги, с юга – Византия. Древняя Русь со столицей в Киеве была причастна к широтному цивилизационному коридору Великой степи, который обеспечивал взаимодействие с западным и восточным культурно-географическими мирами. По сути, Днепр имел «осевое» цивилизационное значение, где сходились пути с разных сторон света. Об этом красноречиво написано в «Повести временных лет»: по Днепру на север можно через волок попасть в Ловать и Ильмень-озеро, оттуда в Варяжское море, а через него доплыть до самого Рима и вернуться морским путём обратно к Царьграду и Чёрному морю, т.е. фактически обогнуть весь европейский континент[4].
На примере Днепра важно зафиксировать одну из закономерностей развития цивилизационного коридора: он может временно прерываться под воздействием внешних обстоятельств (пришедших с Востока степных кочевников и Крымского ханства), но потом вновь восстанавливаться.
Днепр впоследствии служил важным каналом связи между русским, белорусским и украинским народами, вышедшими из общерусских киевских корней. В настоящее время он, к сожалению, стал коридором цивилизационного размежевания и конфронтации, но превращение его вновь в живую нить связи между восточнославянскими народами, севером и югом Евразии – важнейшая задача отечественной политики.
Волжско-Каспийский коридор
Он также имел важное значение для становления Древней Руси, о чём опять же свидетельствует «Повесть временных лет». Волжская артерия через многочисленные притоки связывала её северную и центральную часть с южными и восточными районами.
Одновременно Волга через Каспийское море обеспечивала межцивилизационное взаимодействие Руси с исламским миром, Ираном и Индией. Как отмечает Василий Ключевский, опираясь на свидетельства арабского писателя IX века Хордадбе, русские купцы спускались вниз по Волге в Каспийское море и доходили потом на верблюдах до Багдада[5]. Хазария и Волжская Булгария выступали важнейшими торговыми посредниками между Русью и странами Востока.
По этому коридору с юга поступали предметы восточной роскоши, шёлк, фарфор, ценные книги, а в обратном направлении шли русские меха, предметы ремесленничества, соль и другое. Например, в период расцвета Болгар, столица Волжской Булгарии, славился разными видами ремёсел, выступал перекрёстком цивилизационных связей, а впоследствии Астрахань была главным «караван-сараем» в торговле между востоком и западом, севером и югом Евразии. Там, в частности, много лет функционировала индийская торговая фактория со складскими помещениями, гостевыми домами и индуистскими храмами.
Как и Днепровско-Черноморский коридор, Волжско-Каспийский путь испытывал периоды взлёта и падения, перерыва и возрождения. Тверского купца Афанасия Никитина можно рассматривать как великого первопроходца, символизирующего единение России, Персии и Индии. Примечательно, что знаменитый труд купца-путешественника-мыслителя-писателя «Хождение за три моря» был приравнен к числу важнейших русских государственных документов своей эпохи.
В условиях нынешнего цивилизационного кризиса и острого противостояния России и Запада[6], меридиональный геополитический, энергетический, торговый и культурный цивилизационный коридор Волга – Каспийское море – Иран – Персидский залив – порты Индии приобретает особое значение[7].
Великий коридор Алтай – Гималаи
Самый древний и одновременно менее всего изученный. С давних времён он связывал Северную и Южную Евразию, Сибирь и Индию. На чём основываются такие утверждения?
Об этом свидетельствуют данные археологических исследований, а также письменные источники, прежде всего китайские, которые говорят об индоевропейцах как древнейшем населении, расселённом на обширных пространствах между Алтаем и Гималаями. В китайских хрониках они назывались динлинами.
Обозначенную гипотезу подтверждают находки мумий древних индоевропейцев в степных и пустынных районах китайского Синьцзяна между Алтаем и Гималаями. Научные исследования свидетельствуют, во-первых, об их смешанном, европейском и сибирском, происхождении[8]; во-вторых, о высоком уровне развития у них кожевенного дела и ткачества; в-третьих, о связи динлинской культуры с регионами Гиндукуша и Гималаев, на что указывает, в частности, присутствие в их могилах эфедровых палочек, которые применялись в медицинских и ритуальных целях в ведийской традиции Ирана и Индии[9].
