16.02.2023
О настрое и настроениях
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сергей Крылов

Чрезвычайный и Полномочный Посол в отставке, профессор кафедры дипломатии МГИМО, советский и российский дипломат, заместитель министра иностранных дел РФ в 1993–1996 годах.

Уже почти год идёт на Украине специальная военная операция. Когда она началась, у большинства был шок. Естественно, задавались вопросы – «зачем», «почему», «не лучше ли было не начинать». И, конечно, почти повсеместно звучали призывы побыстрее закончить. Быстро не вышло. СВО идёт дольше, чем хотелось бы, по-другому не получается, хотя поначалу, видимо, расчёт был иным. Не случайно пришлось проводить частичную мобилизацию и срочно перенастраивать многие производства. И не только ВПК. Но, как известно, домашние мысли в дорогу не всегда годятся. В пути бывает, что и маршрут надо менять.

Год – достаточно большой срок, чтобы попробовать сформулировать некоторые впечатления. Например, как можно оценить поведение и высказывания последнего времени наиболее засвеченных западных политиков, руководителей стран, прежде всего европейских, и глав международных организаций – ЕС и НАТО? Тут много интересного. Как мне кажется, приём Польши и прибалтов в ЕС и НАТО был одной из самых серьёзных ошибок европейцев. Особенно в ЕС, поскольку в НАТО всё происходит под американскую дудку. Европейцам, конечно, из соображений солидарности и равенства партнёров, всё же изредка позволяется проявление какой-то видимости самостоятельности манёвра, но в очень ограниченных пределах. История с танками для Украины это ясно показала.

Германии, уж насколько верному, казалось бы, союзнику, даже и тени свободомыслия проявить не позволили, все попытки сформулировать противоположную или нейтральную позицию провалились. Хотя были сомнения в правильности того, чтобы именно она направила свои танки для борьбы с россиянами, которых все называют русскими, что вполне объяснимо с учётом сложной истории Германии в ХХ веке. Но нет, из-за океана дали чётко понять – делай, Шольц, как сказано, ведь даже твоя по иностранным делам министерша правильно говорит, что мы воюем с русскими, и мнение избирателей-немцев никого не должно интересовать. Видимо, чтобы как-то закамуфлировать подобный диктат американцы в своё время содействовали приёму Польши и прибалтов в ЕС, который, правда, всё больше и больше сращивается с НАТО. Теперь получается, что решения принимаются якобы суверенными европейцами по собственно воле, озвученной поляками и близкими им по духу прибалтами. В этом свете очень симптоматичны высказывания литовского президента: «У нас танков нет, но есть мнение». Подтекст-то ясен, слушай и делай, что скажут те, у кого танки есть, но кто не считает нужным выступать фронтменом.  

Произошедшие именно в Германии изменения окажут, пожалуй, наибольшее влияние на будущую европейскую архитектуру. Она сегодня ментально освободилась от тех внутренних ограничений, которые до недавнего времени сохранялись в её политических кругах как результат «политики преодоления прошлого» и многолетнего чувства коллективной вины за всё то, что немецкая нация и её фашистское государство творили в Европе в годы Второй мировой войны. Теперь же, похоже, комплекс вины за трагедию прошлого века исчез.

Новый германский вопрос
Роберт Кейган
Современная Европа – это неразорвавшаяся бомба с нетронутым предохранителем и неповреждённым детонатором. А Дональд Трамп – игривый подросток с молотком, весело и беззаботно стучащий по ней.
Подробнее

Новейшие тенденции во внешнеполитическом поведении тревожны. Вновь возродилась убеждённость, что на востоке Европы порядок должны определять именно немцы. Поэтому так развязно ведут себя некоторые сегодняшние немецкие политики, поэтому действующий канцлер позволяет себе на публике пренебрежительно относиться к урокам прошлого и, лишь для приличия несколько поколебавшись, с лёгкостью даёт разрешение на поставки немецких танков на Украину. Раскол в обществе между «осси» и «весси» и разница в настроениях и отношении к происходящему в бывших восточных и западных землях ещё никогда за все прошедшие с момента объединения Германии годы не были так заметны, как сейчас. Знаменитый лозунг Wir sind das Volk, wir sind ein Volk“ («Мы – люди, мы – один народ») стал менее очевиден, вылезают на поверхность многие претензии бывшей ГДР, вспоминаются былые обиды и сомнения в правильности принятых в 1990-е гг. после объединения страны управленческих решений, а единства в поддержке современного курса правительства Шольца всё меньше.    

