02.02.2004
«Русский мир» без границ
№1 2004 Январь/Февраль

История России – это прежде всего история свершений ее народа,
благодаря которому страна добивалась великих успехов и который
переживал вместе с ней трагические потрясения. В результате таких
потрясений миллионы наших соотечественников (а многие из них
составляли лучшую часть нации) оказались разбросаны по всему миру.
Россия – и царская, и советская – пережила несколько волн
эмиграции. Исчезновение же Советского Союза в одночасье лишило
Родины еще миллионы людей в бывших республиках СССР, не без
оснований считавших, что они живут на своей земле, и никогда не
помышлявших о том, чтобы покинуть Россию.

Народное хозяйство Советского Союза строилось как экономика
унитарного государства. Экономические районы, куда направлялись
производительные силы, формировались вблизи от источников сырья.
Новую динамику этот процесс обрел после Великой Отечественной
войны, когда многие предприятия, эвакуированные на восток, в бывшие
республики Средней Азии, в Казахстан, остались в местах своей
вынужденной дислокации. Зачастую они так и не были до конца
обустроены для нормальной жизни. При этих предприятиях на
постоянное жительство остались специалисты – в массе своей
представители славянских наций, которые неожиданно и оказались
иностранцами после 1991 года.

События, последовавшие за распадом СССР, были густо замешаны на
разжигании националистических страстей и амбициях новоявленных
политических элит, привели к тяжелым конфликтам, которые в ряде
случаев приняли форму вооруженного противостояния, кровавых
столкновений. Это трагически отразилось на судьбе многих наших
соотечественников, затруднило и без того трудный процесс
становления новых государств. Скорейшее преодоление всех этих
негативных наслоений в полной мере отвечает общим долгосрочным
интересам.

Драматическая история России ставит перед нами – государством и
обществом – серьезные задачи. Главная из них – приложить все силы к
тому, чтобы россиянин, где бы он ни жил, гражданином какой бы
страны ни являлся, всегда и везде чувствовал поддержку со стороны
своей исторической Родины и мог в ее лице обрести для себя
опору.

Активизация работы с российской зарубежной диаспорой – одна из
приоритетных внешнеполитических задач, поставленных руководством
страны: ведь речь идет о судьбах более 25 миллионов
соотечественников. Основной вектор усилий нашего государства
направлен сегодня на защиту прав и интересов российской диаспоры в
странах СНГ и Балтии, и наша следующая цель – расширение диалога с
соотечественниками из дальнего зарубежья, привлечение их
интеллектуального, научного и экономического потенциала на благо
России.

К сожалению, во многих государствах постсоветского пространства
наши соотечественники сталкиваются в той или иной степени с
ущемлением своих прав, неукоснительного соблюдения которых требуют
целый ряд общепризнанных международно-правовых актов и
цивилизованная правозащитная практика. Например, нас крайне
тревожит тот факт, что русскоязычное население Латвии и Эстонии в
массовом порядке лишено возможности получить гражданство этих
государств. Там продолжаются судебные преследования
ветеранов-антифашистов. Социально-экономическое положение
участников Великой Отечественной войны неуклонно ухудшается, их
лишают заслуженных льгот.

На глазах сужается сфера применения русского языка. Количество
русских школ уменьшается не только в государствах Балтии, но и в
большинстве стран СНГ. Во многих случаях это делается под
искусственными, надуманными предлогами – в угоду местным
узконационалистическим представлениям и вопреки нуждам и чаяниям
собственного населения. Преднамеренное принижение роли русского
языка там, где он исторически играет роль средства межнационального
общения, ведет к свертыванию единого культурного и информационного
пространства. (По данным переписи населения 1989-го, на территории
бывшего СССР по-русски говорили 184 миллиона человек). Отказ от
использования хорошо освоенного, насыщенного и богатого в
современном смысле, признанного международным сообществом языка
влечет за собой трудности в общении, духовное и культурное
обеднение самих титульных наций, приобщившихся к русской культуре,
исподволь отравляет межнациональное согласие. Явная дискриминация
русского языка компрометирует и идею интеграции постсоветских
государств в цивилизованное мировое сообщество.

А ведь тот факт, что преобладающая часть населения в странах СНГ
и Балтии знает и активно использует русский язык, является общим
пре-имуществом для этих государств. Отрадно отметить, что в ряде
стран Содружества это прекрасно понимают. В Белоруссии русский язык
является вторым государственным.     В Киргизии
за ним закреплен статус официального языка. В Казахстане, согласно
действующей Конституции, «в государственных организациях и органах
местного самоуправления наравне с казахским официально
употребляется русский язык». Поддержанию высоких стандартов
образования на русском и родных языках способствуют совместные
университеты, действующие в соответствии с межправительственными
соглашениями в Киргизии (Киргизско-российский славянский
университет), Таджикистане (Российско-таджикский славянский
университет) и Армении (Российско-армянский университет).