Индийские учёные также говорят о проникновении древних индоевропейцев через Гималаи в Северную Индию, называя соответствующие племена кхаши и отмечая, что они происходят от арийских племён Центральной Азии[10]. Известный исследователь истории и культуры индийских Гималаев профессор Ом Чанд Ханда считает, что кхаши в древности населяли огромные территории, о чём свидетельствуют многочисленные сохранившиеся названия разных мест, имеющих соответствующую лексическую основу: Кхашир (Кашмир), Кхашагар (Кашгар), Кхашвад (Кишатвад)[11].
Цивилизационный коридор между Алтаем и Гималаями, вероятно, продолжал действовать и в более поздние эпохи. Хорошо известно, что памятники скифо-сарматской культуры (VII–III в. до н.э.) со знаменитым «звериным стилем» были обнаружены на огромных пространствах Евразии от Алтая и Тибета до Причерноморья, от Синьцзяна до верховьев Инда. Другой важный момент касается широкого распространения буддизма в Центральной Азии. Вплоть до исламского завоевания этого региона в IX–X веках именно буддийский цивилизационный субстрат, нашедший отражение в многочисленных памятниках архитектуры, скульптуры, живописи разных эпох и стилей, обеспечивал культурное единство Евразии в интересующем нас меридиональном направлении. Буддийские центры, в свою очередь, имели устойчивые контакты с широтным цивилизационным коридором Великого шёлкового пути.
Эти и другие значимые факты, которые анализируются нами в упоминавшейся выше статье[12], свидетельствуют о многовековом функционировании цивилизационного коридора Алтай – Гималаи. Обратим внимание лишь на следующие моменты.
Во-первых, как и в ситуации с предыдущими меридиональными цивилизационными коридорами он подвергался серьёзным испытаниям. Среди них проникновение мусульманских завоевателей с Востока в Центральную Азию, а также усиление влияния кочевых государственных объединений на пространстве Великой степи. В результате в XVII–XVIII веках коридор фактически перестал работать, а Синьцзян, Тибет и Юго-Западный Китай превратились в замкнутые территории, закрытые для европейцев.
Во-вторых, его постепенное восстановление связано с активной внешней политикой России после присоединения Сибири и системным изучением Центральной Азии великими русскими путешественниками во главе со знаменитым Николаем Пржевальским. Во многом именно благодаря русской науке этот цивилизационный коридор между севером и югом Евразии заработал вновь.
В-третьих, существует возможность, о чём мы писали[13], прокладки транспортно-энергетического коридора с Алтая в Индию через Восточный Казахстан и/или Западную Монголию и Западный Китай с перспективой не только взаимовыгодного торгового обмена, но и создания сети интернациональных научно-производственных высокотехнологических кластеров, а также интенсификации межнационального и межрелигиозного диалога евразийских народов.
В-четвёртых, если учесть, что с Алтайских гор стекают реки Катунь и Иртыш – два крупнейших притока Оби, впадающей в Северный Ледовитый океан, можно говорить о возможности сквозного цивилизационного коридора Евразии, способного объединить её южные и северные территории. Любопытно, что в 1614 г. «английский посол Джон Мерик просил в Москве дозволения основать вольную торговлю по р. Оби с Индией и Китаем, но получил отказ», мотивированный с русской стороны тем, что «давно уже англичане туда дорогу ищут»[14]. Таким образом, глобальная значимость этого цивилизационного коридора косвенно подтверждается интересом к нему наших геополитических противников.
Если цивилизационный коридор Алтай – Гималаи удастся восстановить с помощью прокладки железнодорожного и автомобильного пути из Индии через Китай, Казахстан и/или Монголию в Россию, то через реку Обь он может быть продлён до Северного Ледовитого океана. Тем самым мы получим подлинно «осевой» меридиональный коридор, соединяющий юг и север Евразии и проходящий через все её широтные цивилизационные коридоры.
