07.04.2004
Нормальная страна в ненормальном мире
№2 2004 Март/Апрель
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Россия ничем принципиально не отличается от других стран, переживающих переходный период. И нет оснований испытывать на ее счет какое-то особое беспокойство…

Статья американских экономистов Андрея Шлейфера и Даниела Трейзмана «Россия – нормальная страна», которую мы публикуем в этом номере, вызвала бурные споры, едва появившись на свет: сначала как доклад на международной конференции, а потом на страницах журнала Foreign Affairs. Точка зрения, что Россия сегодня – обычная страна, на долю которой выпали серьезные, но не катастрофические испытания, страна, в меру успешная, но не слишком выдающаяся, вызывает у многих удивление, граничащее с возмущением.

У одних – потому что они уверены: российская власть, отринув идеалы демократического обновления, вновь свернула с торной дороги цивилизованного развития, и надо бить в набат, обличая угрозу нового тоталитаризма. У других – потому что, мол, для «Третьего Рима» унизительно сопоставление с десятками иных переходных государств – от Мексики и Бразилии до Узбекистана и Венгрии. Тем более если подобное сравнение приводит к выводу: несмотря на огромные национально-культурные различия, процессы в этих странах протекают однотипные. Не каждый из нас с пеной у рта доказывает, что у России – свой, только ей предначертанный путь (вариант: своя миссия), но почти все мы – кто с гордостью, кто с чувством обреченности – в глубине души считаем: в России все не так, как у других. Лучше или хуже – в данном случае вовсе не принципиально.

Конкретные положения и выводы предоставим оценивать специалистам, но сам подход, который используют авторы для анализа современного состояния России, импонирует: не надо лишних эмоций. Чрезмерный оптимизм, порождая необоснованные иллюзии, приводит к излишним разочарованиям. А мрачный пессимизм не позволяет увидеть реальные достижения.

Постепенное выздоровление экономики и формирование устойчивой, хотя и не совсем той, какую мы ожидали, политической системы вновь ставят страну перед необходимостью определиться с ориентирами. Выбор, перед которым мы оказались в эпоху стабилизации, не менее важен, чем те судьбоносные решения, что принимались в революционную эру 1990-х. Ведь в ту пору ситуация острого кризиса либо просто не оставляла времени на серьезные раздумья, либо вызывала необходимость действий сугубо конъюнктурного свойства.

У государств Центральной и Восточной Европы, с которыми, в частности, сравнивают Россию Шлейфер и Трейзман, никогда не было сомнений, какую модель выбрать: западную, европейскую. Неизменность этого пути подтверждает в своей статье премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас. Москва сначала вроде бы тоже повернулась в европейскую сторону: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС предусматривало постепенную интеграцию в единую Европу. Спустя десять лет очевидно, что окрепшая Россия адаптироваться к нормам и правилам Европейского союза не собирается. Нужно корректировать принципы сотрудничества, считают Тимофей Бордачёв и Аркадий Мошес.

Важность наполнения новым содержанием практики взаимоотношений с другим великим соседом – Китаем – отмечают заместитель главы Администрации Президента РФ Сергей Приходько и ведущие российские китаеведы. О том, что связывает Москву и Вашингтон, рассуждает Марк Медиш, советник по внешней политике кандидата в президенты США от демократов Джона Керри.

Впрочем, мы живем в таком мире, который не располагает к неторопливым размышлениям о формах и векторах взаимодействия. Грэм Эллисон напоминает, что скорое овладение террористами ядерным оружием более чем вероятно. А патриарх научной фантастики Станислав Лем, напоминая, что даже супертехнологии бессильны против фанатика-самоубийцы, призывает сплотиться для решения проблем Земли: «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас».

В общем, Россия, возможно, и вправду вполне нормальная страна. Но вот мир, который нас окружает, считать нормальным получается далеко не всегда.

№2
2004 Март/Апрель
Полистать номер
Содержание номера
Бизнес вместо геополитики
Владимир Милов
Современный Китай: вызов или открывающиеся возможности?
Сергей Караганов
Китайский человек – основа всего
Александр Ломанов
Москва – Пекин: мы нужны друг другу
Сергей Приходько
Ядерный дрейф Украины
Юрий Дубинин
Пакистан против международной «мантры»
Евгений Антонов
Как остановить ядерный терроризм
Грэм Эллисон
Рождение новой Европы
Альгирдас Бразаускас
Знать теорию, освоить практику
Василий Лихачёв
Россия: конец европеизации?
Тимофей Бордачёв, Аркадий Мошес
Нормальная страна в ненормальном мире
Фёдор Лукьянов
Энергобезопасность Запада и роль России
Нодари Симония
Мафия, радикализм и право
Владимир Овчинский
Окна роста и приоритеты экономики
Владимир Мау
Россия – нормальная страна
Андрей Шлейфер, Даниел Трейзман
Опасность простых решений
Марк Медиш
Призвать экспертов в армию!
Виталий Шлыков
Время Марса
Станислав Лем
Зыбучие пески гегемонии
Збигнев Бжезинский