Если попытаться определить лейтмотив дискуссий нынешнего мирового политического сезона, то таковым, скорее всего, окажется тема воссоздания или строительства государств. Тех, что были разрушены в результате вмешательства извне либо не могут функционировать самостоятельно. Развитой мир, прежде всего Соединенные Штаты, научился легко расправляться с режимами, несущими угрозу безопасности. Но что дальше делать с «освобожденными» территориями? И как помочь странам, власти которых в силу разных причин утратили способность осуществлять функции государственного управления?
Ситуация в мире дает в последние месяцы немало поводов для того, чтобы задуматься на эту болезненную тему. Конечно, главный проект в сфере национально-государственного строительства – это Ирак. Не только из-за масштабов «подряда», но и потому, что исход «строительных работ» в этой стране предопределит результат аналогичных усилий в любом другом месте.
Особыми успехами на «ударных стройках» мировое сообщество похвастаться пока не может. Афганистан готовится к выборам президента, но центральная власть, опирающаяся на силы воинского контингента НАТО, контролирует разве что отдельные островки территории за пределами столицы страны – Кабула. Недавние сербские погромы в Косово напомнили всем, что проблема, приведшая край к трагедии в конце 1990-х годов, все так же далека от решения. С Гаити под свист и улюлюкание сограждан бежал демократически избранный президент Жан-Бертран Аристид. (А ведь десять лет назад свержение при помощи американских войск военной хунты в Порт-о-Пренсе и возвращение Аристида к власти считались образцом того, как надо восстановливать демократию.) Даже совместного давления со стороны ООН, США и Европейского союза оказалось недостаточно, чтобы убедить жителей разделенного Кипра воссоздать общее государство. Наконец, собственная «стройплощадка» появилась и у нового президента Грузии Михаила Саакашвили, который пытается собрать страну из кусков, оставшихся ему в наследство от прежнего руководства.
Национально-государственное строительство – главная тема этого номера. Об особой ответственности Соединенных Штатов за мир и стабильность в ключевых регионах планеты пишут американский военный аналитик Томас Барнет (его книга «Новая карта Пентагона», в которой обосновывается необходимость для Америки вести новые войны, наделала много шума) и Самьюэл Бергер, бывший помощник президента США по национальной безопасности. Фрэнсис Фукуяма, один из самых знаменитых ученых-международников, подробно анализирует ошибки, допущенные администрацией Буша в процессе послевоенного обустройства Ирака. Российский взгляд на ситуацию представляют Александр Аксенёнок, опытный дипломат, много лет проработавший на Ближнем Востоке, а также участники ситуационного анализа, проведенного под руководством академика Евгения Примакова.
О том, что происходит в Афганистане спустя тридцать месяцев после отстранения от власти талибов, спорят два журналиста, Кэти Гэннон и Аркадий Дубнов, которые в течение многих лет освещают события в этой стране.
Юридические основы существования современных государств подробно анализирует председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин, настаивающий на незыблемости принципов государственного суверенитета. Наконец, к строительству государства нового типа – Большой Европы, спаянной общей армией и единым налогом, призывает легенда европейской политики, экс-президент Португалии Мариу Соариш и бывший министр финансов Франции Доминик Стросс-Кан.
Особое место в этом номере занимает статья Александра Бовина – его последняя прижизненная работа. Призыв Александра Евгеньевича «интегрироваться в свободу», которая представляет собой цель развития всей мировой системы, стал политическим завещанием классика отечественной международной журналистики.