Смещение мировых геополитических приоритетов выдвинуло в центр международного внимания Средиземноморье и регион Большого Ближнего Востока, Центральную Азию и Южный Кавказ. В результате этих перемен Запад и Восток стали ближе друг другу, хотя зачастую это сближение происходит не по доброй воле, а в силу острой стратегической необходимости. И Турция, и Россия расположены в самом сердце этой новой реальности, а потому в равной степени заинтересованы в том, чтобы способствовать мирной смене геополитического ландшафта, простирающегося от Атлантики до Центральной Азии и дальше.
Приходится признать, что сегодня Ближний Восток переживает один из худших периодов своей истории. Регион по-прежнему теряет ценные человеческие и материальные ресурсы, необходимые для его развития. Надежды людей не оправдываются, и у них возникает ощущение, что их чего-то лишили; политические конфликты продолжаются – все это питает пессимизм населения Ближнего Востока и иностранных наблюдателей. К примеру, арабо-израильский конфликт, похоже, далек от разрешения, а положение в Ираке не улучшилось настолько, чтобы у иракцев или международного сообщества появились основания верить в лучшее. А ведь надежда – это главная предпосылка для возрождения.
Но есть и обнадеживающие тенденции: народы и правительства региона все больше признают необходимость реформ, а международное сообщество заявляет о готовности помогать им.
Так, инициатива «Большой Ближний Восток», предложенная США, предусматривает проведение экономических и политических реформ в странах Ближневосточного региона в обмен на существенную финансовую помощь со стороны западных стран. В мире и в самом регионе к этой инициативе относятся по-разному. Дело в том, что народы Ближнего Востока традиционно скептически воспринимают политику Запада. А учитывая амбициозный характер предлагаемого плана и масштаб существующих проблем, стоит ли удивляться, что эта модель переустройства Большого Ближнего Востока с самого начала вызывала сомнение? Однако наша задача – оценивать инициативу по ее фактическим достоинствам или недостаткам, избегая скоропалительных, не вполне обоснованных выводов. Как страна, на которую ближневосточные события оказывают непосредственное воздействие, Турция реалистично и конструктивно подходит к данному проекту.
Анкара четко сформулировала свою позицию в отношении ближневосточных проблем задолго до того, как инициатива «Большой Ближний Восток» стала излюбленной темой газетных статей и теледебатов. Свое видение ситуации мы излагали на различных форумах, включая сессии Организации Исламская конференция (ОИК). Наша страна выступает за более демократичный, свободный, открытый и мирный Ближний Восток, который должен стать регионом с эффективным управлением и экономикой. Это не беспочвенный идеализм. Национальные интересы Турции требуют, чтобы по соседству находились мирные и стабильные государства, с которыми она могла бы взаимодействовать на всех уровнях. Таким образом, цели Турции согласуются с позитивными задачами проекта «Большой Ближний Восток».
Одна из самых сложных проблем данного региона – всплеск терроризма, который зачастую связывают с религиозными убеждениями его жителей. Но мы отвергаем доводы тех, кто использует террористические методы в политических целях, и поэтому не считаем, что они действуют во имя религии. Тем не менее радикализм и экстремизм, по-видимому, никогда не будут абсолютно чужды мировому сообществу. Вероятно, уже в ближайшем будущем нам предстоит столкнуться с их проявлениями в разных частях земного шара. Нельзя забывать, что конфликты, насилие и терроризм — это выражение тех или иных политических устремлений, хотя и направленных в дурное русло.
На самом деле, когда различные социальные группы начинают дышать воздухом демократии, они постепенно включаются в процесс и в конечном итоге становятся сторонниками демократической системы. Важно привести в действие механизмы, которые не только обеспечат массы достаточным количеством экономических благ, но и создадут предпосылки для политического и социального благополучия. Структуры, которые не ограничивают прав граждан и построены по принципу широкого участия, обогащают процесс демократической самоидентификации, дают людям возможность ощутить свою причастность к существующей политической системе и ответственность за нее. В такой среде экономическая деятельность становится более разумной, а государственные службы работают намного эффективнее. Это непростая задача, ибо она связана с отношениями между обществом и государством. Но мы на Ближнем Востоке больше не может позволить себе устраняться от решения данной проблемы.
