05.07.2009
«Три кита» российской диаспоральной политики
№3 2009 Май/Июнь
Александр Чепурин

Российский дипломат.

Очередной Всемирный конгресс соотечественников, который должен состояться 1–2 декабря 2009 года в Москве, обещает стать знаковым событием в динамично развивающемся диалоге России и зарубежного Русского мира.

Конгресс призван подтвердить нацеленность руководства Российской Федерации на всестороннюю поддержку соотечественников за рубежом, придать дополнительный импульс активности, развернувшейся в последнее время на этом направлении. Предстоящий форум, безусловно, будет способствовать консолидации зарубежной российской общины, повышению ее авторитета в странах проживания соотечественников.

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ЗАРУБЕЖНОЙ ОБЩИНОЙ

В целом за два с половиной года, прошедших после предыдущего конгресса (Санкт-Петербург, октябрь 2006 г.), удалось значительно продвинуться в деле налаживания более тесного взаимодействия России с соотечественниками: обеспечить защиту их прав, сохранение российского этнокультурного пространства, консолидацию российской общины и превращение ее в более значимый фактор укрепления отношений Москвы со странами проживания соотечественников.

В то же время мы находимся лишь в начале пути к сближению пространства России внутренней и России зарубежной. Важно хорошо понимать, где мы сегодня и куда нам нужно двигаться.

В последние годы Россия стремится заново осмыслить свои подходы к соотечественникам за рубежом, отталкиваясь от реалий быстро меняющегося мира и логики развития страны как государства, приверженного демократическим ценностям и сохранению глобальной российской этнокультурной сферы. Принципиально важным стало признание того, что Россия и зарубежные россияне принадлежат к одному цивилизационному пространству, хотя последние оказались на его периферии, в то время как Россия представляет собой центр русского языка, культуры и ментальности. Пророчески и очень актуально звучат сегодня строки Фёдора Тютчева: «Хотя враждебною судьбиной и были мы разлучены, но всё же мы народ единый, единой матери сыны…»

Наличие влиятельной и консолидированной российской общины за рубежом отвечает национальным интересам России. Полноценной частью глобального Русского мира может стать община не ассимилированная или маргинализованная, а тесно вплетенная, интегрированная в общественно-политическую жизнь государства проживания. Община, сохраняющая свою национальную идентичность, импульсы к самоорганизации, связи с исторической родиной, способная позитивно влиять на окружающий мир, действовать в интересах повышения авторитета России на международной арене, укрепления ее связей со страной проживания.

Работа с зарубежным Русским миром – важное направление российской внешней политики. Министерство иностранных дел РФ председательствует в Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) – ключевом государственном органе по координации политики России в области взаимодействия с зарубежными общинами.

Декларативная политика поддержки зарубежного Русского мира шаг за шагом сменяется практическими мерами в этой области и держится, образно говоря, на «трех китах», включающих в себя:

  • содействие консолидации общин, 
  • сохранение российского, русского этнокультурного пространства, 
  • укрепление связей с исторической родиной, основанных на принципах партнерства и взаимоподдержки.

ПОКА ОБЩИНА, А НЕ ДИАСПОРА

Российскую зарубежную общину сегодня все еще трудно назвать диаспорой в традиционном понимании этого слова, хотя 30-миллионная общность представляет собой крупное этнокультурное зарубежное образование (уступает только 80-миллионной китайской диаспоре, за которой следуют индийская и польская диаспоры – по 20 млн человек).

Понятие «диаспора» подразумевает организованное и структурированное сообщество, каковым зарубежная российская община пока не является. Говорить о россиянах за рубежом как о диаспоре, тем не менее, допустимо, отдавая себе при этом отчет в том, что под диаспорой следует понимать нечто большее, чем просто совокупность людей, говорящих на одном языке и имеющих схожие культурные и духовные корни.

Что препятствует появлению полноценной российской диаспоры?

Первое – политика ряда государств, где проживают российские соотечественники, направленная на ассимиляцию либо маргинализацию русских, создание преград на пути их самоорганизации и консолидации. Такой подход мы наблюдаем и в дальнем, и особенно в ближнем зарубежье, в том числе в странах, где русская община составляет значительную долю населения. Причем по большей части население это коренное, автохтонное, веками проживающее на данных территориях. Распад СССР позволил аналитикам не без оснований говорить о русском народе как разделенной нации, то есть нации, которая в результате исторических катаклизмов оказалась частично распределена по разным государственным образованиям.

