07.04.2004
Знать теорию, освоить практику
№2 2004 Март/Апрель

В июне 2004 года взаимоотношения Российской Федерации и
Европейского союза отметят первый юбилей – десять лет со дня
подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Круглая
годовщина основополагающего документа – это серьезный повод для его
критического осмысления, а также для определения новых направлений
развития нормативной базы взаимодействия России и ЕС. Очевидно, что
СПС нуждается в дополнении, детализации и конкретизации с учетом
накопленного опыта. Фундаментальные изменения, происходящие и в
России, и в странах ЕС, требуют корректировки совместной
деятельности. Выходу кооперации на новый уровень способствовала бы
разработка Декларации о стратегическом партнерстве и
сотрудничестве. Но очередной политический документ общего
характера, каких за истекшее десятилетие было подготовлено немало,
нам не нужен. Декларация, направленная на укрепление международного
мира, безопасности и правопорядка в ХХI веке, должна включать в
себя элементы прогноза, дать перспективное, но максимально
конкретное видение совместных целей и задач.

Формируя новые схемы и модели интеграционной деятельности,
Россия и ЕС опираются на мировой опыт. Например, в ходе разработки
концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП)
стороны внимательно изучали принципы торгово-экономических
отношений ЕС со странами – членами Европейской ассоциации свободной
торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария), а также
практику сотрудничества в рамках таких латиноамериканских
объединений, как МЕРКОСУР и Андское сообщество. Этот подход
свидетельствует об открытости партнерства Россия – ЕС, о его связи
с другими субъектами мировой политики и экономики.

Вместе с тем диалог между Россией и Европейским союзом не всегда
проходил гладко, сегодня же эти шероховатости особенно заметны.
Среди факторов, осложняющих отношения, – крайне жесткая позиция
делегации ЕС на переговорах по условиям присоединения России к ВТО;
применение Евросоюзом антидемпинговых мер против российских
экспортеров (на сегодня в ЕС действуют 11 антидемпинговых пошлин в
отношении российских товаров); расхождение в политических оценках
(в частности, ситуации в Чечне). Многие нормативные документы,
непосредственно касающиеся России, готовятся без согласования с ней
(так произошло, например, с перечнем условий участия РФ в операциях
на Балканах под эгидой Евросоюза). Когда в свое время Москва
предложила создать группу переговорщиков по вопросам транзита в
Калининградскую область и из нее, Брюссель ответил жестким отказом.
В дальнейшем, правда, сама жизнь заставила обратиться к такому
формату и найти согласованное решение, уважающее суверенитет
Российской Федерации, Литвы и шенгенские правила. Этот пример
показал, что сотрудничество России и ЕС результативно в том случае,
если оно регулируется международным правом, а не желанием или
правилами одной из переговорных сторон.

Анализ успехов и неудач совместной работы России и ЕС
подсказывает, какие действия следует предпринять в будущем в целях
укрепления партнерства. В первую очередь необходимо
усовершенствование правовой базы партнерства, в которой отсутствуют
такие, например, важные в сегодняшней ситуации положения, как формы
и условия взаимодействия в сфере борьбы с международным
терроризмом.

Выдвижению законотворческих инициатив и подготовке будущих
международно-правовых актов будет способствовать постоянный
мониторинг правоприменительной практики, интересов и потребностей
сторон. Мониторинг должен охватить все сферы, находящиеся в ведении
девяти отраслевых подкомитетов: торговлю и промышленность,
энергетику, окружающую среду, науку и технику, развитие людских
ресурсов, транспорт, телекоммуникации и космос, горнодобывающую
промышленность, охрану прав интеллектуальной собственности,
таможенное  и трансграничное сотрудничество, сельское
хозяйство и защиту прав потребителей, финансы и пр.

Данный процесс требует участия регионов России и Европейского
союза, депутатов Европарламента и членов Федерального собрания
России. Пора заняться подготовкой таких документов, как Соглашение
о содействии экономическому, техническому и культурному
сотрудничеству регионов Российской Федерации и Евросоюза,
Соглашение о трансграничном сотрудничестве РФ – ЕС, Соглашение о
сотрудничестве между Федеральным собранием РФ и Европейским
парламентом.

Пристальное внимание необходимо уделить развивающемуся в Европе
весьма важному процессу регионализации. Для использования
возможностей, которые предоставляет этот процесс, настоятельно
необходимо активизировать связи российского парламента с Комитетом
регионов ЕС, полноценно использовать потенциал Совета глав
субъектов РФ, а также возможности семи российских федеральных
округов во главе с полпредами президента. В перспективе нужно
стремиться к созданию Совета регионов России и Евросоюза, готовить
совместные инициативы в рамках европейской региональной политики и
вносить их в Совет Европы, в Конгресс местных и региональных
органов власти, Ассамблею европейских регионов. Региональная
политика – вторая по объему финансирования статья в проекте
долгосрочного бюджета ЕС (2007—2013 гг.), который обсуждается
сейчас в Еврокомиссии. Так что участие в региональном
сотрудничестве и совместных региональных проектах может принести
нашей стране реальную выгоду.

