24.02.2022
О тревожной войне и вооружённом нападении
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сергей Полетаев

Сооснователь и редактор проекта «Ватфор».

Историческая во всех смыслах речь Путина оказалась прологом к историческим событиям. Все попытки договориться с Западом отброшены, на наших глазах новая реальность создаётся на поле боя.

В качестве казус белли использованы неудачные фразы Зеленского про Будапештский меморандум (что ж, тут без обид – язык без костей до Киева доведёт), а также обострение в Донбассе (истинное или мнимое, уже неважно). В любом случае – это лишь повод, а истинная причина, как мы отмечали, – это стремление к пересмотру результатов холодной войны, добиваться которого Кремль теперь намерен через силовое воздействие на Украину. Слишком многое было поставлено на карту, чтобы останавливаться на признании ЛДНР; санкционные и экономические риски сочтены несущественными.

Требования озвучены, практический же план такой: шаг вперёд ➡︎ пауза с ожиданием ответа ➡︎ снова шаг вперёд. Расчёт на то, что либо Запад начнёт реальный разговор, и тогда следующего шага не последует, либо Западу явочным порядком придётся признать новую реальность.

Шагов пока просматривается четыре:

  1. Письменное предложение Западу о гарантиях безопасности (проигнорировано Западом).
  2. Признание ЛДНР (проигнорировано Западом).
  3. Начавшаяся сегодня утром атака на ВСУ (оформленная как ответ на военные провокации) с целью их вытеснения с территории Луганской и Донецкой областей, а также дальнейшее продвижение на территорию Украины с целью её демилитаризации и гарантии нейтрального статуса. «Декоммунизация», как теперь модно называть. Здесь логику действий диктует уже военная необходимость: очевидно, что военный потенциал Украины придётся уничтожать быстро и решительно.
  4. Что дальше? Вообще-то Россия требует демонтажа военной инфраструктуры НАТО у всех принятых после 1997 г. участников, а единственная вещь, которую чётко сказал в своём кратком публичном ответе Байден, – это то, что за членов НАТО Запад готов воевать с Россией. Видимо, где-то на нынешней границе НАТО и находятся пределы нашей славной поступи.

Военную операцию на Украине российское руководство задумывает как Грузию-2008 на максималках. Недаром «открытый урок» на Госсовете 21 февраля начался с подачи Дмитрия Медведева, смысл слов которого можно свести к фразе «не боись, я так уже делал».

Отдельно отметим стиль и подачу: вполне самодержавные, веющие чем-то из эпохи государей, которые воевали друг с другом посредством собственных армий. Даже словесные обороты (Путин имеет в виду подписать указ по Донбассу…) будто взяты из какого-нибудь императорского манифеста.

Однако война тех масштабов, которая сейчас началась, – дело общенациональное. На фронт идут немногие, но чем-то поступиться придётся всем, даже если в военном плане всё пройдёт быстро и идеально: Запад без сомнения готов запустить санкционную машину на полную катушку и не на один год.

Так вот, научной социологии, понятное дело, мы не проводили, но судя по нашему (весьма прокремлёвскому) кругу общения, многие хоть и рады задать жару супостату, однако поступаться уровнем жизни ради этого не готовы. Банальность, но именно она определит возможности России и лично Путина в этом предприятии.

Мало у кого есть сомнения, что в военном плане Украина будет нейтрализована за считанные дни, если не часы. Вопрос в том, что будет дальше: взятый Западом курс на сдерживание России многократно усилится, и станет определять мировой ландшафт на годы, если не десятилетия вперёд. Насколько российская экономика, а также российское общество к этому готовы, насколько Запад, по прогнозу Медведева, сам к нам приползёт с извинениями, покажет будущее. От этого зависит сохранение не только сегодняшних завоеваний, но и достижений России начиная с нулевых годов, включая Крым.

 

***

 

Десять дней – и целую эпоху – назад мы верили, что войны не будет и рассуждали, какие у России есть возможности помимо войны. Теперь нам остаётся верить, что война будет маленькой и победоносной. А о возможностях поговорим после того, как она закончится.

Что если Россия победит?
Лиана Фикс, Майкл Киммедж
Победа России на Украине – это не научная фантастика. Что если она победит? США и их союзники могут оказаться абсолютно не готовы к выполнению задачи по созданию новой архитектуры европейской безопасности в результате военных действий России на Украине.
Подробнее