***
В последнее время о Китае у нас пишут особенно много. Отчасти это можно объяснить тем, что в 2004 году мы отмечаем знаменательную дату – 55-ю годовщину установления дипломатических отношений между обоими государствами. Но главная причина все-таки не в этом, а в устойчивом и постоянно растущем интересе к нашему соседу.
Современный Китай – это очень динамично развивающееся государство, которое по праву считается одним из политических центров силы и локомотивов глобальной экономики. Есть серьезные основания полагать, что к середине XXI века он станет ведущей мировой державой.
Уже сегодня КНР занимает шестую строчку в списке крупнейших экономик планеты и четвертую – по объему внешней торговли. В 2003-м ВВП Китая вырос на 9,1 %, уровень ВВП на душу населения впервые превысил тысячу долларов. Поставлена, как представляется, вполне реальная цель – к 2020 году увеличить в четыре раза ВВП по сравнению с нынешними показателями, то есть до уровня более 4 трлн дол. США. При сохранении нынешних темпов роста эта цель достижима.
С таким Китаем считаются все, даже те, кто далеко не заинтересован в его процветании и стабильности. Нет в мире столицы, где бы не задумывались о том, как строить отношения с Пекином в текущем столетии. И, как правило, выбор однозначен – в пользу развития масштабного сотрудничества по всем направлениям.
Свой выбор сделала и Россия, хотя, что скрывать, сделать его было не так уж легко. На протяжении веков отношения между обоими государствами складывались отнюдь не просто, да и в относительно недавнем прошлом они пережили периоды обострений и даже открытой конфронтации. Потребовались десятки лет, действительно огромная политическая мудрость и воля руководства двух стран, чтобы найти оптимальную модель межгосударственного общения. Найденная модель полностью отвечает не только национальным интересам России и Китая, но и интересам укрепления мира и безопасности во всем мире. Двигаясь шаг за шагом, обе державы в 1996-м пришли к осознанию того, что в XXI веке они могут и должны быть стратегическими партнерами.
Новое качество отношений закреплено в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 года. Документ сформулировал основополагающие принципы и определил магистральные направления взаимодействия на длительную перспективу, заложил прочный фундамент для дальнейшего развития российско-китайских отношений.
Среди важнейших достижений, с которыми Россия и Китай вступили в третье тысячелетие, – урегулирование пограничной проблемы, оставленной им историей. Между обеими странами пролегает одна из самых протяженных в мире сухопутных границ – более 4 300 километров. С учетом географического и исторического факторов принципиальное значение имеет статья 6 Договора, в которой четко сказано, что стороны не имеют друг к другу территориальных претензий. Что же касается продолжающихся переговоров по двум небольшим участкам, то думаю, что мы можем ожидать их успешного завершения в ближайшей перспективе.
За последние полтора десятка лет создана развитая договорно-правовая база двустороннего взаимодействия. С 1992-го на межгосударственном и межправительственном уровне заключено более 180 соглашений. Документы о сотрудничестве подписаны между 55 парами регионов и городов России и Китая. В экономической и научно-технической сферах действуют 8 межправительственных подкомиссий и 25 постоянных рабочих групп, 5 подкомиссий работают по социально-гуманитарной тематике.
Этот всеобъемлющий механизм консультаций обеспечивает устойчивый рост сотрудничества. Без сбоев, поступательно развивается торгово-экономическое взаимодействие. Важно, что оно приобретает все более цивилизованные формы. Если в 1990-е годы ежегодный товарооборот колебался в пределах 6–8 млрд дол., то по итогам 2003-го он достиг 15,7 млрд. Более 80 % торговли приходится, в отличие от прошлых времен, на негосударственный сектор.
Принципиально иным, чем прежде, стало сотрудничество России и Китая на международной арене. Созвучие подходов двух стран практически по всем наиболее важным вопросам современности позволяет им тесно координировать внешнеполитические шаги, предпринимать совместные или параллельные действия в целях более эффективного отстаивания коренных интересов России и Китая, укрепления их позиций в мире.
Тем не менее до сих пор нельзя сказать, что в России сформировался общенациональный консенсус в оценке нынешнего характера и будущего развития отношений с Китаем. Причиной тому – не только периодические волны публикаций в СМИ с чуть ли не апокалиптическими прогнозами о неотвратимой «угрозе» нашей стране, ее военной и экономической безопасности. Мы просто мало знакомы с повседневной жизнью современного Китая. На фоне неоспоримой интенсивности деловых контактов, включая «челночную» и приграничную торговлю, объемы гуманитарных, культурных и научных обменов в последнее время снизились. Крайне полезны контакты между общественными и политическими организациями, но они носят фрагментарный характер. В результате о Великобритании или Франции, более удаленных от России с географической точки зрения, у нас знают больше, чем о соседнем Китае. И это во многом объясняет живучесть исторических стереотипов.
Проблемы в отношениях с КНР действительно существуют. А разве может быть иначе, когда речь идет о столь крупных соседях, интересы которых постоянно переплетаются? Разумеется, нельзя закрывать глаза на шероховатости и препятствия, которые затрудняют полноценное развитие всестороннего сотрудничества с Китаем. Наоборот, их необходимо серьезно анализировать и пытаться устранить. Тем более что высокий уровень взаимного доверия и взаимопонимания позволяет откровенно и спокойно обсуждать любые, даже самые чувствительные темы, снимать недопонимание, находить компромиссные решения.
