03.02.2026
«Важнее всего – способность к военному сдерживанию»
Интервью
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Пауло Ногейра Батиста

Бразильский экономист, вице-президент Нового банка развития (2015–2017) и исполнительный директор Международного валютного фонда по Бразилии и другим странам (2007–2015).

Интервью подготовлено специально для передачи «Международное обозрение» (Россия 24)

На прошлой неделе мы опубликовали статью видных бразильских общественно-политических деятелей. Она вызвала довольно большой резонанс, прежде всего по причине предложения задуматься о необходимости приобретения Бразилией ядерного оружия. Фёдор Лукьянов обратился к одному из авторов – Пауло Ногейра Батиста – за несколькими уточнениями. Интервью прошло в рамках программы «Международное обозрение».

 

Фёдор Лукьянов: Действительно ли сейчас разным странам нужно собственное ядерное оружие?

Пауло Ногейра Батиста: То, что происходит в мире с того момента, как Дональд Трамп приступил к реализации своей имперской программы, чрезвычайно тревожно. Особенно для стран в Западном полушарии, ведь эта администрация многократно – в документах и официальных высказываниях – заявляла, что намерена его контролировать. Обеспечить доминирование США по всей Латинской Америке и распространить власть на такие территории, как Гренландия. Мы не должны забывать, что после прихода Трампа Соединённые Штаты наносили удары по многим странам. Наиболее громкие акции были против Ирана и Венесуэлы, но помимо этого стоит помнить Сомали, Нигерию, Ирак, Сирию, Йемен. Американцы очень решительно повернулись к использованию военной силы.

Я думаю, что во всём мире страны, подобные Бразилии, всё более отчётливо понимают: самым важным для национальной безопасности является способность к военному сдерживанию, включая ядерное. Но не только. Совершенно необходимы мощные силы неядерного сдерживания.

Фёдор Лукьянов: Есть  мнение, которое, на мой взгляд, несколько упрощённое, что если у тебя есть ядерное оружие, то тебя уже не тронут. Так ли это в действительности?

Пауло Ногейра Батиста: Не вполне так. Возьмите российский пример. Россия – ядерная держава, но это не остановило Запад от того, чтобы атаковать Россию, используя Украину в качестве инструмента. Они создали ситуацию, в которой вспыхнул военный конфликт. То, что у страны имеется ядерное оружие и мощные обычные силы, – это средство сдерживания. Опять же – российский опыт. Россия отреагировала на угрозу и ведёт дело к успешному для себя завершению боевых действий. Или Северная Корея. Страны, подобные ей, не становятся мишенями для нападения, а те, у которых нет средств эффективно противостоять, возьмите, например, Сирию, Ливию, просто разрушены в результате западного вмешательства. Прискорбно, что мы не размышляли соответствующим образом, рассматривая в качестве первоочередных расходы на другие статьи. Но такова реальность, которую создают злонамеренные действия США.

Фёдор Лукьянов: Вот я как раз хотел спросить. Ядерное оружие – очень дорогое удовольствие, как и вообще мощный оборонный комплекс. Могут ли страны, подобные Бразилии, где есть множество различных проблем, позволить себе такие траты? Поймёт ли их общество?

Пауло Ногейра Батиста: В Бразилии это вопрос острых споров. Я уже не раз высказывал свою позицию в пользу больших оборонных расходов, и меня многие критикуют, утверждая, что они не должны быть приоритетом. Но давайте посмотрим на нашу ситуацию. Бразилия – одна из самых больших стран мира в том, что касается территории и природных ресурсов самого разного рода. Как мы можем быть уверены, что на нас не нападут, если мы не будем опираться на сильный потенциал сдерживания? Речь же не идёт о том, что мы должны иметь возможность нанести военное поражение сверхдержаве. Но необходимо, чтобы все понимали: агрессия против нас принесёт очень большие издержки любому, кто попытается это сделать. Мы поэтому и напоминаем римскую мудрость: хочешь мира, готовься к войне. Это не нужно напоминать русским или китайцам, которые на протяжении своей истории не раз подвергались нападениям. Но для таких стран, как наша, которые привыкли жить в мире, подобное напоминание необходимо.

В последний раз Бразилия становилась жертвой военной интервенции полтора столетия назад, когда вспыхнула война с Парагваем. С тех пор нам посчастливилось не воевать. Мы считаем, что мир – это данность, но надо помнить, что это не так.

Фёдор Лукьянов: Хорошо, допустим, вооружившись, Бразилия добьётся того, что США не захотят пробовать нападать. Но как насчёт соседей? Глядя на то, как вы вооружаетесь, они займутся тем же, а гонка вооружений – это предпосылка для региональной войны, разве не так?

