07.04.2004
Время Марса
№2 2004 Март/Апрель
Станислав Лем

Польский философ, футуролог и писатель. Его книги переведены на 41 язык, продано более 30 млн экземпляров.

Начавшееся столетие несет с собой удивительный парадокс. Фантастический научно-технический прогресс делает повседневной реальностью то, что еще недавно казалось немыслимым; познание мира и человека творит чудеса. При этом могущество информационных технологий выросло настолько, что нет таких глупостей, в которые люди не были бы готовы поверить. Бывший автогонщик, взявший себе красивое имя Раэль, на полном серьезе рассказывает, как он встретил крошечного зеленого пришельца из космоса и тот на чистейшем французском языке поведал ему, что первые люди были созданы в лаборатории 25 тысяч лет назад инопланетянами, его соплеменниками. С тех пор гости нашей планеты клонируют лучших представителей homo sapiens за примерное поведение. Раэль основал секту «раэлитов», объявивших в 2002 году о рождении первого клонированного ребенка. Поражают в этой ситуации даже не «раэлиты» (мало ли среди нас сумасшедших!),  а журналисты всех мировых газет и телеканалов, которые взахлеб рассказывают о сектантах, соревнуясь в оперативности сообщений и красочности описаний.

Мы живем в мире, которым управляет информация. Она становится универсальным средством для достижения любых целей – политических, идеологических, экономических, военных. Подобно всем созданным до сих пор новым технологиям глобальный информационный обмен встает в ряд тех научно-технических достижений человечества, которые, появившись как великое благо, быстро превращались в разрушительное оружие. Ведь чем могущественнее противник, чем выше степень компьютеризации его систем управления, тем более он уязвим для меткого информационного удара.

Умелому хакеру, сидящему где-нибудь в медвежьем углу за своим компьютером, при благоприятном стечении обстоятельств по силам парализовать весь гигантский молох американской промышленности. Спутниковая космическая разведка, производство и передача электрических мощностей, транспорт, судоходство и пр. становятся легкой мишенью для информационных атак. Это своего рода асимметричная стратегия, которую неразвитой мир способен взять на вооружение против мира развитого, – ведь достаточно, чтобы компьютером умел виртуозно пользоваться один-единственный представитель какой-нибудь воинственной радикальной организации. Подобная стратегия не требует серьезных затрат, а вот эффективная защита от нападений такого рода – задача трудоемкая, технически сложная и крайне дорогостоящая.

Более того, возможно, мы даже еще не осознаём, чтЧ за великие технические достижения могут вскоре быть применены в этом новом виде виртуальных военных действий и какой интеллектуальный потенциал будет использован противником. Ведь результаты почти всех технологических прорывов второй половины ХХ века быстро пополняли арсенал бога войны. Правда, кое-где наблюдался и обратный процесс: например, гражданское освоение космоса стало побочным продуктом гонки вооружений.

Космос на службе у администрации Буша

В свое время я, как и многие фантасты, писал о полетах человека на другие планеты; в качестве ближайшей цели нам виделся Марс. И вот, казалось бы, мечты начинают воплощаться в жизнь. Президент Джордж Буш-младший объявил о подготовке амбициозных программ: американцы возвращаются на Луну и снаряжают экспедицию на Марс. Но, увы, за масштабными планами угадывается не дерзновенный порыв к звездам, а довольно прозрачный политический расчет. В Соединенных Штатах грядут президентские выборы, ситуация в Ираке и успехи в борьбе против терроризма оцениваются весьма неоднозначно, – вот советники в Белом доме и вспомнили о том, какой эффект произвела в 1969-м высадка экипажа «Аполло-11» на Луну. Полет американских астронавтов, как сказали бы сегодня, представлял собой пиар-акцию, своеобразное космическое воплощение известного высказывания Карла фон Клаузевица о том, что война – это продолжение политики другими средствами.

Теперь администрация США пытается использовать ту же тактику. Благо уж точно не этому президенту придется отчитываться о выполнении своих громких обещаний. Чтобы подготовить полет на столь отдаленную планету, как Марс, понадобятся по меньшей мере сотни миллиардов долларов и 15—20 лет. Но Буш так далеко не заглядывает, его волнуют  только ближайшие четыре года. А то, что рано или поздно придет другой президент, который может аннулировать все «предначертанное» прежним хозяином Белого дома, – уже не столь неважно. Главное – это сейчас представить господина Буша прозорливым стратегом, провидцем.

Способна вызвать усмешку даже сама аргументация, приведенная Бушем во время его выступления в НАСА. Он говорит о каких-то несметных богатствах, переполняющих недра Луны, о перспективах освоения ресурсов Марса. Очевидно, американский лидер представляет себе межпланетную экспедицию чем-то вроде похода с целью взять под контроль очередной нефтеносный район.

Пока единственное, что удалось обнаружить на «красной планете», – это некоторое количество замерзшей воды. Если всю ее растопить, она растечется по поверхности слоем в 4 миллиметра. И что? На Земле четыре океана – зачем же нам марсианская вода?

