– Доктор, а когда закончится пандемия?
– Не знаю, я политикой не интересуюсь.
Анекдот начала лета 2020 года
После головокружительной весны наступило странное лето. Вирус продолжает гулять по миру, но международная повестка резко изменилась. Политика «отмерла», как в детской игре, когда закончилась команда «замри». В уравнении, переменными в котором являются, с одной стороны, «жизнь и здоровье», а с другой – «развитие и благосостояние», акцент решили перенести на вторую часть.
Удивительность этой эпидемии станет ещё предметом серьёзных исследований, которыми займутся учёные разных дисциплин. В сфере международных отношений повестка не изменилась – после вынужденной паузы всё только усугубилось. Эрозия и исчезновение прежней системы взаимоотношений начались давно, зараза и реакция на неё стали катализатором. А поскольку процессы и до этого были всё больше деструктивные, они и ускорились.
Наш прошлый номер был полностью отдан экспресс-анализу и моментальным прогнозам на будущее. Статьи, посвящённые мерам противодействия кризису, есть и в этом выпуске. Дмитрий Медведев обращает внимание на неизбежность международного сотрудничества. Себастьян Маллаби откровенно анализирует сильные и слабые стороны монетарной политики как средства преодоления упадка. Ричард Лахман усматривает фатальные изъяны американского устройства, которые будут иметь соответствующие последствия. А Дмитрий Евстафьев и Андрей Ильницкий, заглядывая в недалёкое будущее, размышляют, что в этой ситуации делать России.
Однако основной блок материалов на этот раз – о более фундаментальных процессах. Как изменится международная политика, трансформацию которой подтолкнула пандемия? Стоит ли надеяться на мировой порядок – хоть какой-нибудь? Или анархия и фрагментация окончательно берут верх?
Тимофей Бордачёв обращается к проблеме биполярности – возможна ли она в американо-китайском варианте и похожа ли на конфронтацию США и СССР. Наиболее серьёзным фактором автор считает упадок либерального мирового порядка, что означает принципиально иной характер отношений на мировой арене. Дэниел Дрезнер, Рональд Кребс и Рэндалл Швеллер предрекают конец любых «больших стратегий» и неизбежное обращение всех к чётко просчитанной, но ситуативной тактике. Алексей Куприянов ожидает возврат к очередной версии неоимпериализма и соперничеству в условиях глобального полицентризма. Грэм Эллисон призывает американский истеблишмент смириться с тем, что понятие «сферы влияния», гневно отвергнутое в либеральную эпоху, снова будет определяющим для международных связей.
Как бы ни сооружалась мировая конструкция в ближайшие годы, главными застройщиками будут две державы – Соединённые Штаты и Китай. Дмитрий Ефременко вспоминает «ловушку Фукидида», метафору, которую пару лет назад ввёл в оборот тот же Эллисон. Вашингтон и Пекин не просто обречены на конфликт, он уже в самом разгаре. Кевин Радд рисует мрачную картину – конфронтация действительно неизбежна, но губительна для обеих сторон. Ли Сянь Лун подробно объясняет, почему американо-китайская «холодная война» разрушительна для всего азиатского региона. Фарид Закария вселяет оптимизм в американцев, призывая их не пасовать перед КНР заранее. А Яо Ян объясняет, что Китай на самом деле не такой, как его представляют на Западе.
Александр Савельев поднимает актуальную тему соглашения СНВ, по которому начался обратный отсчёт. США требуют подключения к переговорам Китая, автор разъясняет, почему это плохая идея. Антон Хлопков и Анастасия Шаврова считают дни – есть ли шанс успеть продлить СНВ, если политическое решение будет принято (что не выглядит вероятным). Дмитрий Стефанович и Сергей Полетаев ставят вопрос ребром – насколько страх ядерной войны, который определял политику во второй половине ХХ века, остаётся фактором при принятии решений правительствами, сохраняется ли он в обществах и что это означает для будущего стратегической стабильности.
Отдельный интерес представляет рецензия, публикуемая в этом номере – автор обозревает несколько книг о «белой Америке», её психологии и образе мысли. На фоне событий в США и не только – более чем актуально.
Культурный сдвиг, который происходит на Западе и в рамках которого в очередной раз серьёзно переосмысляется прошлое, мы обсудим в следующем номере. Равно как и продолжим размышлять о проблемах сохранения мира и укрепления глобальной безопасности. Опыт фантасмагорического 2020 года напомнил, что социальные, культурные, экономические и геополитические проблемы в современном мире глубоко и неразрывно переплетены. И чтобы попытаться понять, что будет дальше, нельзя упустить никакой из аспектов.