Расширение сотрудничества требует укрепления организационных
основ партнерства, оптимизации структур политического
взаимодействия. Начало этому положено на Санкт-Петербургском
саммите Россия – ЕС в мае 2003 года, где Совет сотрудничества был
преобразован в Постоянный совет партнерства. В ближайшее время
следует согласованно определить его статус и программу деятельности
в формате заседаний министров иностранных дел стран – членов ЕС и
РФ. Ряд структур необходимо разделить: к примеру, взаимодействие в
правоохранительной сфере достигло такого уровня, что появилась
потребность в создании самостоятельного звена.

Координацию между различными российскими участниками диалога РФ
– ЕС, то есть органами государственной власти, регионами,
хозяйствующими субъектами, обеспечило бы образование при российском
президенте Комиссии по вопросам европейской интеграции, которая
вначале действовала бы как общественный, а затем как
государственный орган.

И, наконец, нельзя забывать о той роли в европейской политике и
культуре, которую традиционно играет Санкт-Петербург. Открытие на
берегах Невы центра парламентаризма, который объединит
парламентариев России и стран – членов ЕС (например, по образцу уже
действующей там Межпарламентской ассамблеи государств – участников
СНГ), безусловно, поспособствует интенсификации политического
диалога.

Дипломатия – это еще одна сфера, где необходимо предпринять
важные шаги в целях укрепления партнерства между Россией и
Европейским союзом. Надо признать, что потенциал российских
загранучреждений в Европе (посольства, консульства, постпредства
при международных организациях) задействован пока не полностью, а
постоянное представительство РФ при Европейских сообществах
(Брюссель), своего рода форпост России в сердце объединенной
Европы, нуждается в существенном усилении – и в кадровом, и в
материально-техническом плане.

Заметную роль в интенсификации диалога Россия – ЕС способны
играть деловые круги. Уже начал работать «круглый стол»
промышленников России и Евросоюза: проведены заседания по вопросам
сотрудничества в области энергетики, транспорта, информационных
технологий, инвестиций и др. В дальнейшем заседания «круглого
стола» было бы целесообразно проводить в отдельных регионах России,
посвящая их важнейшим экономическим проблемам.

Предстоит разработать систему эффективного представительства
российских деловых кругов при штаб-квартире в Брюсселе, опираясь на
нормативную базу и практику лоббирования деловых интересов в
структурах Евросоюза. С этой целью имеет смысл организовать в
рамках программы ТАСИС серию семинаров в Брюсселе и Москве с
привлечением специалистов из Еврокомиссии, Торгово-промышленной
палаты РФ и других объединений промышленников.

Взаимоотношения Россия – ЕС достигли такой стадии, когда для их
дальнейшего развития России нужны высококвалифицированные
специалисты, вооруженные современными знаниями в таких областях,
как теория, методология и практика евроинтеграции. Поэтому одной из
приоритетных задач является усовершенствование системы
специализированных межрегиональных кафедр европейского права,
экономики Евросоюза и т. п. Неоценимый вклад способны внести такие
вузы, как МГУ, МГИМО (У), Санкт-Петербургский, Казанский и
Ростовский университеты, Дипломатическая академия МИД РФ.
Существенную пользу принесло бы также создание (с помощью программы
ТАСИС) общероссийского Центра документации Евросоюза. В
методическом плане к этому процессу стоило бы привлечь МИД РФ
(Секретариат правительственной комиссии РФ по сотрудничеству с
Евросоюзом), Минэкономразвития (Департамент торговой политики и
многосторонних переговоров), Центр документации ЕС при МГУ и
Институт Европы РАН.

Работу по укреплению сотрудничества между Россией и ЕС следует
вести постоянно. И тогда российско-европейское партнерство,
основанное на глубоком анализе возникающих проблем, на принципах
ответственности и приверженности международно-правовым нормам,
станет по-настоящему эффективным и влиятельным институтом
международной системы.

Содержание номера
Бизнес вместо геополитики
Владимир Милов
Современный Китай: вызов или открывающиеся возможности?
Сергей Караганов
Китайский человек – основа всего
Александр Ломанов
Москва — Пекин: мы нужны друг другу
Сергей Приходько
Ядерный дрейф Украины
Юрий Дубинин
Пакистан против международной «мантры»
Евгений Антонов
Как остановить ядерный терроризм
Грэм Эллисон
Рождение новой Европы
Альгирдас Бразаускас
Знать теорию, освоить практику
Василий Лихачёв
Россия: конец европеизации?
Тимофей Бордачёв, Аркадий Мошес
Нормальная страна в ненормальном мире
Фёдор Лукьянов
Энергобезопасность Запада и роль России
Нодари Симония
Мафия, радикализм и право
Владимир Овчинский
Окна роста и приоритеты экономики
Владимир Мау
Россия – нормальная страна
Андрей Шлейфер, Даниел Трейзман
Опасность простых решений
Марк Медиш
Призвать экспертов в армию!
Виталий Шлыков
Время Марса
Станислав Лем
Зыбучие пески гегемонии
Збигнев Бжезинский