Восприятие самого съезда, на котором Трамп выдвинут претендентом на главный пост, весьма показательно. Большинство мнений из солидного и влиятельного лагеря (левой или правой ориентации): мероприятие стало провалом. Начиная с подхваченного всеми казуса с заимствованиями из Мишель Обамы, которые от своего имени произнесла жена Трампа, и до программной речи самого триумфатора, идущей, как полагают комментаторы, вразрез с базовыми и неизменными установками Америки на оптимизм, веру в себя и будущее. Отсутствие ряда знаковых фигур (в первую очередь Бушей, единственных живущих президентов-республиканцев), афронт со стороны бывших соперников, прежде всего сенатора Теда Круза, неискренняя поддержка республиканской верхушки, малоприятные образы съехавшихся поклонников Трампа, отдающих ксенофобией и пр. В общем, сплошные черные метки кандидату.
Впрочем, некоторые аналитики обращают внимание, что эти оценки справедливы для более или менее штатной политической ситуации. В США же она, как, впрочем, и во всем мире, нештатная — много признаков того, что началась фундаментальная смена политической парадигмы. А если так, то, что считалось категорически непроходным вчера, завтра может оказаться выигрышным. Например, с точки зрения раздраженного истеблишментом населения неявка на съезд к Трампу клана Бушей — плюс кандидату. И так далее.
Внешнеполитические воззрения Дональда Трампа, которые он начал активно высказывать, приводят политическую верхушку в бешенство, в ход пошли уже лобовые обвинения в связях с Путиным, в том, что миллиардер чуть ли не его агент. Вообще поразительно, до какой степени российский президент превратился в универсальный жупел на Западе. Это психологический феномен, достойный отдельного изучения, пока стоит только отметить, что, например, в случае с британским референдумом, где пугающий призрак Путина тоже использовался, прием не сработал вовсе.
Трамп успел шокировать всех мнением, что НАТО обязано защищать только тех, кто вносит достойный вклад в укрепление дееспособности альянса, а также готово выйти из Всемирной торговой организации, поскольку свобода торговли вообще якобы стала катастрофой для американской экономики.
Пару месяцев назад, еще не будучи официальным кандидатом, Трамп посоветовал Японии и Южной Корее самим заботиться о собственной безопасности перед лицом северокорейской угрозы, например, стать ядерными державами.
Все эти заявления, особенно сделанные в присущей кандидату республиканцев резкой манере, воспринимаются как покушение на священные основы американского лидерства. Скорее всего именно эта тема станет направлением главного удара со стороны кампании Хиллари Клинтон — Трамп как непредсказуемый самодур, ничего не понимающий в международных делах и потому несущий угрозу миру и стабильности нации.
Если отвлечься от специфической персоны Дональда Трампа, сами по себе идеи, им оглашаемые, не настолько идут вразрез с мейнстримом, как кажется. О том, что союзники по НАТО не берут на себя достаточную часть бремени, в Соединенных Штатах говорят давно и настойчиво. Никто иной как президент Обама в своем нашумевшем интервью журналу Atlantic назвал европейцев free riders, «безбилетными пассажирами» (более жесткий перевод — «халявщики»). Что же касается настроений против свободной торговли, то они широко распространены в конгрессе. Интересно, что против новых мегаблоков (транстихоокеанское и трансатлантическое партнерства) высказывались Хиллари Клинтон и ее только что выбранный кандидат в вице-президенты Тим Кейн, хотя оба вроде бы всегда поддерживали открытую торговую политику. Нынешние зигзаги, безусловно, отражают реакцию на общественные предпочтения.
Дональд Трамп — наиболее яркий симптом похмелья, которое испытывает Америка после эпохи эйфории относительно своей глобальной роли и возможностей ее воплощать в жизнь. Конец «холодной войны» и исчезновение СССР открыли перед США новый горизонт, к которому они не вполне были и готовы. Так называемый момент однополярности (формулировка 1990 года, принадлежащая консервативному комментатору Чарльзу Краутхаммеру) предусматривал, что Вашингтон способен менять мир по своему образу и подобию. Никто этому всерьез не мешал.
Что получилось, то получилось. И сегодня момент иссяк, что проявляется в первую очередь даже не в состоянии международных отношений, а в недостатке желания американского общества поддерживать глобалистские устремления. Нынешние выборы — первое столкновение позиций насчет того, что должна и будет делать Америка на мировой арене в предстоящие пару десятилетий. Кандидаты-2016 скорее карикатурное олицетворение альтернатив (антирейтинг зашкаливает у обоих). Но в 2020 году должны появиться уже более серьезные и артикулированные представители. Если президент, избранный в этом ноябре, не наломает дров раньше.