В целом в ЕС сейчас явно не всё гладко, былого общего положительного настроя на созидание единого и выгодного для всех участников пространства нет. Отказывающаяся от недавно действовавших самоограничений, но и теряющая роль локомотива Европы Германия, политически слабая в сравнении с ней Франция, у которой хватает своих внутренних проблем, буксующее после шестидесяти лет успешного сотрудничества и курса на сближение франко-германское партнёрство. На фоне утрачивающих былые позиции, но ещё претендующих на ведущую роль «старичков», – громко голосящие «младоевропейцы» Польша и Прибалтика. Опираясь на США, они постараются добиться выгодного им порядка в Европе и в мире после окончания острой фазы конфликта.

Так что нам предстоит борьба и на этом, политико-дипломатическом фронте. Будущий порядок тем больше будет соответствовать нашим потребностям, чем более убедительной будет наша победа в СВО. Тогда противники, хотя и скрипя зубами, но смирятся. Хотелось бы посмотреть на поведение лидеров трёх прибалтийских государств. Сегодня они чувствуют себя в безопасности, полагаясь на более сильных партнёров по НАТО и ЕС, самонадеянно считая, что они им настолько нужны, что те готовы в случае чего броситься на их защиту. А также потому, что где-то глубоко внутри отдают себе отчёт в причинах происходящего и понимают, что никакой угрозы от России им нет. Когда ситуация на Украине разрешится, они тут же присмиреют и замолкнут.

Думаю, кстати, что и про Украину Запад быстро позабудет, оставив её разбираться самой со своими горестями. Ту Украину, что останется от прошлой. И никакого нового плана Маршалла не будет. А будут требования расплатиться по ленд-лизу, по которому сегодня идут многие поставки вооружений. Идут под прикрытием циничного лозунга «Оружие – путь к миру». «Мы не даём в долг, мы покупаем. Покупаем себе безопасность», – так военный министр США Генри Стимсон сформулировал суть программы ленд-лиза. Напомню, кстати, что после распада СССР Россия взяла на себя выплату всех советских долгов, в том числе и обязательств по ленд-лизу перед США, и долг этот был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчётов с «Парижским клубом» лишь в августе 2006 года. С момента окончания Второй мировой войны прошёл 61 год. Будет ли Украина готова к подобным долгосрочным обязательствам, потянет ли? Вопрос риторический.   

Радоваться тому, что сегодня происходит в Европе и с Европой не приходится. По-человечески жаль, что многое, к созданию чего сам был причастен и над чем так кропотливо работали сообща с партнёрами, на поверку оказалось так хрупко и было так стремительно разрушено. И неизвестно, будет ли ещё шанс повторить то, что было сделано Россией и Германией для настоящей, а не умозрительной политической и экономической безопасности и стабильности не только наших двух стран, но и всего европейского континента. Теперь же об эффективной европейской энергетической системе как основе устойчивого роста остаётся только вспоминать. Как и о тех германских канцлерах и руководителях энергетических компаний, которые дальновидно и последовательно работали над её созданием, начиная с конца 1960-х годов.

Той системы больше нет, а вслед за ней вскоре уйдёт и былая конкурентоспособность европейской промышленности, а значит и база благополучной жизни самих европейцев.

Крупные энергоёмкие отрасли европейской промышленности уже начали постепенно переводить свои производства в США, где им предоставляют гораздо более выгодные условия для развития. А если вспомнить о том, что система социальной защиты за океаном построена на иных принципах, чем в Европе, а профсоюзные движения проигрывают по мощности влияния, то и этот фактор вполне можно рассматривать в качестве дополнительной причины для крупных корпораций подумать о смене прописки. Как говорится, ничего личного, только бизнес.  

Германия: между Востоком и Западом
Рассел Бёрман
Почему немецкий милитаризм стал вдруг предпочтительнее немецкого пацифизма? Спланирован ли нынешний кризис США, чтобы подорвать экономическую мощь Германии? Стремление Германии к атлантизму – окончательный выбор? Об этом Фёдор Лукьянов поговорил с Расселом Бёрманом, профессором Стэнфордского университета, для программы «Международное обозрения».
Подробнее

Поставки «леопардов» Украине очевидно работают не в духе исторического примирения между русскими и немцами, чего удалось достичь в 1990-е и 2000-е гг., несмотря на 1914-й и 1941-й г. и всё, что связано в памяти с этими мрачными датами истории.