Пауло Ногейра Батиста: Да, это большой риск. В прошлом Бразилия всегда стремилась сотрудничать с соседями, особенно с Аргентиной, в военной сфере, это, кстати, касалось и ядерного аспекта. Совершенно необходимо объяснить соседям, что любые меры по повышению обороноспособности, которые примет Бразилия, не направлены против них. У нас нет проблем с соседями, ни один из них не представляет угрозы нашей безопасности. Потенциальная проблема у нас только с Соединёнными Штатами. Особенно сейчас, когда США взяли на вооружение такой агрессивный курс. Мы должны рассматривать Соединённые Штаты как сверхдержаву, которая испытывает относительную утрату престижа и относительный упадок и стремится развернуть этот процесс в обратную сторону, даже с применением силы. Сверхдержава на спаде всегда наиболее опасна, и сейчас именно такой момент.

Фёдор Лукьянов: Применение силы – не неизбежный сценарий, тем более что в Латинской Америке мы видим правую волну, когда силы, симпатизирующие Трампу, США, приходят к власти на выборах законным путём. В Бразилии в этом году президентские выборы. Если произойдёт смена, насколько радикально может измениться политический курс страны?

Пауло Ногейра Батиста: Да, для США или любой внешней силы наиболее простой способ добиваться своих целей – способствовать тому, чтобы на выборах победил политик, готовый быть вассалом. Яркий пример – Милей в Аргентине. В Бразилии есть такой риск. Конечно, американцам хочется, чтобы выборы в Бразилии и, кстати, Колумбии выиграли правые силы.

Надо иметь в виду, что в Латинской Америке правые – совсем не националисты. Они ориентируются на США. И это как раз случай кандидатов, которые намерены составить конкуренцию президенту Луле на выборах в октябре.

То же самое в Колумбии. И если бы я был на месте американских руководителей, конечно, я бы постарался поддержать своих кандидатов и даже вмешаться в эти выборы, чтобы получить у власти вассалов администрации Трампа. И они получат всё, что хотят, без единого выстрела, это самый удобный способ.

Фёдор Лукьянов: Что можно сказать о соглашении ЕС и МЕРКОСУР, которое недавно подписали после долгих проволочек?

Пауло Ногейра Батиста: Это торговое соглашение приветствуется бразильским правительством, как вы знаете. Но на самом деле оно не благоприятно для нашей страны. Мы открываем свой рынок для европейских корпораций, которые намного более конкурентоспособны, чем наши. Мы открываем рынок для промышленных товаров из ЕС, а взамен для нас просто расширяется доступ на европейские сельскохозяйственные рынки. Иными словами, это соглашение фиксирует тип отношений с Европой, который нам невыгоден: импорт промышленных товаров, экспорт более сырьевого рода. Это старомодное соглашение. В мире, где свобода торговли пускается под откос, в том числе американцами и европейцами, которые прежде были главными сторонниками свободной мировой торговли, Бразилия открывает свои границы и не сможет воспользоваться преимуществами.

Фёдор Лукьянов: А американцев это устроит? Или они усмотрят вмешательство в свою сферу влияния?

Пауло Ногейра Батиста: Они могут сделать совершенно естественную вещь. Обратиться к МЕРКОСУР и конкретно Бразилии с пожеланием: если вы даёте преференциальный доступ к своему рынку европейцам, мы тоже хотим такой же. То есть они потребуют такого же соглашения, а это только усугубит для нас проблему.

Ядерное сдерживание, стратегическая стабильность, противоракетная оборона
Александр Савельев
Некоторые неядерные государства считают, что только ядерный арсенал даёт подлинную безопасность. В реальности выбор таков: решать ли проблему безопасности политическими средствами, либо пойти по пути КНДР.
Подробнее
Геоэкономика вокруг МЕРКОСУР: Бразилия в центре соперничества
Михаил Берновский
Членство в альянсах так или иначе всегда снижает экономическую устойчивость страны: национальные и блоковые системы тарифных преференций начинают теснить друг друга. В этом проблема определения национальных приоритетов многих стран в условиях, когда крупнейший таможенный союз стран Южной Америки МЕРКОСУР имеет теперь соглашение с ЕС о зоне свободной торговли.
Подробнее
Правый поворот Латинской Америки: риски и возможности для России
Олег Краев
Латиноамериканский регион волатилен, и при переходе власти к оппозиции новое правительство стремится радикально пересмотреть внешнюю политику и переформатировать список приоритетных стран. В конце 2025 г. регион сделал очередной шаг вправо, и это обусловливает необходимость пересмотра российского подхода к Латинской Америке.
Подробнее