Добиваясь обеспечения прав соотечественников за рубежом, Россия
готова вести полноформатный диалог с властями соответствующих
государств для поиска взаимопри-емлемых решений. Наши
соотечественники, будучи законопослушными гражданами своих стран,
призваны служить мостом дружбы и взаимовыгодного политического,
экономического и иного взаимодействия между государствами их
проживания и Россией. В то же время очевидно, что нарушение
основополагающих прав русскоязычного населения в той или иной
стране не может не иметь негативных последствий для ее отношений с
Российской Федерацией.

Подчеркну особо: забота о правах и свободах проживающих за
рубежом соотечественников – не конъюнктурный политический прием, а
стратегический внешнеполитический выбор нашего государства,
неразрывно связанный с внутренним реформированием России. Не
случайно эта проблематика становится одним из важных направлений
работы Министерства иностранных дел, на которое возложена роль
соответствующего межведомственного координирующего центра. Для
достижения поставленных целей в МИДе создано Управление по работе с
соотечественниками, завершается комплексная «инвентаризация» всех
участков работы, включая нормативно-правовую базу. Надлежащие
задачи сформулированы перед российскими диппредставительствами и
консульскими учреждениями, которые напрямую работают с нашей
диаспорой на местах и хорошо ориентируются в том, что волнует и
беспокоит наших соотечественников.

Наконец, российский МИД и его загранучреждения обеспечивают
выполнение программ по линии Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом, на что в 2003 году было выделено 210
млн рублей, а в 2004-м предусмотрено увеличение ассигнований на 20
%. Мы предпочитаем не финансировать общественные организации
напрямую, а направлять средства на проведение конкретных
мероприятий. Правительство России всячески поддерживает мероприятия
общин соотечественников по случаю памятных дат российской истории и
культуры, содействует организации летнего оздоровительного отдыха
детей соотечественников в пансионатах и здравницах России,
оплачивает медико-реабилитационные программы для ветеранов,
оказывает посильную материальную помощь соотечественникам из
социально незащищенных слоев. Любое объединение соотечественников
может представить в российские посольства и консульские учреждения
в странах СНГ и Балтии свои проекты действий и рассчитывать на нашу
поддержку.

Значительная часть бюджетных средств расходуется на укрепление
позиций русской культуры и русского языка за рубежом, сохранение в
среде соотечественников иных родных для них языков и культурных
традиций. Мы заботимся о налаживании устойчивых духовных и
культурных связей российской диаспоры с исторической Родиной,
поддерживаем школы с русским языком обучения, организуем
профессиональную переподготовку учителей русской словесности,
обеспечиваем поставку учебников, учебно-методической, справочной и
иной необходимой литературы школам, в которых учатся дети наших
соотечественников. Лишь в этом году в страны СНГ и Балтии подобной
литературы поставлено на сумму более 50 млн рублей.

Важно подчеркнуть, что финансовые ресурсы выделяются не только
из федерального бюджета. Немало делают и регионы. Правительство
Москвы в рамках собственной программы по поддержке
соотечественников за рубежом ежегодно выделяет свыше 160 млн
рублей. Целевые мероприятия финансируются и другими субъектами
Российской Федерации. Трудно переоценить благотворное влияние
духовной миссии единения и сплочения, которую традиционно выполняет
Русская православная церковь.

***

Россия не требует для своих соотечественников за рубежом
каких-либо особых льгот и привилегий, но твердо настаивает на
одном: в строгом соответствии с принятыми в цивилизованном мире
нормами и стандартами им должны быть предоставлены все гражданские,
социально-экономические, культурные и иные права и свободы.

Любые шаги к единству «русского мира» независимо от того, где
живут его представители, – весомый стимул к укреплению и духовному
обогащению и России, и тех государств, в которых в силу разного
рода исторических и иных обстоятельств довелось обосноваться, жить
и трудиться нашим соотечественникам.

Прошедший в Москве в октябре 2001 года Конгресс
соотечественников, проживающих за рубежом, наглядно показал, что
Родина помнит об оказавшихся за ее пределами россиянах, знает об их
нуждах, тревогах и трудностях, гордится их достижениями и дорожит
своей связью, прежде всего духовной, с «русским миром». Не все
очерченные на Конгрессе первоочередные задачи решаются так
оперативно, как хотелось бы, но очевидно стремление идти навстречу
друг другу. Российская диаспора – это внушительный потенциал,
который должен быть гораздо шире задействован в интересах и
соотечественников, проживающих за рубежом, и самой России.