24.08.2022
Европа как награда
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Инициатива о запрете выдачи европейских виз гражданам России активно обсуждается в Евросоюзе, и круг стран, власти которых её поддерживают, определился. Государства Балтийского бассейна, Центральной и Юго-Восточной Европы – «за». Основные западноевропейские державы «с пониманием», но скорее против. Южные туристические страны достаточно решительно возражают.

Судьба начинания примерно ясна. На уровне ЕС не пройдёт, потому что нет единства, к тому же запрет нарушает правила Евросоюза, которые не предусматривают полного афронта по принципу государственной принадлежности. Однако никто не может воспрепятствовать конкретным странам-членам остановить выдачу виз либо сделать процесс максимально сложным и долгим для соискателей.

В общем, так или иначе, механизм поездок в Европу не будет иметь ничего общего с тем, к чему мы привыкли за предшествующие пару десятилетий. Вопрос, как к этому относиться? Судя по оживлённому обсуждению данной темы в российском публичном пространстве, она многих у нас не оставляет равнодушным.

Начать надо с того, что пускать или не пускать кого-либо на свою территорию – суверенное право всякого государства. Насильно в гости не ходят и дела не ведут. Так что обязать страны Европейского союза, которые по каким-то причинам не хотят видеть граждан Российской Федерации, их всё-таки принимать, невозможно.

В этом смысле эстонская дама-премьер права: виза в Европу – не право, «а привилегия». Равно как и виза в Россию или любое другое государство.

Иное восприятие – продукт исторически недавнего развития событий, собственно, пресловутой глобализации. Стирание границ началось в конце прошлого века, а нормой стало и того позже. Шенгенское пространство, например, возникло в середине 1990-х гг., а для въезда в США и теперь граждане многих европейских стран-союзниц оформляют визы. Правда, делается это легко и на длительные сроки, но полной отмены так и нет. Несколько утрируя, можно сказать, что стирание границ в идеале предполагало и стирание существенных различий между народами и культурами.

Применительно к России визовая эпопея имеет предысторию. И связана она с попытками нашей страны встроиться в «большую Европу», как её видели после окончания холодной войны. Правильной или нет была тогдашняя цель – вопрос отдельный, но Москва настойчиво её добивалась. Режим выдачи виз, то есть доступ на территорию единой Европы, всегда служил для ЕС важным инструментом.

Европейский союз вообще привык руководствоваться в отношениях с внешними партнёрами принципом обусловленности. Смягчения или послабления любого рода, даже если они были выгодны самим европейцам, увязывались с непременными встречными шагами, и не обязательно в той же сфере. Помимо экономических интересов, которые выскакивали в самые неожиданные моменты, была и нормативно-гуманитарная составляющая. Внешняя политика Евросоюза всегда опиралась на ценностный набор, соответствия которому требовали от контрагентов.

Иными словами, трансформация собеседника в процессе взаимодействия разумелась сама собой.

Такое возможно в случае, если упомянутый собеседник вправду воспринимает доступ в Европу как привилегию, точнее, как нечто, что надо заслужить. Сочетание культурно-исторического богатства, комфорта и ёмкости рынка действительно делали общее европейское пространство чрезвычайно притягательным для внешнего мира – с точки зрения туризма, проживания и коммерции. Для государств и народов, относящихся к европейской сфере притяжения, определяющим был именно фактор этого притяжения и внутренних изменений под его воздействием. Переговоры о безвизовых поездках между Россией и ЕС, находившиеся на достаточно продвинутой стадии в 2000-е гг., застопорились формально по ряду технических причин. Но фактически всё уперлось в тот факт, что с какого-то момента Москва поставила предел возможным внутренним изменениям, а без этого Брюссель не хотел дальнейшей либерализации перемещения.

Собственно, ситуация последних примерно пятнадцати лет, когда никакого прогресса по безвизовому обмену уже не было, но либеральный режим выдачи работал, – наследие периода устремлений. Устремления закончились давно, теперь же произошёл обвал схемы, функционировавшей по инерции. Возврат к ней невозможен, потому что практически невозможно предположить, что целеполагание России и ЕС относительно друг друга вернётся к чему-то, хотя бы отдалённо напоминающему начало 2000-х годов. Так что всё будет зависеть от воли и желания отдельных стран, в целом же поток в Европу резко сократится.

Может ли это вновь измениться? Да, но для этого потребуется качественное изменение подхода, то есть пересмотр восприятия поездок в Европу как чего-то, что нужно заслужить. Перемещение людей как процесс взаимного обмена и обогащения (во всех смыслах) без политической или ценностной составляющей рано или поздно восстановится. Потому что он естественный и выгодный всем. Хотя это кажется само собой разумеющимся, в случае России и объединённой Европы придётся пройти довольно длительный путь. Сделать это необходимо, потому что Россия и Европа связаны теснейшими и важными для них обеих историко-культурными связями. Но форсировать не получится, надо вновь дозреть.

Российская газета
Новая холодная война и вестернизация России
Дмитрий Шляпентох
Идея о том, что русские влюблены в Запад, была популярна во времена Горбачева и в начале правления Ельцина. Постепенно западные эксперты стали придерживаться более пессимистичной точки зрения, особенно это проявилось после кризиса на Украине.
Подробнее