В июне 2004 года взаимоотношения Российской Федерации и Европейского союза отметят первый юбилей – десять лет со дня подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Круглая годовщина основополагающего документа – это серьезный повод для его критического осмысления, а также для определения новых направлений развития нормативной базы взаимодействия России и ЕС. Очевидно, что СПС нуждается в дополнении, детализации и конкретизации с учетом накопленного опыта. Фундаментальные изменения, происходящие и в России, и в странах ЕС, требуют корректировки совместной деятельности. Выходу кооперации на новый уровень способствовала бы разработка Декларации о стратегическом партнерстве и сотрудничестве. Но очередной политический документ общего характера, каких за истекшее десятилетие было подготовлено немало, нам не нужен. Декларация, направленная на укрепление международного мира, безопасности и правопорядка в ХХI веке, должна включать в себя элементы прогноза, дать перспективное, но максимально конкретное видение совместных целей и задач.
Формируя новые схемы и модели интеграционной деятельности, Россия и ЕС опираются на мировой опыт. Например, в ходе разработки концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) стороны внимательно изучали принципы торгово-экономических отношений ЕС со странами – членами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария), а также практику сотрудничества в рамках таких латиноамериканских объединений, как МЕРКОСУР и Андское сообщество. Этот подход свидетельствует об открытости партнерства Россия – ЕС, о его связи с другими субъектами мировой политики и экономики.
Вместе с тем диалог между Россией и Европейским союзом не всегда проходил гладко, сегодня же эти шероховатости особенно заметны. Среди факторов, осложняющих отношения, – крайне жесткая позиция делегации ЕС на переговорах по условиям присоединения России к ВТО; применение Евросоюзом антидемпинговых мер против российских экспортеров (на сегодня в ЕС действуют 11 антидемпинговых пошлин в отношении российских товаров); расхождение в политических оценках (в частности, ситуации в Чечне). Многие нормативные документы, непосредственно касающиеся России, готовятся без согласования с ней (так произошло, например, с перечнем условий участия РФ в операциях на Балканах под эгидой Евросоюза). Когда в свое время Москва предложила создать группу переговорщиков по вопросам транзита в Калининградскую область и из нее, Брюссель ответил жестким отказом. В дальнейшем, правда, сама жизнь заставила обратиться к такому формату и найти согласованное решение, уважающее суверенитет Российской Федерации, Литвы и шенгенские правила. Этот пример показал, что сотрудничество России и ЕС результативно в том случае, если оно регулируется международным правом, а не желанием или правилами одной из переговорных сторон.
Анализ успехов и неудач совместной работы России и ЕС подсказывает, какие действия следует предпринять в будущем в целях укрепления партнерства. В первую очередь необходимо усовершенствование правовой базы партнерства, в которой отсутствуют такие, например, важные в сегодняшней ситуации положения, как формы и условия взаимодействия в сфере борьбы с международным терроризмом.
Выдвижению законотворческих инициатив и подготовке будущих международно-правовых актов будет способствовать постоянный мониторинг правоприменительной практики, интересов и потребностей сторон. Мониторинг должен охватить все сферы, находящиеся в ведении девяти отраслевых подкомитетов: торговлю и промышленность, энергетику, окружающую среду, науку и технику, развитие людских ресурсов, транспорт, телекоммуникации и космос, горнодобывающую промышленность, охрану прав интеллектуальной собственности, таможенное и трансграничное сотрудничество, сельское хозяйство и защиту прав потребителей, финансы и пр.
Данный процесс требует участия регионов России и Европейского союза, депутатов Европарламента и членов Федерального собрания России. Пора заняться подготовкой таких документов, как Соглашение о содействии экономическому, техническому и культурному сотрудничеству регионов Российской Федерации и Евросоюза, Соглашение о трансграничном сотрудничестве РФ – ЕС, Соглашение о сотрудничестве между Федеральным собранием РФ и Европейским парламентом.