После решения о танках западникам, видимо, психологически легче стало обсуждать вопрос о боевых самолётах. Но неплохо бы и о последствиях задуматься, хотя украинских пилотов, вероятно, уже готовят и сказать Киеву «нет» становится всё сложнее. Затягивание конфликта – это своего рода боязнь признания собственной неправоты. Но рано или поздно всё равно придётся принять неизбежное – свои просчёты и своё поражение. И хорошо бы, если бы это произошло до того, как украинский конфликт перерастёт в общеевропейские боевые действия. А поставками всё более серьёзного вооружения, например, боевых самолётов Киеву, американцы и западники в целом приближают такую перспективу. Если же украинцы получат боевые самолёты и начнут вылетать с аэродромов вне Украины (а там подходящих для F-16 и им подобных нет, есть, например, возможность вылета с польских), то, что потребуется сделать российской армии для их уничтожения, нетрудно себе представить. Как и последствия этого. 

Позитивных новостей сегодня меньше, чем хотелось бы. Тревога в обществе не проходит, есть понимание, что впереди не самые лёгкие времена. Но есть и позитивные уроки, которые мы извлекли из нынешнего кризиса. Главное, хоть это горько признавать, что никому слепо доверять нельзя. Прав был Рейган, припомнив Горбачёву нашу же поговорку – доверяй, но проверяй. Мы знали об этом и раньше, но несколько подзабыли. Теперь освежили память и рассчитываем в первую очередь на свои силы и возможности.

Ещё один важный момент. Раз уж все теперь, кажется, согласны с тем, что история не терпит сослагательного наклонения, что знать её нужно лучше и не переписывать в угоду политической конъюнктуре – опубликованы многие архивные документы, показывающие истинные бытовавшие на Украине десятилетиями настроения, надеюсь, что у нас будет меньше разговоров о единой нации.   

После распада СССР, несмотря на многочисленные заверения в наступлении новой эпохи в наших отношениях, заявления о готовности совместной работы и в экономике, и в политике, причём на равноправной основе, на деле Запад не смог себя заставить отказаться от проведения в отношении России «версальской политики» – от систематического наступления на её сферы жизненно важных интересов. Когда-то такая же политика привела к предсказуемому взрыву реваншистских настроений в Германии и ко Второй мировой войне за одно поколение. Теперь – к трагедии народа Украины, превращённого этой политикой в «пушечное мясо» геополитической борьбы. Европейцы не пошли на предлагавшиеся решения, а продолжили двигаться в русле политики холодной войны.

В результате, как совершенно очевидно сегодня, проиграли – показали себя России и другим странам несамостоятельными и ненадёжными партнёрами.

Если говорить о коллективном Западе, его интересах и упущенных вследствие неразумной политики возможностях, можно сформулировать как минимум три его, Запада, стратегические ошибки. Атакуя Россию, коллективный Запад расчищает дорогу Китаю, Индии и другим странам на нашем рынке, которые медленно, но, верно, вытеснят с него западные компании, а вернуться ушедшим будет крайне сложно или невозможно в принципе – места будут заняты вновь пришедшими. Запад стимулирует усиление исламского терроризма, с которым, увы, хорошо знаком у себя дома (вспомним Францию): обвиняя Россию в чрезмерном присутствии и принуждая её уйти с европейского рынка энергоносителей Запад тем самым способствует приходу нового поставщика, стремительно занимающего освобождающуюся нишу – США, но также и исламские государства, которые втихаря финансируют и терроризм. И, наконец, отказываясь от сотрудничества с Россией, Запад лишает себя целого ряда разнообразных ресурсов и возможностей, которые так нужны для выхода из кризиса и подъёма экономики.

Что касается Соединённых Штатов, то ещё одна их цель – не позволить России и ЕС углубить намечавшееся некоторое время назад реальное и разнообразное взаимовыгодное партнёрство. Отбросить перспективы такого партнёрства назад. Особенно между Россией и Германией. Кроме того, кризис на Украине – это смысл дальнейшего существования НАТО. Нужен был новый предлог для сплочения рядов. Нашли. Сплотились ли?

Новая Германия
Судха Дэвид-Вилп, Томас Кляйне-Брокхофф
Новая Германия, которую Штерн не успел увидеть и добавить в свою коллекцию, будет обладать крупнейшим оборонным бюджетом в Европе. И сейчас этот шаг будут приветствовать и даже поощрять все её соседи.
Подробнее