Второе – антироссийская пропаганда, стремление в негативном свете представлять Россию и ее политику, что также не способствует профилированию соотечественниками своей «русскости». Нужно отметить, что этому подыгрывают и некоторые выходцы из России, которые, в отличие от представителей других диаспор, отчасти сохранили русофобские подходы, о чем свидетельствует характер многих русскоязычных СМИ за рубежом, особенно в дальнем зарубежье.

Третье – исторические волны эмиграции и разношерстность диаспоры (от олигархов до очень бедных людей). Это и русская знать, и те, кто покинул Советский Союз в поисках куска хлеба. С одной стороны, искренние друзья, фрагмент «большой России», с другой – деятели, подрабатывающие на антироссийских настроениях и критике внешней и внутренней политики страны исхода.

Различное отношение разных категорий эмигрантов или оставшихся на территориях СНГ россиян к нашей стране и ее политике – во многом российская специфика, отнюдь не характерная для большинства других зарубежных этнических групп. Хотя в последние годы общая тенденция к позитивному взгляду на Россию усиливается, критический подход по-прежнему дает себя знать, что проявилось, например, в ходе освещения русскоязычными СМИ событий на Кавказе в августе 2008 года и в комментариях по газовому спору с Украиной в январе 2009-го.

Зарубежная российская диаспора к тому же полиэтнична и многоконфессиональна. Есть русская, татарская, черкесская и другие этнические общины коренных народов России, есть миллионы русскоязычных репатриантов из СССР и Российской Федерации.

В этих условиях на первый план для зарубежной российской общины выходят задачи сглаживания различий, поддержки процессов консолидации на основе выработки общих интересов, закрепления позитивного подхода зарубежных соотечественников к своей исторической родине.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОБЩИН

Для консолидации, безусловно, требуется время. Зарубежная российская община – одна из самых молодых в мире, как и Российское государство, а диаспоральные связи формируются десятилетиями, веками. Зрелость придет с годами и опытом преодоления внутридиаспоральных противоречий, по мере определения своего места в стране проживания, структурирования и выработки общей платформы по защите собственных интересов. Важно использовать открывающиеся возможности как внутри самой общины, так и со стороны исторической родины.

Необходимый инструмент налаживания диаспоральных связей и обмена опытом – русскоязычная информационная сфера. Спорадические встречи редакторов русскоязычных изданий, в том числе в рамках Всемирной ассоциации русскоязычной прессы (очередная встреча намечена на июнь 2009 года в Люцерне, Швейцария), хоть и полезны, но не способны существенно повлиять на эту сферу. Обсуждение проблемы структуризации Русского мира, защиты этнокультурных интересов соотечественников занимает в страновых русскоязычных изданиях незначительное место, а их ориентиры далеки от интересов и соотечественников, и исторической родины.

Созданные при поддержке ПКДСР специализированные издания – региональные журналы «Шире круг» (Вена), «Единство в разнообразии» (Алматы), «Балтийский мир» (Таллин), – на страницах которых сами соотечественники рассуждают о своих проблемах, пока не приобрели должной массовости и остаются малотиражными. То же можно сказать и об интернет-портале Ru_vek (www.ruvek.ru), и об издающемся второй год в Москве ежемесячном журнале «Русский век», а также о газете «Голос Родины». Адекватное информационное сопровождение работы с соотечественниками требует особого внимания Москвы.

В последние годы стали пробиваться ростки (пока, правда, едва заметные) меценатства, поддержки российской этнокультурной среды со стороны состоятельных людей из российской общины. Без экономической базы, без самодостаточности община никогда не станет диаспорой. Что нужно сделать, чтобы зарубежный российский бизнес мог, не опасаясь негативной реакции со стороны местных властей, способствовать поддержке здешней русской культуры, содействовать русскоязычному образованию? Этот вопрос требует внимательной и дополнительной проработки, в том числе изучения опыта успешных «старых» диаспор.