При этом следует помнить о «красной линии», заходить за которую недопустимо с точки зрения не только норм межгосударственного общения, но и национальных интересов самой России. Скажем, внутриполитическая стабильность в КНР – это не тема для досужих спекуляций. Столь же неуместно выглядят попытки некоторых политиканов и авантюристов от бизнеса «поиграть» на проблеме Тайваня. Принципиальная позиция России по Тайваню пересмотру не подлежит. Поддержка стабильного, устойчивого развития Китая – залог обеспечения стратегических государственных интересов России.
Очень многое предстоит сделать и в сфере развития торгово-экономических связей. Очевидно, что нынешняя структура торговли нуждается в совершенствовании. Доля в ней высокотехнологичной готовой продукции далеко не соответствует индустриальному потенциалу ни российской, ни китайской экономики. От примитивных форм товарообмена давно пора переходить к современным видам экономического и инвестиционного сотрудничества, необходимо развивать транспортную и межбанковскую инфраструктуру, целенаправленно стимулировать связи между представителями малого и среднего бизнеса.
Отдельный блок вопросов связан с сотрудничеством в топливно-энергетической сфере. Вполне понятно стремление китайских партнеров удовлетворить бурно растущие потребности страны за счет увеличения гарантированных объемов поставок российских энергоносителей. Но поспешных решений здесь быть не должно – ведь данное направление взаимодействия имеет стратегическое значение, носит долгосрочный характер и требует многомиллиардных капиталовложений. Нужно без эмоций продолжить поиск выверенного баланса интересов.
Естественно, что российских граждан, особенно в приграничных областях, волнуют более частные проблемы, такие, как нелегальная миграция, случаи браконьерства со стороны граждан КНР на российской территории, загрязнение окружающей среды в приграничных районах и т. д. Проблема экологии потенциально способна стать наиболее острой из всех. Бурный рост китайской экономики сопровождается многократным увеличением нагрузки на природную среду. Вырубка лесов и, как следствие, разрушительные наводнения, истощение почвы – все это в перспективе может превратиться в трансграничные проблемы, реально решить которые можно будет только в сотрудничестве с КНР. К этому, как мы понимаем, наши китайские коллеги готовы.
Нельзя сказать, что российско-китайские отношения полностью свободны от проблем, связанных с миграцией. Но не стоит и преувеличивать их масштабы, как это зачастую делают отечественные СМИ. По достаточно достоверным оценкам, общая численность граждан Китая, находящихся в России на относительно постоянной основе, едва ли превышает 150–200 тысяч. А официальные данные последней российской переписи населения дали куда более скромную цифру – 35 тысяч человек.
Нет никаких оснований говорить о том, что правительство КНР «побуждает» своих граждан переселяться в Россию, тем более нелегально. Сейчас Россия и Китай создают специальную рабочую группу по проблемам миграции для комплексного урегулирования этого вопроса.
Вообще, одна из важнейших составляющих сотрудничества – налаживание тесного взаимодействия правоохранительных органов двух стран. Именно совместная работа позволит эффективно противодействовать угрозам, которые организованная преступность и коррупция несут нормальной жизни граждан и установившимся связям хозяйствующих субъектов в приграничных районах.
Изъяны в отношениях с Китаем – это зачастую оборотная сторона процесса быстрого развития взаимодействия. Вместо того чтобы драматизировать разногласия, надо вырабатывать алгоритмы их урегулирования.
Крайне важно укреплять социальную базу российско-китайских отношений, содействовать контактам между людьми, развитию туризма, межрегиональным и приграничным связям, наращивать взаимодействие в социально-гуманитарной сфере, в области культуры, науки, между СМИ обеих стран. Это будет нашим вкладом в устранение уродливых стереотипов восприятия Китая, еще бытующих в сознании многих европейцев и американцев.
Общий источник таких стереотипов – неуверенность относительно того, как поведет себя на международной арене «сильный Китай», когда он осуществит свои грандиозные планы модернизации, превратится в экономическую, научно-техническую и военную сверхдержаву. Практика последних двух десятилетий с лишним показала: по мере стремительного развития Китая его внешнеполитический курс становился все более взвешенным и ориентированным на интеграцию в мировую экономику, а также сотрудничество по всем векторам. Есть полное основание полагать, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем. По мере повышения конкурентоспособности Китай все более эффективно отстаивает и реализует свои национальные интересы. Это естественный процесс, и единственной нормальной реакцией на него со стороны других государств, включая Россию, станет повышение эффективности собственной политики, а также конструктивное взаимодействие с Китаем в различных областях.
Потенциал экономического взаимодействия обеих стран поистине огромен, и его реализация со временем способна определить будущее экономики всего евразийского и тихоокеанского пространства. И если взглянуть на российско-китайские отношения в глобальном контексте – через призму современной международной обстановки и с высоты коренных национальных интересов обеих держав, – то становится очевидным: доверительное стратегическое партнерство России и Китая в XXI веке является непреходящей ценностью. Это оплот формирующегося многополярного мироустройства – равноправного и демократического. Оно имеет ключевое значение для международного мира и безопасности, для спокойствия и благополучия двух соседних народов.