07.04.2004
Рождение новой Европы
№2 2004 Март/Апрель

Европейский союз, раскрывающий двери для десяти новых
государств-членов, вступает в новую эпоху своей истории. И хотя к
расширению Евросоюза мы готовились давно и тщательно, это событие
все равно станет серьезным вызовом для всей Европы – не только для
нынешних и будущих членов ЕС, но и для его соседей, в том числе и
для России. Изменения, происходящие в Старом Свете, – это своего
рода тест на гибкость для всех государств, проверка того, способны
ли они воспользоваться возможностями, которые предоставляет
расширение зоны европейской интеграции. Мы не сомневаемся: Литва
способна внести свой, по-настоящему творческий вклад в
строительство единой Европы. Со времен позднего Средневековья наша
страна не могла похвастаться таким уровнем участия в европейских
делах, какой ожидает нас после 1 мая 2004 года.

Литва вступает в Европейский союз с собственным уникальным
багажом. Этот багаж – богатый и многообразный опыт добрососедских
отношений с Россией, сотрудничества с российскими регионами.
Поэтому мы намерены активно использовать наши знания и опыт,
помогая партнерам по ЕС планировать и осуществлять инициативы в
отношении восточных соседей, прежде всего России.

Мы знаем на собственном опыте: проявив уважение к интересам и
позициям друг друга, Литва, Россия и Евросоюз способны найти
взаимоприемлемые ответы на вопросы, которые ставит перед ними
быстро меняющаяся ситуация. Наглядное доказательство этого –
переговоры о поездках российских граждан в Калининградскую область
и обратно. Мы убедились: если участники дискуссий настроены
конструктивно и исходят из прагматических соображений, цель
обязательно будет достигнута. После того как все полностью
выполнили обязательства, взятые в ходе переговоров, проблема была
решена.

Этот позитивный опыт необходимо развить, решая другие не менее,
а может быть, и более важные вопросы. Очень существенно, что
переговоры о калининградском транзите привлекли всеобщее, в том
числе и международное, внимание к проблемам Калининградской
области. Сегодня все заинтересованные стороны – Литва, ЕС, Россия –
демонстрируют понимание того, что будущее этой области в первую
очередь зависит от темпов ее социально-экономического развития.
России и Европейскому союзу пора еще раз сесть за стол переговоров,
чтобы договориться об общей долговременной стратегии развития
Калининградской области. Эта стратегия должна включать в себя
осуществление экологических, инфраструктурных, экономических и
социальных проектов, способствующих преодолению разрыва в
экономическом развитии между этой российской территорией и
окружающими ее странами – членами Евросоюза.

Литва готова активно участвовать в разработке и реализации такой
стратегии. Мы уже создали структуры взаимодействия на всех уровнях
– литовско-российский Совет по долгосрочному сотрудничеству между
региональными и местными властями Литовской Республики и
Калининградской области Российской Федерации, парламентский форум.
Эти институты играют важную роль в решении практических вопросов
сотрудничества и укрепления взаимопонимания. Главное, что
инициатива исходит от самих граждан и неправительственных
организаций обеих стран. Литва готова распространять опыт,
накопленный на калининградском направлении, на весь Северо-Западный
регион России. Мы декларировали это на самом высоком уровне и
надеемся, что стремление Вильнюса найдет должный отклик и поддержку
со стороны Москвы. Ведь ценность сотрудничества и взаимопонимания
многократно возрастет после того, как Литва, став полноправным
членом Европейского союза, сможет участвовать в формировании общей
позиции стран – членов ЕС и принятии решений о его отношениях с
Россией.
Расширение Евросоюза открывает новые возможности для экономического
развития. Литве есть что предложить иностранным инвесторам.
Географическое положение позволяет сделать ставку на сферу
транзитных услуг: через литовскую территорию проходят два
международных транспортных коридора, страна располагает хорошо
развитой сетью автомобильных дорог и незамерзающим портом Клайпеда.
В республике создана стабильная макроэкономическая среда,
значительный промышленный потенциал дополняется 
высококвалифицированными и относительно недорогими человеческими
ресурсами. В последнее время быстро развивается сектор
информационных технологий.