На повестке дня и возможность поддержки общин российским бизнесом, работающим в странах проживания соотечественников. Отдельные спонсорские акции «Газпрома», «ЛУКойла» и ряда других компаний следует дополнить и расширить, они должны получить необходимое содействие со стороны властей и общественного мнения России. Тогда такие меры приобретут системный и существенный характер.

Близко к этому налаживание позитивных отношений российских общин с властными структурами стран проживания. Соотечественники способны стать важным связующим звеном в отношениях соответствующих государств с Россией. Будучи гражданами стран проживания, налогоплательщиками, они вправе рассчитывать на помощь правительств в сохранении своей культуры и языка.

Насущным является вопрос о лидерах организаций соотечественников. Требуются дееспособные люди, ориентированные не на жалобы и просьбы, не на бесконечный «плач Ярославны», а на отстаивание интересов соотечественников в самих странах их проживания, налаживание диалога с местными властями, получение поддержки российского бизнеса, выработку четких позиций по защите этнокультурной среды.

Однако сегодня об авторитетности лидеров можно говорить далеко не всегда. Зачастую во главе организаций стоят ветераны либо преподаватели русскоязычных учебных заведений, чьи интересы сводятся к решению узкопрофессиональных задач или же освоению скромных финансовых средств, поступающих с российской стороны.

Растет потребность в молодых перспективных лидерах, способных стратегически мыслить и эффективно решать проблемы диаспоры. Необходимо всемерное использование демократических принципов при формировании страновых координационных советов, которые должны приобрести лоббистский потенциал в области защиты интересов соотечественников в странах проживания. Задача сохранения Русского мира, недопущения ассимиляции диктует необходимость двигаться в направлении самоорганизующейся и жизнеспособной диаспоры, тем более что имеется успешный опыт других стран с достаточно представительной зарубежной общиной.

За последние годы при поддержке России проделана серьезная работа по консолидации соотечественников. Создан костяк организационной структуры – страновые координационные советы более чем в 80 странах мира, которые стремятся выработать общую платформу, отражающую интересы общин, отдельных организаций и всех соотечественников. Основное внимание уделяется работе по недопущению их маргинализации, содействию интеграции в общества стран проживания с сохранением российской этнокультурной самобытности. Одновременно налаживаются как дискуссия, порой весьма острая, так и взаимодействие внутри самих зарубежных общин.

Каждый год организуются региональные конференции соотечественников – в Центральной Азии, Закавказье, Украине, Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, Европе, Америке, на Ближнием Востоке и в Африке, Азии и Австралии. Проводятся ежегодные всемирные конференции соотечественников (последняя – в ноябре 2008 года в Москве), раз в три года – всемирные конгрессы соотечественников. При поддержке ПКДСР налажено проведение конференций и «круглых столов» соотечественников в России и за рубежом по наиболее актуальным проблемам зарубежного Русского мира (последнее такое мероприятие прошло в Москве в конце апреля 2009-го – круглый стол «Русскоязычная Украина: возможности и проблемы консолидации»).

В 2006 году создан всемирный Координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом, который де-факто превратился в центральный орган, консолидирующий и представляющий их интересы, обеспечивающий постоянный диалог с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, неправительственными организациями России и зарубежья. На всемирный Координационный совет замыкаются координационные советы отдельных стран. Через этот механизм задается тон жизнедеятельности общин, канализируются и развиваются связи с Россией.

ЗАЩИТА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА И РУССКОГО ЯЗЫКА

Важнейшими элементами, обеспечивающими жизнедеятельность российских зарубежных общин, являются сохранение их этнокультурной самобытности, поддержка русского языка и языков народов России, российской культуры, традиций. Русский язык остается языком науки, культуры, межнационального общения. В постсоветских государствах, где новая элита порой демонстративно дистанцируется от Москвы, она часто не только говорит, но и думает по-русски. Очевидно, что сохранение в мире пространства русского языка и российской культуры является исключительно важной задачей. Серьезную озабоченность вызывают в данной связи действия некоторых государств по вытеснению русского языка из образовательной, культурной, общественной и повседневной жизни. Развитие национальных языков не должно вести к ограничению соотечественников в сфере культуры и образования, в быту, а негативных примеров на сей счет немало.

