Первого сентября состоялся официальный визит президента Азербайджана в Российскую Федерацию, в ходе которого проведена двусторонняя встреча Ильхама Алиева и Владимира Путина, подписан пакет межправительственных и межведомственных документов, которые предусматривают углубление экономического взаимодействия России и Азербайджана до 2024 г. (14 документов, среди которых 5 дорожных карт). Руководители государств высказали удовлетворение ростом товарооборота, который вырос в 2017 г. на 35% и составил 2,5 млрд долларов. Взаимовыгодное сотрудничество охватывает такие сферы, как энергетика, торговля, транспорт, машиностроение, спорт и др. Доминирование экономической тематики во взаимоотношениях отнюдь не случайно, так как за последние 15 лет азербайджано-российские отношения наполнялись содержанием именно в экономической сфере.
На встрече подчеркнуто, что уровень взаимоотношений между государствами может быть охарактеризован как стратегическое партнерство.
Политический диалог и безопасность. Доверительные взаимоотношения между Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым, постоянные встречи и обсуждения двусторонних отношений придают динамизм и эффективность двусторонним отношениям. В сфере региональной и глобальной безопасности у России и Азербайджана схожие позиции, активно сотрудничают правоохранительные структуры, проводятся постоянные встречи на уровне Советов Безопасности, синхронизируется борьба с терроризмом. Предсказуемость и доверие – чрезвычайно важны в современной геополитике, и символично, что местом встречи руководителей генеральных штабов России и США, НАТО является именно Баку. Азербайджан не входит в военно-политические блоки и реализует прагматичную политику равноправного сотрудничества с соседями и геополитическими центрами сил.
Экономические связи и стратегические проекты. Товарооборот между странами и его структура демонстрируют, что имеется потенциал для роста. После падения цен на нефть и волатильности национальных валют правительства России и Азербайджана прикладывают максимум усилий для диверсификации экономики, развития неэнергетического сектора. Президент Азербайджана особо отметил, что Россия является партнером номер один в ненефтяном экспорте Азербайджана. Осуществляются взаимные инвестиции в сферы машиностроения, фармацевтики, туризма, недвижимости. Энергетика занимает один из основных сфер в экономическом взаимодействии, что создает атмосферу доверия и потенциал для сотрудничества в третьих странах и регионах. Транспортно-коммуникационные инициативы России и Азербайджана, а именно маршрут Север-Юг, предполагают осуществление нескольких инфраструктурных проектов, о которых шла речь на встрече. Наряду с этим, проводится большая работа по облегчению бюрократических процедур для повышения конкурентоспособности маршрута. Президент Азербайджана отметил стократное увеличение грузопотока в 2017 г. по маршруту Север-Юг, если в прошлом году грузопоток составил лишь 1700 тонн, то только за семь месяцев текущего года объем увеличился до 170 тыс. тонн. Азербайджан наладил и прямые контакты с регионами России, около 70 регионов, что позволяет расширять географию сотрудничества. Увеличивается туристический поток в обе стороны, россияне занимают первую строчку в общем числе иностранных туристов (31%).
Сотрудничество в военно-технической сфере. Как отметил президент Ильхам Алиев, Азербайджан приобрел в России технику военного назначения на общую сумму 5 млрд долларов и процесс модернизации вооруженных сил Азербайджана продолжается. В этой сфере есть потенциал для взаимодействия, так как новые технологии и достижения российского ВПК совпадают с перспективными потребностями Азербайджана.
Гуманитарная сфера. Сотрудничество в гуманитарной сфере является традиционным. В Азербайджане действуют школы с русским сектором обучения и на русском языке возможно завершить все уровни среднего, высшего образования, аспирантуры и докторантуры. Действуют филиалы нескольких ведущих российских вузов, а в России обучаются 11 тыс. азербайджанских студентов. Регулярно проводится Бакинский Международный Гуманитарный Форум, на котором собираются более 500 участников.
Краткий обзор двустороннего сотрудничества демонстрирует, насколько глубокими являются взаимоотношения. Практически по всем показателям Азербайджан является лидером на Южном Кавказе по части взаимовыгодного сотрудничества с Россией. После подписания в Актау Конвенции о правовом статусе Каспия, Россия и Азербайджан получили дополнительный импульс для совместных проектов на Каспии.
Встречи президентов Азербайджана и России не обходятся без дискуссий о региональной и международной повестки, в частности относительно процесса урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и роли России в качестве непосредственного соседа региона и сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Со стороны президента России было высказано, что Россия продолжит прилагать усилия в направлении урегулирования конфликта.
После смены власти в Армении и прихода к власти Никола Пашиняна при посредничестве сопредседателей Минской группы состоялась единственная четырехчасовая встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Смена власти в Армении произошла не эволюционным путем, посредством выборов или же смены внутри элиты, а вследствие массовых протестов. Новому руководству нужно было время для ознакомления с историей процесса урегулирования и некоторые популистские заявления об изменении формата переговоров можно было списать на неопытность и незнание процесса.
Если на начальном этапе смены власти непредсказуемость нового руководства Армении была естественной, то после шумных арестов бывшего руководства страны и генералитета, непредсказуемостью можно охарактеризовать практически весь спектр внутренней и внешней политики правительства Пашиняна. Нет ясности, насколько глубоко будут пересмотрены приоритеты внутренней и внешней политики, что, естественно, отразится на геополитическом раскладе в регионе Южного Кавказа, а также на процессе урегулирования. Для Азербайджана важно мнение России в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ и главного союзника Армении в регионе. Внутриполитические процессы в Армении, усугубление поляризации, вовлеченность в процесс внутреннего противостояния оккупированных территорий Азербайджана выходят за рамки внутриармянского дискурса, и создают угрозу не только поступательному процессу урегулирования, но и хрупкой тишине на линии соприкосновения.
В этом контексте позиция России особенно важна и, как отметил президент Ильхам Алиев, «мы рассчитываем на то, что усилия России в деле урегулирования конфликта будут продолжены».