Коридор Бурятия – Монголия – Тибет
Самый восточный из коридоров, возник позднее других. Он имеет преимущественно культурно-паломническое и научное значение и начинает формироваться с XIII века, когда буддийские идеи впервые проникают в Монголию. С XVI века действует на постоянной основе. С севера на юг идут к святыням и монастырям Тибета многочисленные монгольские паломники-буддисты, включая желающих получить религиозное и медицинское образование. Их караваны везут в Тибет сибирские меха и другие дары, а с юга на север, из Тибета через восточные провинции Китая во Внутреннюю и Внешнюю Монголию, доставляют буддийскую религиозную и медицинскую литературу, предметы искусства и культа. Начиная с XVIII века в состав караванов, идущих из Монголии в Тибет, во всё возрастающем числе входят паломники из Бурятии.
Благодаря этому коридору установлены прочные связи между российской цивилизацией и народами Центральной Азии, произошла интенсификация межрелигиозного диалога буддистов с православными. Всё это внесло важный вклад в общее укрепление геополитических позиций России на Востоке, позволило выстроить достаточно взвешенную политическую линию относительно такой влиятельной мировой религии, как буддизм. Кроме того, буддизм стал важной внутренней, можно сказать, субцивилизационной, составляющей российской евразийской цивилизации, выступая вместе с православием и исламом одним из условий укрепления её социокультурного потенциала и устойчивости.
Но геополитические притязания некоторых государств распространялись и на этот коридор. В результате длительное время путь европейцам в Тибет был закрыт и с севера, и с юга. Так, русские путешественники второй половины XIX – начала XX века, имевшие безусловный приоритет в исследовании Центральной Азии, не сумели официально попасть в Лхасу. Например, до неё не добрался Николай Пржевальский.
В ХХ веке этот культурно-паломнический путь был прерван сначала в результате атеистических преобразований в социалистической Монголии, направленных против буддизма, а в середине века по причине установления китайского контроля над Тибетом. Лишь в 1990-е гг. начинают активно восстанавливаться культурно-религиозные и научные контакты между Бурятией, Монголией и Тибетом, а современные средства коммуникации способствовали появлению разных форм сотрудничества. Так, Улан-Удэ превратился в мощный и влиятельный буддологический научный центр международного уровня. В Бурятии активно развивается и изучается тибетская медицина. По сути, мы имеем дело с научной формой восстановления цивилизационного коридора, позволяющего разным культурным традициям взаимодействовать в научно-философском и религиозном постижении мира и человека.
Любопытно, что единственным человеком, который в ХХ веке прошёл обоими восточными горными цивилизационными коридорами, был великий русский художник, путешественник и мыслитель Николай Рерих в ходе его знаменитой центральноазиатской экспедиции 1925–1928 годов. Он доказал, что горы не разъединяют, а, наоборот, соединяют людей и цивилизации, поскольку не только сохраняют память о древних путях и культурном наследии народов, но пробуждают у них волю к практическому и духовному восхождению.
Широтные цивилизационные коридоры Евразии
К значимым широтным цивилизационным коридорам Евразии относятся, как отмечалось: а) Великий шёлковый путь, который в своей северной части проходил по пространству Великой степи; б) относительно молодой по историческим меркам цивилизационный коридор в виде Транссибирской железнодорожной магистрали, проходящий через азиатскую и европейскую Россию от Тихого океана до Балтики; в) формирующийся Арктический океанический цивилизационный коридор, который может иметь грандиозное будущее.
Великой степи и Великому шёлковому пути, которые издавна связывали восток и запад Евразии, посвящён массив исследований, поэтому мы не будем на них останавливаться. Отметим только, что эти коридоры пролегали по территории многих стран и служили каналом многостороннего взаимодействия. Одновременно за военный и политический контроль над ними шла многовековая, порой жестокая, кровавая борьба, поскольку её успех приносил многочисленные и разнообразные дивиденды. Скифы, гунны, тюрки, хазары, половцы, монголы, арабы, китайцы проявляли особую активность. Частные торговые и экономические, а также политические интересы играли определяющую роль, а обмен знаниями и культурными достижениями между различными цивилизациями выступал как продукт, по сути, производный. Возможно, поэтому цивилизационные аспекты этих коридоров часто не попадали в фокус внимания исследователей.