Еще до вступления в Европейский союз прямые инвестиции
участников этого объединения в литовскую экономику достигли 60 %
всех прямых иностранных инвестиций. По мере интеграции Литвы в ЕС
растет интерес и инвесторов из России. Предпринимателей обеих стран
связывают особые личные контакты, понимание менталитета друг друга
и хорошее знание ситуации в интересующих отраслях экономики двух
государств. Пока на долю российских бизнесменов приходится только 6
% прямых иностранных инвестиций, но тенденция к росту налицо. Это
совершенно объяснимо – ведь, вкладывая в Литву, российские
предприниматели вместе со своей продукцией и услугами, по сути,
вливаются в единый внутренний рынок Евросоюза, объединяющий 450 млн
потребителей.

В Литве зарегистрировано уже около тысячи совместных с
россиянами предприятий. Нефтяная компания «ЮКОС» инвестирует в
нефтеперерабатывающее предприятие «Мажейкю нафта» и предприятие
«Мажейкю электрине», «Газпром» – в   предприятия «Летувос
дуйос» и «Кауно электрине», российская минерально-химическая
компания «ЕвроХим» – в предприятие минеральных удобрений «Лифоса»
(г. Кедайняй), российский коммерческий банк «Конверсбанк» – в
литовский коммерческий банк «Снорас». Все это – примеры успешного
экономического сотрудничества.

Литва в свою очередь осуществляет различные инвестиционные
проекты в Калининградской области. Так, 9 марта 2004 года начал
работу завод по выпуску литовских холодильников, мощность которого
– 350 тысяч штук в год. В области создано и действует свыше 500
предприятий с литовским капиталом. Данные факты свидетельствуют о
том, что Калининградская область, как особая экономическая зона,
является привлекательной для иностранных инвесторов. Соседство
Европейского союза должно еще более стимулировать эти процессы.
Конечно, решение о будущем особой экономической зоны должна,
проанализировав все обстоятельства, принять сама Россия, но стоит
иметь в виду, что значительное изменение условий
предпринимательства в области может  отрицательно сказаться на
объемах иностранных инвестиций.

Торговый оборот между Россией и Литвой постоянно возрастает и в
последнее время превысил 2 млрд евро в год. Но потенциал
экономических отношений не удастся использовать полностью, если в
действие не будут введены важные документы –  договоры об
избежании двойного налогообложения и о стимулировании и защите
инвестиций, которые Россией еще не ратифицированы. Мы надеемся, что
эти вопросы будут решены в ближайшем будущем.

После расширения Евросоюза режим торговли между Литвой и Россией
существенно не изменится. Импорт российских товаров в Литву
подорожает в среднем только на 1,7 %. С другой стороны, общий
импорт российских товаров в страны – новые члены ЕС подешевеет в
среднем на 4 %, поскольку такие государства, как Польша, Чехия,
Венгрия, применяют сегодня более высокие импортные пошлины, чем
Европейский союз. По расчетам Европейской комиссии, общее
сокращение составит около 300 млн евро. Расширение Евросоюза
сделает единый европейский рынок более доступным для российских
экспортеров и инвесторов. Общие правила торговли, единый таможенный
тариф и унифицированные таможенные процедуры будут применяться к
российскому экспорту во все 25 стран ЕС.

Могу заверить, что Литва станет одним из самых активных
сторонников и инициаторов развития торгово-экономических отношений
между Европейским союзом и Россией. Так, еще до своего
окончательного вступления Литва, участвуя в деятельности
европейских институтов на правах наблюдателя, высказывалась за
начало переговоров о свободной торговле между ЕС и Россией сразу же
после вступления России в ВТО. Думаю, аналогичную позицию займут и
другие новые члены Евросоюза.

Отдельно хочу высказать несколько мыслей о перспективах Литвы в
расширенном Европейском союзе. Нет сомнений, членство в ЕС выявит и
неконкурентоспособные отрасли нашего хозяйства. Кто-то будет
разочарован. Как и в любом другом бизнесе, больше выиграет тот, кто
сумеет быстрее и лучше приспособиться к новым условиям,
воспользоваться новыми возможностями для конкуренции на большом и
свободном рынке. И мы готовы к вызовам, связанным с членством в
Евросоюзе.

