Паника, связанная с мировым экономическим спадом, сменилась более спокойным осмыслением случившегося. Рецессия всколыхнула планету, но, похоже, масштаб потрясения не столь велик, чтобы подвигнуть страны и народы к подлинной переоценке ситуации. После периода турбулентности и вся мировая система, и отдельные ее участники возвращаются к тем же проблемам, которые неуклонно обострялись до кризиса, но так и не нашли разрешения.
Иан Бреммер развивает тему, ставшую популярной во второй половине нынешнего десятилетия, – об укреплении государственного капитализма и том вызове, который он бросает странам с либеральной психологией. По мнению автора, только от США, их последовательности и принципиальности в собственном обновлении зависит, сумеет ли свободный рынок доказать свои исторические преимущества перед дирижизмом.
Чарльз Капчан и Адам Маунт в статье, претендующей на доктринальный характер, также убеждены, что роль Соединенных Штатов как мирового лидера не имеет альтернативы. Но они призывают к глубокому переосмыслению инструментов, которые использует Вашингтон. В частности, исследователи уверены в необходимости отказаться от идеологизированного подхода к внешней политике и навязывания остальному миру американской идейно-политической модели. Сотрудничая с авторитарными, но «ответственными» режимами, Америка сможет обеспечить управляемость мировыми процессами.
Владимир Овчинский и Андрей Фурсов указывают на то, что подобный подход – это лишь более хитрая и изощренная версия прежней политики. США перенапряглись, им нужна «передышка», и поэтому бремя следует разделить с другими крупными державами. Российские авторы сравнивают предложение американских коллег с «новой экономической политикой» большевиков – тактическим отступлением перед решающей попыткой установить гегемонию.
Владислав Иноземцев (Внесён Министерством юстиции РФ в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента, 26.05.2023.) видит угрозу в вероятном ослаблении США и Запада. С его точки зрения, неизбежное в таком случае политическое укрепление Китая приведет мир к новой конфронтации. Его инициатором не обязательно станет Пекин, возможны и силовые попытки Вашингтона удержать ускользающее доминирование. Чтобы избежать такого сценария, нужно наполнить понятие «Запад» новым содержанием, включив в него страны, в том числе и Россию, которые Соединенные Штаты и ЕС не захотели вовлечь в свою орбиту в 1990-х годах. А Сюн Гуанкай решительно отвергает предположения о том, что КНР может строить какие-то агрессивные или экспансионистские планы, излагая всеобъемлющую концепцию безопасности Китая, направленную исключительно на гармоничное развитие.
Роналд Ингелхарт и Кристиан Вельцель обращаются к вечной теме о взаимосвязи развития, модернизации и демократии. Дмитрий Бадовский размышляет о развилке, на которой оказалась Россия: необходимость решительной модернизации очевидна всем, но ни в обществе, ни среди элит нет согласия относительно ее форм и методов. Виктор Кременюк сетует на то, что российский истеблишмент так и не осознал глубинных причин исчезновения СССР и нежелание признать наличие фундаментальных изъянов в подходах мешает выработке стратегии развития.
Татьяна Митрова описывает сдвиги на мировых энергетических рынках, и Москве придется реагировать на них в ближайшем будущем. Василий Белозёров обращает внимание на то, что у России нет комплексной политики в области водных ресурсов, хотя уже сегодня они становятся предметом острого соперничества.
Евгений Примаков анализирует нынешнее состояние ближневосточного конфликта, который, по его убеждению, имеет глобальное, а не региональное значение. Авторитетный специалист сомневается в том, что на нынешнем этапе целесообразно проводить в Москве конференцию по Ближнему Востоку, которую предлагает Россия. Иван Сафранчук пишет о другом очаге нестабильности, привлекающем влияние всего мира, – Афганистане. Автор считает, что эпоха монополии США и НАТО в афганском урегулировании подходит к концу, а влияние России и Шанхайской организации сотрудничества растет. Джахангир Карами призывает создать региональные институты в Центральной Евразии, которые взяли бы на себя ответственность за безопасность и развитие в этой части планеты.
Джон Ньюхаус поднимает деликатную тему иностранного влияния на выработку внешней политики США. Практика лоббирования в пользу других стран, в особенности с привлечением диаспор, законна и широко распространена в Соединенных Штатах. Однако она приняла такие масштабы, что наносит ущерб американским национальным интересам, полагает ученый.
Александр Чепурин определяет принципы, которыми руководствуется Россия, налаживая работу с соотечественниками за рубежом.