Традиционно работу по сохранению и распространению русского языка за рубежом ведет Россотрудничество (до 2008 г. – Росзарубежцентр), активно расширяющее в последнее время сеть своих зарубежных центров, которых, впрочем, пока явно недостаточно. Продолжается реализация Федеральной целевой программы «Русский язык (2006–2010 годы)» по линии Министерства образования и науки РФ. В ее рамках ведется работа по распространению дистанционного обучения, в том числе и для соотечественников, проживающих за рубежом. Подготовлены учебно-методические пособия, учебники, мультимедийные программы по русскому языку, организован цикл теле- и радиопередач.

С июня 2008 года функционирует фонд «Русский мир», имеющий значительное федеральное финансирование и нацеленный на поддержку русского языка и российской культуры за рубежом (в частности, путем выдачи соответствующих грантов). В работу по сохранению русского языка вовлечены федеральные органы законодательной и исполнительной власти, российские регионы, СМИ да и, по сути, весь культурный и научный потенциал нашей страны.

Важнейшую деятельность осуществляет МИД России: поставка комплектов библиотек (свыше 200 в 2008 г.), кабинетов русского языка (свыше 100 в 2008 г.), переобучение учителей русскоязычных школ (более 1 200 в 2008 г.), организация ознакомительных поездок в Россию более полутора тысяч детей соотечественников – победителей различных конкурсов и олимпиад по русскому языку.

С вопросом сохранения и укрепления позиций русского языка тесно связана другая насущная проблема – получение образования в России соотечественниками, проживающими за рубежом. 25 августа 2008 года принято Постановление Правительства Российской Федерации «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», которое предусматривает дальнейшее увеличение за счет федерального бюджета ежегодного приема иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников в российские вузы (до 10 тыс. человек) и командирования российских специалистов в зарубежные страны на преподавательскую работу (до 300 человек).

Минобрнауки России проводит целенаправленную акцию по открытию филиалов российских вузов. В настоящее время только в странах СНГ – Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине – на основании российских лицензий на право ведения образовательной деятельности функционируют 36 филиалов, созданных 29 российскими высшими учебными заведениями. В прошлом году за рубежом открыто четыре филиала российских вузов.

Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (10 февраля 2009 г.), в соответствии с которым иностранные граждане, в том числе и соотечественники, проживающие за рубежом, освобождаются от сдачи Единого государственного экзамена при поступлении в российские учебные заведения среднего и высшего профессионального образования. Это положение внесено в новый порядок приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения, который сейчас проходит регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

В целом нельзя не признать, что в последние два-три года Россия предприняла значительные усилия по поддержке российского зарубежного этнокультурного пространства. Появилось осознание того, что «ныне лежит на весах». Вместе с тем, в том числе и с учетом опыта других стран, стало ясно, что это только начало процесса, который потребует динамичного развития. Ключевым звеном в данной области является, на мой взгляд, ускоренное открытие за рубежом российских культурных центров, а в крупных странах – и филиалов таких центров.

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА РОССИЯ – СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

В практической работе с соотечественниками шаг за шагом осуществляется переход от патернализма со скромной финансовой поддержкой к взаимодействию на партнерской основе. В итоге, укрепляя свою этнокультурную самобытность, зарубежные общины смогут выступить в качестве интеллектуального, экономического и культурно-духовного партнера России.

Однако такой подход отнюдь не означает ослабления решительной и последовательной поддержки нашей страной законных прав соотечественников в любой точке земного шара, где они нарушаются. Такая поддержка остается одним из основных приоритетов, что четко зафиксировано в новой Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом РФ Дмитрием Медведевым в июле 2008 года. Соотечественники должны быть уверены в том, что в трудную минуту Родина не оставит их один на один с проблемами, не допустит нарушения их законных этнокультурных прав.

В последние месяцы в рамках межведомственной рабочей группы, созданной Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, интенсивно прорабатывается вопрос о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Здесь, очевидно, нужно оговориться, что действующий закон, принятый в мае 1999-го в специфических политических условиях, содержит ряд устаревших положений, невыполнимых обязательств.

В работе над новым законопроектом упор делается на том, чтобы конкретизировать, «сузить» понятие «соотечественники за рубежом», зафиксировать роль Всемирного конгресса и координационных советов соотечественников, закрепить полномочия, позволяющие российским регионам вести работу по поддержке соотечественников на прочной законодательной базе. Патерналистский дух старого закона должен видоизмениться в сторону партнерства, что поддерживается большинством соотечественников.