Европейский союз – организация обширная, многоуровневая и
сложная по своей конструкции. Поэтому резонным является вопрос о
том, будет ли на этом весьма представительном форуме услышан голос
такого небольшого государства, как Литва? Дискуссии о различиях
интересов больших и малых стран – членов ЕС приобретают особую
остроту при решении вопросов будущей институциональной структуры
Евросоюза. Участвуя в межправительственной конференции, мы пытаемся
найти компромисс относительно будущей модели Европейского союза.
Оглядываясь назад, можно утверждать, что опасения малых государств
лишены оснований. Сама идея ЕС предусматривает отказ от чьего бы то
ни было доминирования и формирование атмосферы непременного
взаимного согласия. Дух компромисса, которым пропитан весь механизм
принятия решений внутри Евросоюза, в сочетании с высокой степенью
независимости Европейской комиссии создает предпосылки для
успешного отстаивания интересов малых стран – членов Европейского
союза и их отражения на общеевропейском уровне. Кроме того,
экономическая и политическая жизнь Евросоюза настолько
многообразна, что постоянно возникают различные коалиции интересов.
Никого не удивляет, когда по тем или иным вопросам страны Юга
вступают в «блок» со странами Севера, а доноры договариваются с
получателями помощи. Классическая модель «большие против малых» в
ЕС не работает. И именно благодаря тесной интеграции в рамках
Европейского союза малые государства – члены ЕС смогли повысить
уровень своего влияния, компенсировать политико-экономическую мощь
великих держав Европы.

Ближайшая задача для Литвы – перенять успешный опыт других и
научиться «навигационному искусству ЕС». Процесс подготовки к
членству в нем не был легким, но нам все же удалось согласовать с
Европейской комиссией, что и как нам следует сделать, чтобы
соответствовать критериям Евросоюза. У меня нет сомнений в том, что
впредь мы сможем еще более эффективно отстаивать свои интересы.

Евроскептики, которые есть и в Литве, часто выражают опасения,
что членство в Европейском союзе разрушит национальную идентичность
страны и она превратится в безликую восточную провинцию ЕС.
Внимательный анализ опыта других государств приводит к
противоположному выводу: членство предоставит нам новые возможности
для сохранения самобытности своего народа, его культуры и языка.
Кстати, литовский язык станет с 1 мая одним из официальных языков
Евросоюза. Ни одной из нынешних стран – членов этой организации не
грозит утрата национального самосознания. А бурное экономическое
развитие и рост благосостояния во всех государствах создает
благоприятные условия для укрепления национальной культуры.

Принимая десять новых членов, Европейский союз открывает новую
политическую эру. Жизнь Европы станет более разнообразной. Нам
придется согласовывать интересы государств, находящихся на
различных стадиях экономического развития, и достигать
договоренности относительно направлений развития ЕС. Серьезными
вызовами для новых членов будут проблемы интеграции в единый
внутренний рынок и эффективного использования структурной помощи
ЕС, рост конкуренции. Важно определить приоритетные области
финансирования в рамках нового многолетнего бюджета Европейского
союза на 2007–2013 годы. Если мы не окажем финансовой поддержки
таким амбициозным проектам повышения конкурентоспособности
Евросоюза, как Лисабонская стратегия, или не инвестируем в
соединение энергетической, транспортной и коммуникационной сетей
Востока и Западной Европы, то не сможем полностью воспользоваться
возможностями, которые предоставляет европейская интеграция.

Мой большой опыт политика однозначно свидетельствует о том, что
успешная экономическая жизнь является залогом позитивных
политических процессов. Европа – не исключение. И я абсолютно
уверен: сегодняшние усилия государств – членов ЕС по стимулированию
экономического развития с неизбежностью принесут в будущем
политические дивиденды. И роль Европейского союза на международной
арене будет возрастать пропорционально росту его экономической
мощи.

Содержание номера
Бизнес вместо геополитики
Владимир Милов
Современный Китай: вызов или открывающиеся возможности?
Сергей Караганов
Китайский человек – основа всего
Александр Ломанов
Москва — Пекин: мы нужны друг другу
Сергей Приходько
Ядерный дрейф Украины
Юрий Дубинин
Пакистан против международной «мантры»
Евгений Антонов
Как остановить ядерный терроризм
Грэм Эллисон
Рождение новой Европы
Альгирдас Бразаускас
Знать теорию, освоить практику
Василий Лихачёв
Россия: конец европеизации?
Тимофей Бордачёв, Аркадий Мошес
Нормальная страна в ненормальном мире
Фёдор Лукьянов
Энергобезопасность Запада и роль России
Нодари Симония
Мафия, радикализм и право
Владимир Овчинский
Окна роста и приоритеты экономики
Владимир Мау
Россия – нормальная страна
Андрей Шлейфер, Даниел Трейзман
Опасность простых решений
Марк Медиш
Призвать экспертов в армию!
Виталий Шлыков
Время Марса
Станислав Лем
Зыбучие пески гегемонии
Збигнев Бжезинский