В попытках найти решение назревших проблем ближневосточные страны должны опираться на интеллектуальный потенциал своих народов, который раскрывается в полной мере тогда, когда в обществе формируются свободные и демократические структуры. Точно так же власть закона, прозрачность и отчетность способствуют благополучию общества и делают политические режимы прочнее в долгосрочной перспективе.
Вот почему отрадно видеть, что призыв к переменам нашел отклик как у правительств, так и в народном сознании. Когда на заседаниях ОИК Турция подняла вопрос о необходимости «привести наш дом в порядок», эта мысль оказалась созвучна общему настрою. Политическое, экономическое и социальное развитие, в котором остро нуждается наш большой регион, является в первую очередь нашей собственной задачей. Этот основополагающий тезис признано теперь всеми, и в ближайшее время будут разработаны соответствующие планы. Недавно проблема реформирования и развития обсуждалась на разных правительственных и неправительственных форумах, а кульминацией дискуссий стала декларация, принятая на саммите Лиги арабских стран в Тунисе в мае 2004 года.
Международное сообщество может и обязано поддержать предпринятые усилия. Но при этом нельзя упускать из виду особенности региона, нельзя поддаваться искушению предлагать быстрые решения, неизбежно обреченные на провал. Не продуманные самым тщательным образом инициативы, поступающие извне даже из самых лучших побуждений, могут привести к возникновению новых проблем. Ключевыми принципами являются добровольность, постепенность и сопричастность. Навязывание всегда контрпродуктивно. Мы, кроме того, не можем игнорировать те проблемы в культурной и политической сфере, к которым народы региона относятся особенно чувствительно. Точно так же нам следует избегать широких обобщений. Многообразие культур и этнических групп в структуре турецкого и российского обществ помогает нам легче распознавать эти болезненные точки.
Меры в области безопасности необходимо сочетать с усилиями в политической, экономической и культурно-образовательной области. Слишком большой акцент на проблемах безопасности может только навредить. Любой региональный проект должен быть открытым для всех заинтересованных сторон.
Не менее важна и политическая атмосфера в регионе. Улучшение положения в Ираке, ощутимое для самих иракцев и жителей стран-соседей, позволит улучшить восприятие международных инициатив.
Нам также нужно понять, что ни один региональный проект не принесет плодов, если не заниматься палестинским вопросом. Это не значит, что успех перемен всецело зависит от урегулирования арабо-израильского конфликта. Даже если бы эту проблему удалось решить сегодня, реформы не произошли бы автоматически. Поэтому работу по преобразованию необходимо начать без промедления. Но все же, если удастся повернуть вспять негативную динамику в арабо-израильском противостоянии и урегулирование арабо-израильского конфликта станет достижимой целью в глазах простых людей, это существенно ускорит темпы реформ.
Подобные подходы близки не только Турции, но и другим странам данного региона, а также Европейскому союзу, который желает внести свой вклад. Различные комментарии и мнения по поводу достижения этой цели стали постепенно учитываться при обсуждении проблем Большого Ближнего Востока на таких международных форумах, как, например, саммит государств – членов «большой восьмерки», а также в НАТО и в ООН. США тоже заявили о том, что признаюЂт важность дискуссий и консультаций, в том числе с участием заинтересованных стран.
Конечный результат такого многостороннего подхода, как это видно на примере плана поддержки реформ на Ближнем Востоке, принятого «большой восьмеркой», свидетельствует об искреннем желании международного сообщества помочь нашему региону. Форум «восьми», на котором важную роль играла Россия, предвещает положительную динамику развития событий в будущем при условии, что все будут неукоснительно следовать согласованным там принципам. Турция взяла на себя роль сопредседателя в Диалоге о содействии демократии – одном из механизмов «большой восьмерки», призванном собрать за одним столом представителей гражданского общества и правительств для обмена опытом в деле демократизации.
Пути оказания помощи региону конструктивно обсуждались в течение последних месяцев и в рамках НАТО. На недавнем саммите НАТО в Стамбуле (июль 2004 г.) предложены умеренные, но полезные механизмы практического сотрудничества со странами региона в области обороны и безопасности на добровольной основе.