В целом эти древние широтные коридоры Евразии были каналами не только позитивного взаимодействия, но и конфликта цивилизаций. Они выступали пространством и мира, и ярой вражды между народами, а иногда и местом сознательного уничтожения чужого культурного наследия, чужих святынь и чужой культурной памяти. Достаточно вспомнить до основания разрушенную в IX веке н.э. енисейскими киргизами столицу Уйгурского каганата город Хара-Балгас в знаменитой долине Орхона или обезображенные воинствующими исламистами буддийские фрески долины «Тысячи будд» в Турфанском оазисе Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
Транссибирская железнодорожная магистраль
Знаменитый Транссиб был построен в конце XIX – начале XX века за невероятно короткий срок. Один из главных инициаторов этого грандиозного проекта российский государственный деятель Сергей Витте называл его Великим Сибирским путём, связывая с ним перспективы развития самой России, а также её стратегически значимых восточных земель[15]. Известна также оценка Транссиба как сухопутного Суэцкого канала.
Транссиб объединил самой протяжённой на планете железнодорожной магистралью не только всю Россию, но также Восток с Западом. Через него можно пересечь весь евроазиатский континент от Тихого океана до Атлантики, от Владивостока до Лиссабона. Сама же магистраль со всей системой поселений, промышленных объектов, комплексной инфраструктурой и миграционными потоками превратилась в важный широтный коридор Евразии, обеспечивая внутри- и межцивилизационные взаимодействия по самому широкому спектру составляющих.
Нет необходимости останавливаться на роли, которую Транссиб сыграл и продолжает играть в развитии России, вовлекая колоссальные ресурсы Сибирского региона. Обратим лишь внимание на возрастание его глобальной экономической, геополитической, а также социокультурной значимости. Крайняя форма обострения отношений России с Западом и невиданное в истории санкционное давление вызвали острую необходимость существенного усиления восточного вектора внутренней и внешней политики (поворот на Восток). К сожалению, это происходит не столь масштабно, комплексно и последовательно, как того требует не только природа самой России (евразийской цивилизации), но и кризисная мировая ситуация. Поэтому для характеристики текущего состояния восточного вектора нашей политики больше подходит используемая некоторыми экспертами метафора «недоповорот на Восток». Но, как отмечали участники прошедшего в сентябре 2024 г. во Владивостоке XIV съезда востоковедов, и такая оценка во многих отношениях излишне оптимистична.
Десять лет назад тогдашний президент РАО РЖД Владимир Якунин и ректор МГУ Виктор Садовничий предложили фундаментальный мегапроект Трансъевразийский пояс «Развитие (Razvitie)», ТЕПР[16]. Он предполагал не просто модернизацию Транссиба, но и развитие его именно как межцивилизационного коридора. К сожалению, важный проект остался на уровне деклараций, а предпринимаемые усилия и темпы модернизации Транссиба далеки от реальных потребностей и несопоставимы с периодом 130-летней давности. Так, сообщается, что на Восточном полигоне за последние шесть лет построено 800 км нового полотна[17], то есть в среднем чуть больше 130 км в год. Это гораздо меньше среднегодовых темпов строительства в позапрошлом веке (они оцениваются в 650–700 км).
Знаменитое предсказание Михаила Ломоносова гласит: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке»[18]. В значительной мере оно уже реализовано, ведь именно благодаря ресурсам Сибири и Севера Россия стала великой державой.
Успешное развитие России в перспективе возможно лишь при разумной интеграции сухопутных и морских транспортных магистралей, где главенствующую роль, кроме Транссиба, играет Северный морской путь (СМП).
