В уходящем году Россия впервые председательствовала в «Группе восьми» – клубе самых могущественных государств мира. По общему мнению, Санкт-Петербургский саммит был очень успешным – и по качеству организации мероприятия, и по охвату тем, и по числу принятых решений. О критериях долгосрочной оценки российского председательства пишет Марина Ларионова.
Тема энергетической безопасности, заявленная в качестве приоритета российского председательства в «Большой восьмерке», действительно определяла мировую повестку дня. Но отношения России с основными партнерами и клиентами в этой сфере складывались весьма непросто. А конструктивная атмосфера, царившая на встрече в верхах, заметно отличалась от напряженности, которой были отмечены другие события и явления.
Год начинался с временного прекращения поставок российского газа в Украину, которое вызвало бурю в Европейском союзе. Далее последовала жесткая полемика между «Газпромом» и его европейскими клиентами относительно принципов энергетического сотрудничества. Евросоюз активизировал политику, добиваясь от Москвы ратификации Договора к Энергетической хартии, а также приступив к активным поискам альтернативных источников сырья в Центральной Азии и на Каспии. Эта тема станет главной на близящихся переговорах о новом соглашении между Россией и ЕС. Наконец, требование Москвы, чтобы Минск отныне платил за газ полную цену, вызвало к концу года обострение отношений России с ее ближайшим союзником.
В то же время очередной кризис на Ближнем Востоке (в Ливане), катастрофическая ситуация в Ираке и продолжение противостояния с Ираном из-за его ядерной программы раз за разом напоминали, сколь взрывоопасен глобальный «сырьевой резервуар».
О принципиальных энергетических разногласиях между Россией и Европейским союзом пишет Татьяна Романова, которая предвидит серьезные трудности в процессе согласования интересов. Жак Сапир призывает комплексно осмыслить понятие «энергетическая безопасность», которую, по его убеждению, не обеспечить только посредством либерализации рынков. О том, сможет ли Россия утвердиться в статусе великой державы, опираясь исключительно на свой ресурсный потенциал, рассуждают авторы доклада о перспективах мировой энергетики до 2017 года. Их выводы скорее неутешительны. Владимир Милов (Внесён Министерством юстиции РФ в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента, 06.05.2022.) ставит под сомнение возможность того, что Кремлю удастся существенно диверсифицировать рынки сбыта за счет экспорта сырья в Китай и Индию. А Ричард Хаас рисует контуры «нового» Ближнего Востока, и этот образ не сулит ни США, ни остальному миру ничего хорошего.
В истекшем году стала заметной политическая роль стран, недавно вступивших в Евросоюз. Варшава пережила свой «звездный час», заблокировав начало переговоров ЕС с Россией о заключении нового двустороннего соглашения. Активны и страны Балтии, присутствие которых в европейской политике все больше ощущает Москва.
Непростые отношения в треугольнике «новая» Европа – «старая» Европа – Соединенные Штаты, которые неизбежно сказываются и на России, рассматривают Стивен Ларраби и Тоомас Хендрик Ильвес. О том, как присоединение Болгарии к Европейскому союзу повлияет на ее взаимоотношения с Москвой, размышляет Илиян Василев. Андерс Ослунд указывает на замедление темпов роста в государствах Центральной и Восточной Европы. Причины трудностей исследователь видит не столько в их политике, сколько в ограничениях, которые накладывает на «новичков» Евросоюз.
Накануне пятнадцатилетия распада СССР Леонид Григорьев и Марсель Салихов попытались выяснить, чего добились бывшие союзные республики со времени обретения ими независимости. События, происходившие в постсоветских и даже постсоциалистических странах в 2006 году, подтверждают вывод экспертов: переход к нормальному демократическому обществу с эффективной рыночной экономикой идет везде по-разному, но повсюду – от Киргизии и Грузии до Польши и Венгрии – он далек от завершения.
Вилен Иванов излагает результаты исследования, согласно которому граждане России до сих пор не до конца восприняли главное из изменений посткоммунистической эпохи – возникновение экономики, основанной на частной собственности. Иван Сафранчук попытался «поверить алгеброй гармонию» – оценить, во что обходится Российской Федерации ее внешняя политика и можно ли на основе бюджетных ассигнований судить о реальных приоритетах Москвы.
Наконец, еще две темы, приковывавшие к себе пристальное внимание на протяжении всего года. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин размышляет о необходимости строго придерживаться принципов законности и соблюдения прав человека в условиях борьбы с терроризмом. К сожалению, об этом приходится напоминать все чаще и чаще. Владимир Давыдов рассматривает экономические и политические перспективы Латинской Америки – региона, который все громче заявляет о себе.