Международные встречи, на которых затрагивались проблемы Большого Ближнего Востока, снова показали, что, несмотря на существующие разногласия, диалог может привести к сближению позиций. Конечно, история не позволяет жителям региона испытывать большой энтузиазм по поводу того, чтЧ они воспринимают как «планы со стороны», но это не должно приводить к неприятию любых зарубежных инициатив.
Пытаться направлять международные усилия на решение реальных проблем и создавать условия для извлечения из них максимальной пользы – таков путь, который позволит продвинуться вперед. Странам региона нужно демонстрировать больше уверенности в своих силах и настойчивее вовлекать международное сообщество в решение наиболее острых проблем.
Что касается инициативы «Большой Ближний Восток», то мы надеемся, что она не обманет наших ожиданий. Однако независимо от того, принесет ли эта инициатива плоды в ближайшее время или нет, Турции и Российской Федерации нужно трудиться сообща, чтобы способствовать стабильности и миру вблизи своих границ.
Один из главных каналов, по которым Анкара пытается внести свой вклад в создание более благоприятной международной атмосферы, – это ее внешняя политика.
Будучи сторонником и инициатором регионального сотрудничества, Турция стремится использовать фактор взаимозависимости для укрепления доверия и в конечном итоге для формирования общих интересов, что могло бы привести к укреплению добрососедских отношений. Турция и Россия – два главных действующих лица, от которых зависит успех в деле регионального сотрудничества, особенно в зоне Причерноморья. Международное сообщество проявляет повышенный интерес к Черноморскому региону. Это свидетельствует о своевременности наших усилий по активизации деятельности организации Черноморское экономическое сотрудничество и дальнейшему наращиванию потенциала «Блэксифор» (Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия, в которую входят шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина. – Ред.).
Большинство острых проблем нашего региона сложны и носят транснациональный характер. Но мы найдем резервы для их решения, если объединим усилия и не будем медлить.
Турция верит в урегулирование конфликтов путем последовательного решения проблем. Статический подход в международной политике, при котором другая сторона представляется потенциальным противником, обречен на поражение. А вот динамичный подход, который, напротив, предполагает поиск выигрышных для всех вариантов, помогает властям стран региона чувствовать себя более уверенно при взаимодействии с международным сообществом и оставаться в рамках международного права. Исторические связи Турции и ее сходство с государствами-соседями, а также способность видеть происходящее в перспективе облегчают этот процесс. Предложив совсем недавно конструктивный подход к решению кипрской проблемы, Турция в очередной раз доказала свою эффективность в качестве фактора стабильности.
Многосторонняя ориентация Турции на мировой арене приобрела еще большее значение после того, как геополитические водоразделы эпохи холодной войны канули в прошлое и развитие на региональном и общемировом уровне вышло на новый виток. Благодаря своему уникальному географическому положению Турция может стать политическим, экономическим и культурным буфером между граничащими с ней регионами и Западом в целом. С продвижением процесса вступления Турции в ЕС ей будет легче выполнять эту роль.
Острейшие проблемы, с которыми сталкивается сегодня международное сообщество, не поддаются упрощенным объяснениям и решениям и требуют совместных усилий. Коллективный подход, безусловно, позволяет сделать намного больше, чем это было бы под силу любой стране, действующей в одиночку. Поэтому Турция верит в преимущества многостороннего подхода – ведь он помогает извлечь пользу из коллективной мудрости международного сообщества. И Турция, и Российская Федерация способны внести свой вклад в подобного рода многостороннюю тактику, которая, в свою очередь, может оказаться выгодной для общей международной обстановки.
Мы должны способствовать тому, чтобы культура примирения стала основой этики отношений между странами региона, частями которого являются Турция и Россия. Не стоит рассчитывать на то, что проблемы в окружающих нас странах со временем разрешатся сами по себе. К поискам их решения нужно подходить открыто, конструктивно и с зарядом энергии, направленной на обновление.
© Журнал «Россия в глобальной политике», № 4 июль-август 2004