Перспективный арктический коридор[19]
Грандиозный проект прокладки СМП был осуществлён в советское время, что сыграло важную роль в истории хозяйственного освоения и обустройства арктического побережья. После периода запустения этот регион вновь официально признан глобально значимой территорией Российской Федерации с принятием серьёзных государственных решений. Современные планы по комплексному освоению Арктики сравнимы с космическим и ядерным советскими проектами[20], а глобальная цивилизационная значимость региона в XXI веке сопоставляется с ролью Средиземноморья для Древнего мира, Балтийского моря – для Ганзейского периода Средневековья, Атлантического океана – для эпохи Великих географических открытий[21].
Хорошо известны оценки роли природно-ресурсного, производственного и транспортно-коммуникационного потенциалов российской Арктики, а также её возрастающей геополитической и военной важности. До сих пор предметом анализа не становился другой аспект – о цивилизационном влиянии Арктики и осуществляемых здесь проектов на развитие других регионов Земли. При разумном подходе Арктика способна обеспечить всестороннюю связь не просто цивилизаций Востока и Запада, но также Глобального Севера и Юга. Иначе говоря, сугубо транспортный арктический океанический морской путь имеет возможность превратиться в важнейший сухопутно-океанический цивилизационный коридор.
Настало время после многовековых метаний, «поворотов-разворотов» России то, как пишет Андрей Головнёв, на европейский Запад, то на ордынский Восток, то на византийско-христианский Юг – вернуться к себе самой и осознать, что она – «самая северная страна планеты по расположению, природе и культуре»[22]. Поэтому перспектива России – в системно продуманной «северной» государственной политике.
Российская Арктика с учётом этнокультурного разнообразия и исторического опыта взаимодействия множества народов Севера как между собой, так и с другими народами уже представляет собой сложившийся локальный северный цивилизационный коридор. Об этом свидетельствует успешная интеграции разных типов культур, хозяйственных укладов и бытовых традиций.
В условиях климатических изменений всё больше стран мира заинтересованы в сотрудничестве с Россией по транспортному использованию Северного морского пути. Разрыв со странами и компаниями Запада является, с одной стороны, скорее временным, с другой – может компенсироваться, хотя и не без трудностей, за счёт связей с государствами мирового большинства. Этот транспортный путь лежит через одну страну, контролируется одним государством, не зависит от возможных локальных конфликтов и смены политических режимов, как это имеет место в других регионах мира.
С учётом исторической приверженности России к диалогу и синтезу культур арктический цивилизационный коридор способен геополитически, геоэкономически и геокультурно примирить ныне противостоящие народы и цивилизации, опираясь на духовные ценности соборности, братства, нестяжательства, справедливости и правды в ходе реализации общего жизненно важного дела. Эта задача предполагает объединение не только политических и хозяйственно-экономических, но также научных потенциалов, поскольку успешное решение фундаментальных проблем и реализация грандиозных планов требует взвешенных, соборно продуманных и научно обоснованных подходов в экологически хрупкой биосфере Севера.
Взаимное познание и признание культур и образов жизни может быть подкреплено активным развитием арктического туризма: этнокультурного, экологического, событийного, экстремального, спортивного (включая промысловый). Особая перспектива – круизный туризм по СМП.
Русский народ, прежде всего в лице поморов и казаков, сыграл особую роль в освоении огромных арктических и сибирских пространств. В том числе благодаря умению не противостоять «инородцам», а договариваться и брататься с ними. На долю нашего народа, имеющего богатый опыт «переступания» через границы национального эго, ложится важная собирательная миссия в рамках уже не локального, а глобального арктического сухопутно-океанического цивилизационного коридора. Великий помор Михаил Ломоносов пророчески предрекал: «Северный океан есть пространное поле, где <…> усугубиться может российская слава, соединённая с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку»[23]. Мы сейчас на этом пути!
Авторы:
Андрей Иванов, доктор философских наук, профессор, директор центра гуманитарного образования Алтайского государственного аграрного университета
Юрий Попков, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН
[1] Нисевич Ю.А. Постиндустриальный цивилизационный транзит: институциональный аспект // Общественные науки и современность. 2020. No. 1. С. 77–88.