При этом учитываются замечания и предложения, высказанные соотечественниками на страновых и региональных конференциях, а также на Всемирной конференции соотечественников, проживающих за рубежом (Москва, 31 октября – 1 ноября 2008 г.). Информация о ходе этой работы была заслушана на двух заседаниях ПКДСР (24 декабря 2008 г. и 30 марта 2009 г.).

Особый смысл имеет уточнение самого понятия «соотечественники за рубежом». Зафиксированное в действующем законе декларативное причисление к соотечественникам всех лиц, состоявших в гражданстве СССР и предшествующих государственных образований, не соответствует сегодняшним реалиям и на практике только затрудняет адресную работу с соотечественниками. В действительности в эту категорию попадают миллионы людей, в том числе лица титульных наций, не только в бывших республиках Советского Союза, но и в Польше, Финляндии, других странах.

Весьма остро обсуждается вопрос о выдаче специального документа, подтверждающего принадлежность к соотечественникам. Хотя ныне действующий закон и предусматривает «документирование» соотечественников, но на практике такие свидетельства за прошедшие 10 лет не выдавались.

Тут есть над чем подумать, поскольку «документирование» иностранных граждан Российской Федерацией будет крайне негативно воспринято в странах проживания соотечественников, а на выдачу документа потребуются значительные финансовые средства, превышающие все нынешние ассигнования на поддержку зарубежных соотечественников. Нужно ли подменять их самоидентификацию «документированием», расходовать бюджетные средства на бюрократическую процедуру взамен реальной поддержки ветеранов, этнокультурного пространства, помощи организациям соотечественников в их работе?

Весьма позитивным фактором в плане укрепления отношений зарубежной диаспоры с исторической родиной стало утверждение правительством в 2008-м системы морального поощрения соотечественников. Первая церемония награждения Почетными знаками и Почетными дипломами ПКДСР состоялась в рамках Всемирной конференции соотечественников, проживающих за рубежом. В конце ноября 2008 года Указом Президента РФ ряд соотечественников был награжден орденом Дружбы или медалью Пушкина. В 2009-м практика награждения будет продолжена.

В мировом опыте работы с зарубежными диаспорами выделяются три основные модели: 

  • репатриационная (переселение на историческую родину),
  • патерналистская (защита прав соотечественников и оказание им материальной поддержки),
  • прагматическая (модель, опирающаяся на использование политического, экономического, лоббистского потенциалов диаспоры).

Ни одна страна не использует ту или иную модель в чистом виде, о чем свидетельствует, например, эволюция подходов Германии и Израиля.

Развитие диаспоральной политики России вплотную приблизило к целесообразности комбинирования этих моделей, что стало возможным после утверждения Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Время показало, что Госпрограмма востребована. В ее рамках за полтора года на территорию России прибыло более 12 тысяч переселенцев. В основном (около 80 % от всех изъявивших желание принять участие в Госпрограмме) соотечественники приезжают из Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Есть отдельные переселенцы из дальнего зарубежья, в частности из Германии (90 человек), Израиля, США. Большая группа русских старообрядцев, проживающих в странах Южной Америки, рассматривает возможность переезда в Приморский край. В Тамбовскую область компактно переселяются русские староверы из Грузии. Из российских регионов наиболее привлекательны для переселенцев Калининградская, Калужская, Липецкая и Тамбовская области (83 % от переселившихся).

Нужно отметить, что Государственная программа не ставит во главу угла статистические показатели по переселению и потому сравнения неких «плановых цифр» и итогов представляются необоснованными. В таком сложном и деликатном деле, как организация переезда людей на новое место жительства, зачастую сопряженного не только с пересечением границ, но и с ломкой устоявшегося уклада жизни, вряд ли уместно говорить о «плановых заданиях». Важен каждый человек, важна каждая семья. Главное, чтобы соотечественники имели саму возможность цивилизованного, при поддержке России, переселения на историческую родину. Существенно то, что Госпрограмма становится позитивным фактором в отношениях России с зарубежными соотечественниками, позитивно влияет на самооценку общин.

