На фоне украинского кризиса, и особенно после начала конфликта вокруг Украины в 2022 году, отношения между США и Россией пошли по нисходящей спирали, и многие считали, что эта траектория останется «стабильной» в течение длительного времени, даже после окончания конфликта. Однако, почти в одночасье, без какого-либо предварительного предупреждения Соединённые Штаты изменили свою политику, инициировали диалог с Россией и быстро начали усилия по восстановлению отношений.
Одновременно ухудшились отношения США с ЕС, а Украина была фактически оставлена Вашингтоном. В истории великих держав такие внезапные и взрывные сдвиги дипломатической траектории без каких-либо фундаментальных изменений условий случаются крайне редко, хотя это и не беспрецедентно. Такое развитие событий противоречит общим законам международной политики. Изменения в Соединённых Штатах кардинально изменили международный ландшафт и существенно трансформировали ход российско-американских отношений.
В последние три десятилетия отношения между США и Россией переживали взлёты и падения. В начале 1990-х годов, благодаря энтузиазму президентов Бориса Ельцина и Билла Клинтона, две страны вступили в «медовый месяц», а в 1993 году они объявили себя стратегическими партнёрами. Однако этот оптимизм был недолгим. Из-за расширения НАТО на Восток, войны в Косово и споров по Ирану, Ираку, контролю над вооружениями, Чечне и другим вопросам отношения между США и Россией ухудшились до «холодного мира».
Инаугурации Джорджа Буша – младшего и Владимира Путина в 2000 году возродили надежды на улучшение отношений. После террористических атак 11 сентября 2001 года отношения между США и Россией быстро потеплели, почти достигнув уровня «товарищей по оружию». В мае 2002 года Джордж Буш – младший посетил Россию и объявил о новом стратегическом партнёрстве между двумя странами. Однако это сближение продлилось недолго. После того как США начали войну в Ираке в 2003 году, отношения между США и Россией снова ухудшились.
В 2008 году и в США, и в России произошла смена президентов, и к власти пришли Барак Обама и Дмитрий Медведев. Возрождённый оптимизм в отношениях между США и Россией побудил администрацию Обамы предложить стратегию «перезагрузки». Хотя отношения немного улучшились, усилия были недостаточным и нерешительными. «Перезагрузка» оказалась неустойчивой ещё до окончания президентства Медведева и была окончательно прекращена, когда Путин вернулся в Кремль в 2012 году. Последовали украинский кризис, ряд других конфликтов и санкции против России, что привело к новому спаду в американо-российских отношениях.
В 2017 году Дональд Трамп, которого многие считали симпатизирующим России, стал президентом США. Многие предсказывали, что он откроет новую эру в отношениях между США и Россией. Однако вопреки этим ожиданиям внутренние политические ограничения в Соединённых Штатах не только помешали улучшению, но и ещё больше обострили отношения. США начали поставлять оружие Украине и ввели дополнительные санкции против России. Во время бурного обмена мнениями с Зеленским в Овальном кабинете 28 февраля 2025 года Трамп с гордостью заявил, что его предшественник давал Украине «простыни», а он поставлял ракеты.
Каковы же перспективы отношений между США и Россией на этот раз? Повторят ли две страны цикл прошлых неудач или вырвутся из этого, казалось бы, фатального тупика?
Последний сдвиг в отношениях между США и Россией отличается от предыдущих несколькими важными моментами, наиболее заметным из которых является то, что он смягчил некоторые из постоянных противоречий, существовавших со времён холодной войны.
За последние тридцать лет расширение НАТО на Восток стало самым значительным препятствием в отношениях между США и Россией. Россия категорически выступает против расширения НАТО, рассматривая его как стратегическую угрозу безопасности, в то время как НАТО настаивает на продолжении своего расширения. Это создало непреодолимое препятствие для улучшения отношений между США и Россией. Соединённые Штаты активно продвигали расширение НАТО, часто занимая более агрессивную позицию, чем Европа. На саммите НАТО 2008 года в Бухаресте именно президент Джордж Буш – младший настаивал на присоединении Украины и Грузии к альянсу, но этому шагу помешало противодействие канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози.
Теперь администрация Трампа ясно дала понять, что Украина вряд ли присоединится к НАТО в ближайшем будущем, фактически исключив такую возможность. Хотя это не решает проблему кардинально, но знаменует собой существенный сдвиг. Россия настаивает на формальных гарантиях на уровне международного права, которые она хочет включить в окончательный мирный договор. Процесс вступления Украины в НАТО продолжается с саммита в Бухаресте 2008 года, а на саммите в Вашингтоне в феврале 2025 года, посвящённом 75-й годовщине НАТО, было заявлено, что путь Украины к членству в блоке «необратим». С точки зрения России, эти политические позиции должны быть официально скорректированы.