[2] Подберёзкина О.А. Цивилизационные коридоры // Viperson. 01.02.2024. URL: https://viperson.ru/articles/tsivilizatsionnye-koridory#:~:text (дата обращения: 03.06.2024).
[3] См.: Иванов А.В., Попков Ю.В. Меридиональные цивилизационные коридоры Евразии: ретроспективы и перспективы // Евразийский ежегодник. 2024. No. 2. С. 52–56; Иванов А.В., Попков Ю.В. Северный цивилизационный коридор в евразийском социокультурном пространстве: постановка проблемы // Арктика и Север. 2025. No. 59. С. 100–115.
[4] Повесть временных лет. В кн.: А.Г. Кузьмина, А.Ю. Карпова (Ред.), Златоструй. Древняя Русь X–XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 39.
[5] Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. I. М.: Мысль, 1987. С. 140.
[6] Одна из зримых черт современного глобального кризиса – как раз разрыв цивилизационных коридоров или превращение их в пространство конфронтации. Это касается, в частности, северного Прибалтийского и южного Придунайского цивилизационных коридоров между Европой и Россией.
[7] См., например: Грандиозные проекты, сопротивление Западу: что объединяет РФ и Азербайджан // News.ru. 22.04.2024. URL: https://news.ru/cis/grandioznye-proekty-soprotivlenie-zapadu-chto-obedinyaet-rf-i-azerbajdzhan/ (дата обращения: 03.06.2025).
[8] Шутилин Ю. Таримские мумии со смешанной кровью // Проза.ру. 22.07.2019. URL: https://proza.ru/2019/07/22/551 (дата обращения: 03.06.2025).
[9] Белокурые мумии из пустыни Такла-Макан // Яндекс. 30.12.2022. URL: https://yandex.ru/video/preview/6763689348931297240 (дата обращения: 03.06.2025).
[10] Singh M.G. Himachal Pradesh: History, Culture & Economy. Shimla: Minerva Publishers & Distributers, 2010. Р. 34.
[11] Handa O.C. Buddhist Monasteries of Himachal. New Delhi: Indus Publishing Company, 2004. Р. 28.
[12] Иванов А.В., Попков Ю.В. Меридиональные цивилизационные коридоры Евразии. С. 63–69.
[13] Иванов А.В., Гупта П.М., Попков Ю.В., Фотиева И.В. Трансъевразийские транспортные мегапроекты: проектные замыслы // Регион: экономика и социология. 2017. Т. 96. No. 4. С. 267–284.
[14] Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных по Сибири. 1032–1882 гг. Сургут: Северный дом, 1993. С. 58–59.
[15] Витте С.Ю. Воспоминания в 3-х т. Т. 1. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. С. 441.
[16] 11 марта 2014 года состоялось очередное заседание Российской академии наук // Российская академия наук. 11.03.2024. URL: http://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=0c3705ee-0c1d-4830-963a-e7fe4ad99569&print=1 (дата обращения: 03.06.2025).
[17] В конце 2024 года на БАМе и Транссибе был введён ряд ключевых объектов // Дзен. 03.01.2025. URL: https://dzen.ru/a/Z3diuCbj0llJpZ5- (дата обращения: 03.06.2025).
[18] Ломоносов М.В. Для пользы общества. М.: Советская Россия, 1990. С. 354–355.
[19] См. подробнее: Иванов А.В., Попков Ю.В. Северный цивилизационный коридор.
[20] Ивантер В.В., Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Арктический мегапроект в системе государственных интересов и государственного управления // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. Т. 7. No. 6. С. 6.
[21] Татаркин А.И. (Ред.) Российская Арктика: современная парадигма развития. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 16.
[22] Головнёв А.В. Северность России. СПб.: МАЭ РАН, 2022. С. 2.
[23] Ломоносов М.В. Указ. соч. С. 290–291.