Война вместо науки

Перспектив покорения Вселенной в том смысле, как это представляли себе футурологи XX столетия, по-прежнему нет. То, что мы видим сегодня, – не исследования космоса, а, по сути, освоение ближайшего околоземного пространства (то есть 100—300 километров от земной поверхности), прежде всего в целях милитаризации. В военном плане Луна, например, не имеет большого значения: 400 тысяч километров от Земли – это слишком далеко. Думаю, именно военная составляющая определяет и активность новой космической державы – Китая, запустившего в прошлом году первого «тайконавта». У Пекина есть свои грандиозные задумки: он не хочет ни с кем объединять усилия в космической сфере, не собирается участвовать в проекте Международной космической станции. Для КНР принципиально все делать самой, чего бы это ни стоило и сколько бы времени ни заняло. Учитывая целеустремленность китайцев, их страстное желание обрести все атрибуты современной великой державы, они, скорее всего, успеха добьются.

Что касается американцев, то для них космос становится пространством реализации военно-стратегического преимущества. В иракской войне, которую многие считают революционной с точки зрения задействованных технологий, спутниковая связь широко применялась для управления войсками в режиме реального времени. Вашингтон командует космической армадой из 600 спутников, скоро их будет уже тысяча. Очевидно, Соединенные Штаты полагают, что ими спровоцированная и выведенная в космическое пространство гонка вооружений потребует столь гигантских затрат, что с Америкой никто не сможет даже соревноваться, не говоря уж о том, чтобы ее одолеть.

Невозможно, однако, до конца предсказать, чем завершится намечающаяся новая конфронтация Востока и Запада. Так, в свое время считалось, что технологическое превосходство снабдит США  «компьютерным щитом». Но терроризм в значительной степени обесценил технологический отрыв Америки, ибо электронные машины не могут угадать направление мыслей арабских террористов-самоубийц. Разум человека, тем более отравленный радикальной идеологией, невозможно разложить на цифровые элементы.

Вообще, развитие событий свидетельствует об одном: надо заниматься проблемами Земли, а не гоняться за космическими химерами. Чудовищный разрыв в уровне жизни, в развитии Севера и Юга гораздо опаснее любых мыслимых технологий. Знаменитый американский политолог Фрэнсис Фукуяма, который в конце 1980-х констатировал «конец истории», завершающейся всеобщим торжеством либеральных ценностей (в эпоху обостряющейся войны с терроризмом подобные ожидания выглядят особенно наивными), выпустил недавно книгу «Наше постчеловеческое будущее». Он предупреждает об угрозах, которые несут с собой передовые биотехнологии, способные корректировать генетический код или пол эмбриона, лечить ранее неизлечимые болезни, значительно продлевать жизнь человека…

Большая часть населения Земли, миллиарды нищих, которые живут,  а точнее, вымирают на полдоллара в день, просто не в состоянии понять, каких это новых «постчеловеческих» угроз так боится исследователь из благополучной Америки. Они живут в другом мире, в другой эпохе, в другом измерении. Не «постчеловеческом», а нечеловеческом. Между тем только первая фаза создания системы противоракетной обороны США обойдется в 50 миллиардов долларов, один выстрел противоракеты стоит 100 миллионов. Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас.

Американское вторжение в Ирак вызвало на нашей планете политическую перегруппировку глобального масштаба. Возникли противоречия даже в казавшемся нерушимым Североатлантическом альянсе, и пророчество профессора Самьюэла Хантингтона о неизбежном противостоянии цивилизаций становится угрожающе правдоподобным. Одна надежда: более отдаленные по времени политические события по-прежнему настолько непредсказуемы, что прогноз Хантингтона, быть может,  все же не сбудется. Не случайно в прошлом веке, после позорного провала футурологии, родилась такая поговорка: ничто не меняется так, как будущее.

Спасите Землю!

Будущее представляется неизвестным вдвойне, поскольку многочисленным политическим катаклизмам сопутствуют катаклизмы климатические. По космическим масштабам человеческий век совсем недолог, как, впрочем, и срок жизни всей нашей цивилизации. Поэтому мы, люди, не замечаем того, что Солнце раскаляется, повинуясь общей закономерности в эволюционном развитии звезд. Если добавить к этому процессу абсолютно неразумные с точки зрения экологии действия самого человека, то трудно заглядывать в будущее без страха.

Когда-то в начале 1960-х годов от имени своего героя – космического  пилота Ийона Тихого – я  написал сатирическое открытое письмо с призывом спасти космос от разрушительной деятельности человека. На самом деле люди, конечно, не могут нанести сколько-нибудь заметный урон космосу – навредить Вселенной нам просто не по силам. А вот на Земле человек способен на многое. И, перефразируя призыв сорокалетней давности, хочется воскликнуть: «Спасите Землю!»

Содержание номера
Бизнес вместо геополитики
Владимир Милов
Современный Китай: вызов или открывающиеся возможности?
Сергей Караганов
Китайский человек – основа всего
Александр Ломанов
Москва – Пекин: мы нужны друг другу
Сергей Приходько
Ядерный дрейф Украины
Юрий Дубинин
Пакистан против международной «мантры»
Евгений Антонов
Как остановить ядерный терроризм
Грэм Эллисон
Рождение новой Европы
Альгирдас Бразаускас
Знать теорию, освоить практику
Василий Лихачёв
Россия: конец европеизации?
Тимофей Бордачёв, Аркадий Мошес
Нормальная страна в ненормальном мире
Фёдор Лукьянов
Энергобезопасность Запада и роль России
Нодари Симония
Мафия, радикализм и право
Владимир Овчинский
Окна роста и приоритеты экономики
Владимир Мау
Россия – нормальная страна
Андрей Шлейфер, Даниел Трейзман
Опасность простых решений
Марк Медиш
Призвать экспертов в армию!
Виталий Шлыков
Время Марса
Станислав Лем
Зыбучие пески гегемонии
Збигнев Бжезинский