Пристальное внимание необходимо уделить развивающемуся в Европе весьма важному процессу регионализации. Для использования возможностей, которые предоставляет этот процесс, настоятельно необходимо активизировать связи российского парламента с Комитетом регионов ЕС, полноценно использовать потенциал Совета глав субъектов РФ, а также возможности семи российских федеральных округов во главе с полпредами президента. В перспективе нужно стремиться к созданию Совета регионов России и Евросоюза, готовить совместные инициативы в рамках европейской региональной политики и вносить их в Совет Европы, в Конгресс местных и региональных органов власти, Ассамблею европейских регионов. Региональная политика – вторая по объему финансирования статья в проекте долгосрочного бюджета ЕС (2007—2013 гг.), который обсуждается сейчас в Еврокомиссии. Так что участие в региональном сотрудничестве и совместных региональных проектах может принести нашей стране реальную выгоду.
Расширение сотрудничества требует укрепления организационных основ партнерства, оптимизации структур политического взаимодействия. Начало этому положено на Санкт-Петербургском саммите Россия – ЕС в мае 2003 года, где Совет сотрудничества был преобразован в Постоянный совет партнерства. В ближайшее время следует согласованно определить его статус и программу деятельности в формате заседаний министров иностранных дел стран – членов ЕС и РФ. Ряд структур необходимо разделить: к примеру, взаимодействие в правоохранительной сфере достигло такого уровня, что появилась потребность в создании самостоятельного звена.
Координацию между различными российскими участниками диалога РФ – ЕС, то есть органами государственной власти, регионами, хозяйствующими субъектами, обеспечило бы образование при российском президенте Комиссии по вопросам европейской интеграции, которая вначале действовала бы как общественный, а затем как государственный орган.
И, наконец, нельзя забывать о той роли в европейской политике и культуре, которую традиционно играет Санкт-Петербург. Открытие на берегах Невы центра парламентаризма, который объединит парламентариев России и стран – членов ЕС (например, по образцу уже действующей там Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ), безусловно, поспособствует интенсификации политического диалога.
Дипломатия – это еще одна сфера, где необходимо предпринять важные шаги в целях укрепления партнерства между Россией и Европейским союзом. Надо признать, что потенциал российских загранучреждений в Европе (посольства, консульства, постпредства при международных организациях) задействован пока не полностью, а постоянное представительство РФ при Европейских сообществах (Брюссель), своего рода форпост России в сердце объединенной Европы, нуждается в существенном усилении – и в кадровом, и в материально-техническом плане.
Заметную роль в интенсификации диалога Россия – ЕС способны играть деловые круги. Уже начал работать «круглый стол» промышленников России и Евросоюза: проведены заседания по вопросам сотрудничества в области энергетики, транспорта, информационных технологий, инвестиций и др. В дальнейшем заседания «круглого стола» было бы целесообразно проводить в отдельных регионах России, посвящая их важнейшим экономическим проблемам.
Предстоит разработать систему эффективного представительства российских деловых кругов при штаб-квартире в Брюсселе, опираясь на нормативную базу и практику лоббирования деловых интересов в структурах Евросоюза. С этой целью имеет смысл организовать в рамках программы ТАСИС серию семинаров в Брюсселе и Москве с привлечением специалистов из Еврокомиссии, Торгово-промышленной палаты РФ и других объединений промышленников.
Взаимоотношения Россия – ЕС достигли такой стадии, когда для их дальнейшего развития России нужны высококвалифицированные специалисты, вооруженные современными знаниями в таких областях, как теория, методология и практика евроинтеграции. Поэтому одной из приоритетных задач является усовершенствование системы специализированных межрегиональных кафедр европейского права, экономики Евросоюза и т. п. Неоценимый вклад способны внести такие вузы, как МГУ, МГИМО (У), Санкт-Петербургский, Казанский и Ростовский университеты, Дипломатическая академия МИД РФ. Существенную пользу принесло бы также создание (с помощью программы ТАСИС) общероссийского Центра документации Евросоюза. В методическом плане к этому процессу стоило бы привлечь МИД РФ (Секретариат правительственной комиссии РФ по сотрудничеству с Евросоюзом), Минэкономразвития (Департамент торговой политики и многосторонних переговоров), Центр документации ЕС при МГУ и Институт Европы РАН.
Работу по укреплению сотрудничества между Россией и ЕС следует вести постоянно. И тогда российско-европейское партнерство, основанное на глубоком анализе возникающих проблем, на принципах ответственности и приверженности международно-правовым нормам, станет по-настоящему эффективным и влиятельным институтом международной системы.