© «Россия в глобальной
политике». № 3, Май — Июнь 2004
Если попытаться определить лейтмотив
дискуссий нынешнего мирового политического сезона, то таковым,
скорее всего, окажется тема воссоздания или строительства
государств. Тех, что были разрушены в результате вмешательства
извне либо не могут функционировать самостоятельно. Развитой мир,
прежде всего Соединенные Штаты, научился легко расправляться с
режимами, несущими угрозу безопасности. Но что дальше делать с
«освобожденными» территориями? И как помочь странам, власти которых
в силу разных причин утратили способность осуществлять функции
государственного управления?
Ситуация в мире дает в последние месяцы
немало поводов для того, чтобы задуматься на эту болезненную тему.
Конечно, главный проект в сфере национально-государственного
строительства – это Ирак. Не только из-за масштабов «подряда», но и
потому, что исход «строительных работ» в этой стране предопределит
результат аналогичных усилий в любом другом месте.
Особыми успехами на «ударных стройках»
мировое сообщество похвастаться пока не может. Афганистан готовится
к выборам президента, но центральная власть, опирающаяся на силы
воинского контингента НАТО, контролирует разве что отдельные
островки территории за пределами столицы страны – Кабула. Недавние
сербские погромы в Косово напомнили всем, что проблема, приведшая
край к трагедии в конце 1990-х годов, все так же далека от решения.
С Гаити под свист и улюлюкание сограждан бежал демократически
избранный президент Жан-Бертран Аристид. (А ведь десять лет назад
свержение при помощи американских войск военной хунты в
Порт-о-Пренсе и возвращение Аристида к власти считались образцом
того, как надо восстановливать демократию.) Даже совместного
давления со стороны ООН, США и Европейского союза оказалось
недостаточно, чтобы убедить жителей разделенного Кипра воссоздать
общее государство. Наконец, собственная «стройплощадка» появилась и
у нового президента Грузии Михаила Саакашвили, который пытается
собрать страну из кусков, оставшихся ему в наследство от прежнего
руководства.
Национально-государственное
строительство – главная тема этого номера. Об особой
ответственности Соединенных Штатов за мир и стабильность в ключевых
регионах планеты пишут американский военный аналитик Томас Барнет
(его книга «Новая карта Пентагона», в которой обосновывается
необходимость для Америки вести новые войны, наделала много шума) и
Самьюэл Бергер, бывший помощник президента США по национальной
безопасности. Фрэнсис Фукуяма, один из самых знаменитых
ученых-международников, подробно анализирует ошибки, допущенные
администрацией Буша в процессе послевоенного обустройства Ирака.
Российский взгляд на ситуацию представляют Александр Аксенёнок,
опытный дипломат, много лет проработавший на Ближнем Востоке, а
также участники ситуационного анализа, проведенного под
руководством академика Евгения Примакова.
О том, что происходит в Афганистане
спустя тридцать месяцев после отстранения от власти талибов, спорят
два журналиста, Кэти Гэннон и Аркадий Дубнов, которые в течение
многих лет освещают события в этой стране.
Юридические основы существования
современных государств подробно анализирует председатель
Конституционного суда России Валерий Зорькин, настаивающий на
незыблемости принципов государственного суверенитета. Наконец, к
строительству государства нового типа – Большой Европы, спаянной
общей армией и единым налогом, призывает легенда европейской
политики, экс-президент Португалии Мариу Соариш и бывший министр
финансов Франции Доминик Стросс-Кан.
Особое место в этом номере занимает
статья Александра Бовина – его последняя прижизненная работа.
Призыв Александра Евгеньевича «интегрироваться в свободу», которая
представляет собой цель развития всей мировой системы, стал
политическим завещанием классика отечественной международной
журналистики.
Федор Лукьянов, главный
редактор журнала «Россия в глобальной политике»