В любом случае, новая политика США значительно ослабила напряжённость между Россией и Соединёнными Штатами, породив надежды на устранение одного из самых спорных вопросов. Если Украина в будущем присоединится к ориентированному на Европу военному альянсу, возникший в результате конфликт будет в первую очередь касаться России и Европы, а не России и Соединённых Штатов. Если НАТО продолжит фрагментацию и ослабление или даже распадётся, вопрос расширения НАТО естественным образом исчезнет из повестки дня отношений США и России.
Вопросы безопасности всегда были центральными в отношениях США и России. США долгое время рассматривали Россию как угрозу безопасности и противника. Данная позиция закреплена в официальных стратегических документах, включая Стратегию национальной безопасности (2017) и Стратегию национальной обороны (2018) во время первого срока Трампа, а также Временное стратегическое руководство по национальной безопасности 2021 года и Отчёт о национальной оборонной стратегии 2022 года при Байдене.
Однако после возвращения Трампа к власти его позиция изменилась. Теперь он преуменьшает угрозу безопасности России для Соединённых Штатов, рассматривая Россию в первую очередь как угрозу для Европы.
Новый министр обороны Пит Хегсет, выступая на заседании Контактной группы по вопросам обороны Украины в декабре 2024 года, заявил, что фокус безопасности США сместится с Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион, а Европа возьмёт на себя основную ответственность за свою безопасность. Это свидетельствует о том, что, хотя администрация Трампа ещё официально не переопределила российскую угрозу, тенденция очевидна: воспринимаемая угроза России для США уменьшилась. Если конфликт между Россией и Украиной будет разрешён путём мирного соглашения, это дополнительно усилит сдвиг. Хотя и Китай, и Россия официально определены США как угрозы безопасности, Китай считается «всеобъемлющей и постоянной угрозой», в то время как Россия рассматривается как «острая угроза», в основном из-за продолжающегося конфликта на Украине. Если боевые действия закончатся, воспринимаемый уровень угрозы со стороны России, вероятно, снизится.
В некоторой степени Трамп отошёл от ценностной дипломатии, традиционного столпа американской либеральной внешней политики и главного источника напряжённости в отношениях между США и Россией. Ценностная дипломатия принципиально несовместима с дипломатической философией России, что приводит к идеологическим и политическим столкновениям между двумя странами. США часто разделяют мир на основе идеологии, выходят за рамки международного права и вмешиваются во внутренние дела других стран под предлогом продвижения демократии, даже организуя «цветные революции» для легитимации свержения правительств.
Важно отметить, что ценностная дипломатия не является чисто идеологической; она также движима геополитическими интересами. Режимы, на которые направлены «цветные революции», часто не нравятся Западу, в то время как появляющиеся новые правительства, как правило, прозападные. Запад назвал Россию авторитарным государством, выступающим против ценностей, и заклеймил её как «изгоя» в глобальной политической моральной системе. Это создало невидимый барьер между Западом и Россией. Однако Трамп, как известно, пренебрегает идеологией в пользу практических интересов. Он готов взаимодействовать с любой страной ради взаимной выгоды и противостоять любой стране, независимо от идеологии, если интересы конфликтуют. Поступая так, Трамп уменьшает влияние идеологических факторов на отношения между США и Россией.
После возвращения Трампа существует вероятность того, что Россия и США могут возобновить переговоры о сокращении стратегических вооружений. Контроль над ядерными вооружениями долгое время был краеугольным камнем отношений между США и Россией в сфере безопасности. Срок действия нового договора СНВ истекает в феврале 2026 года. Учитывая продолжающийся российско-украинский конфликт, переговоры по новому договору зашли в тупик. Если Россия и США смогут возобновить переговоры и достичь нового соглашения, это окажет значительное положительное влияние на ослабление напряжённости между двумя странами.
Подводя итог, можно сказать, что подход Трампа к дипломатии сильно повлиял на несколько ключевых концепций и направлений американской внешней политики. Стратегически Трамп отошёл от атлантизма, ослабил политику строительства союзов и сократил поддержку НАТО, что привело к серьёзному расколу между США и Европой. Идеологически он отказался от либерализма и дипломатии, основанной на ценностях, и больше не определяет внешнюю политику на основе того, является ли страна демократической или авторитарной. С точки зрения стратегии безопасности он отошёл от подхода двойного сдерживания, уделяя больше внимания китайской угрозе, при этом преуменьшая предполагаемую угрозу России для США. Наконец, отдавая приоритет национальным интересам, администрация Трампа фокусируется на экономической выгоде, избегает войны, ищет возможности для бизнеса и стремится заменить военный конфликт на Украине торговой конкуренцией.
Автор: Чжао Хуашен, профессор Института международных исследований Фуданьского университета (Шанхай), член Пекинского клуба международного диалога