При этом в ходе реализации Госпрограммы, безусловно, выявились и недоработки. Основная проблема, пожалуй, состоит в слабой привлекательности региональных программ (жилье, достойная работа).

С учетом накопленного опыта намечен комплекс дополнительных мер для повышения привлекательности и эффективности Госпрограммы. Предусматривается, в частности, расширение категории участников этой программы за счет включения в нее предпринимателей и студентов, лиц, переезжающих к родственникам (при наличии у них жилья для переселенцев) в места, не относящиеся к территории вселения, а также признание участников Госпрограммы, не имеющих пока российского гражданства, налоговыми резидентами на территории России.

В ответ на предложения самих соотечественников обсуждается возможность наделения территориальных органов Федеральной миграционной службы РФ правом выдачи свидетельства участника Госпрограммы тем соотечественникам, кто уже находится на законных основаниях на территории Российской Федерации и желает принять участие в программе.

Установление партнерских взаимоотношений Москвы и зарубежных соотечественников – важнейшая предпосылка постепенного формирования консолидированной, дееспособной и устойчивой к ассимиляции зарубежной диаспоры.

КОНГРЕСС КАК ШАНС

На предстоящем в декабре с. г. Всемирном конгрессе соотечественников предполагается участие более 500 представителей организаций зарубежных соотечественников из 89 стран мира, а также представителей законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации, регионов, общественных организаций, фондов, взаимодействующих с российскими соотечественниками. Задачи подготовки этого конгресса обсуждались в конце марта на очередном заседании ПКДСР, а также на заседании всемирного Координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом.

Помимо пленарных заседаний работа форума будет проходить в рамках 10–12 тематических секций, где предполагается обсудить вопросы консолидации организаций соотечественников, сохранения русскоязычного пространства за рубежом, защиты прав соотечественников. В последнем случае предусмотрено, например, задействование механизмов международных институтов и неправительственных организаций, получения соотечественниками образования в России и филиалах российских вузов за рубежом. В этом плане будут обсуждаться и такие темы, как роль субъектов Российской Федерации в поддержке соотечественников, единое духовное пространство Русского мира (с участием Русской православной церкви), русское историческое наследие и противодействие попыткам фальсификации истории, вопросы СМИ, реализации Государственной программы по переселению и др.

На пути к Всемирному конгрессу соотечественников запланирован ряд важных встреч, страновых, региональных и международных форумов, на которые возложена задача проведения дискуссии, чтобы совместно искать решения вопросов, наиболее актуальных для Русского мира. Тем самым будет использован шанс, предоставляемый столь представительным мероприятием.

Что бы ни говорили некоторые скептики, функционирующая последние два года система позволяет наладить, с одной стороны, дискуссию и взаимодействие внутри самой зарубежной диаспоры, а с другой – регулярный диалог соотечественников с исторической родиной.

Очевидно, что Россия находится лишь в начале пути. Диалог с соотечественниками предстоит наполнить новыми темами, например, активной и имеющей ресурсы правозащитной деятельностью, прежде всего в странах ближнего зарубежья. Со временем он должен приобрести бЧльшую масштабность. Все это потребует значительной активизации не только моральной, но и материальной поддержки со стороны Российской Федерации.

Содержание номера
После кризиса: привычные проблемы
Фёдор Лукьянов
Как развитие ведет к демократии
Кристиан Вельцель, Рональд Инглхарт
Модернизация России: снова на развилке
Дмитрий Бадовский
Государственный капитализм достиг совершеннолетия
Иэн Бреммер
Автономное управление
Чарльз Капчан, Адам Маунт
Передышка для гегемона
Владимир Овчинский, Андрей Фурсов
Всеобъемлющая концепция национальной безопасности Китая
Сюн Гуанкай
Преодолеть национальный кризис
Виктор Кременюк
«Три кита» российской диаспоральной политики
Александр Чепурин
Энергорынки в зоне турбулентности
Татьяна Митрова
Страсти по воде
Василий Белозёров
Основополагающий конфликт
Евгений Примаков
Центральной Евразии нужны институты
Джахангир Карами
Афганская проблема в региональном контексте
Иван Сафранчук
Дипломатия инкорпорейтед
Джон Ньюхаус
Контуры посткризисного мира
Владислав Иноземцев