28.02.2022
Членство Украины в ЕС как путь для мирного урегулирования
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Александр Колбин

Эксперт по международной безопасности.

.

28 февраля 2022 г. президент Украины Владимир Зеленский подписал обращение Украины к властям Европейского союза о срочном принятии Украины в ЕС по ускоренной процедуре.

Представитель ЕС в тот же день на условиях анонимности сообщил о том, что, как правило, после получения подобного запроса Европейская комиссия в течение 15–18 месяцев предоставляет своё мнение. «Это может быть дольше и может быть значительно быстрее, учитывая политическую необходимость», – заявил представитель Европейского союза. При этом, как было отмечено, одна из причин, почему это особенно важно для президента Зеленского сегодня, состоит в том, что такое обращение «может быть потенциально использовано в обсуждении с Россией для нахождения выхода из конфликта». Следом появились сообщения о том, что лидеры Европейского союза могут обсудить возможность членства Украины на неформальном саммите в марте.

Тема присоединения Украины к Европейскому союзу «по ускоренной процедуре» обладает весьма значительным потенциалом мирного урегулирования.

В самых общих чертах потенциал этот мог бы быть реализован в двух взаимоисключающих вариантах, один из которых способен практически полностью учесть интересы Российской Федерации с учётом ранее заявленных ею требований. Другой содержал бы в себе угрозу эскалации конфликта на новый уровень, но, вероятно, полностью соответствовал бы чаяниям руководства Украины.

 

Вариант первый: «сделка»

Согласно заявлениям руководства Российской Федерации, целями специальной военной операции России на территории Украины являются «демилитаризация» и «денацификация» западного соседа. Идеальным результатом, как ожидается, должно стать безусловное принятие руководством Украины требований России о документально закреплённом отказе от претензий на Крым, признание независимости Луганской и Донецкой народных республик (здесь, вероятно, могут быть вариации в случае согласия властей Украины на федерализацию по модели Минска-2) и внеблоковый статус Украины (равно – отказ от вступления в НАТО).

Украинское руководство вряд ли примет данные требования в условиях текущей значительной экономической и военной поддержки Киева Западом и без значительных компенсаций подобных решений для политического руководства страны. Этому могли бы способствовать лишь полная изоляция Украины от внешней помощи, разрушение большей части военной и критической гражданской инфраструктуры. При этом руководство РФ изначально ограничило масштабы операции военными объектами, а граница Украины с ЕС остаётся открытой.

Уместным мог бы представляться следующий вариант использования «европейских устремлений» украинского общества. Европейский союз мог бы действительно согласиться на ускоренную процедуру включения Украины в свой состав при условии, что Украина откажется от претензий на Донбасс и Крым, а также примет на себя обязательство о внеблоковом военном статусе страны.

Начатая Россией операция теперь практически исключает успешную обратную интеграцию Донбасса в состав Украины в долгосрочной исторической перспективе. Крым же для Российской Федерации является вопросом закрытым.

При этом при обязательстве Украины о внеблоковом военном статусе гарантиями безопасности страны, о которых так настойчиво и неоднократно просили власти Украины, также становилось бы членство Украины в ЕС. В таком случае членство означало бы, при потенциальной внешней агрессии в отношении Украины – члена Европейского союза, возможность задействования вооружённых сил отдельных стран – членов ЕС в рамках Общей политики безопасности и обороны союза или же возможность заключения отдельных оборонных соглашений Украины – члена ЕС с крупным членом ЕС уровня Франции или Германии (с понятным потенциалом эскалации конфликта на уровень НАТО в обоих вариантах, что тоже являлось бы гарантией безопасности).

 

Вариант второй: «угроза»

При всех достоинствах (и недостатках) первого варианта, украинское руководство, конечно, имеет право отказываться от любых территориальных уступок. Европейский союз теоретически мог бы попытаться использовать вариант с ускоренным присоединением Украины к Союзу в качестве рычага давления уже на руководство Российской Федерации. Украина, пусть и формально, принималась бы в состав Европейского союза с заявлением о том, что Крым и Донбасс по-прежнему входят в состав Украины.

Однако тогда Европейский союз должен был бы быть готовым к тому, что Россия посчитает такое развитие событий прямой угрозой собственной безопасности с постоянным потенциалом эскалации ситуации на уровень НАТО и будет готова предпринять соответствующие превентивные меры. Вплоть до попытки полностью изолировать Украину от западной поддержки путём проведения специальной силовой операции на западной границе Украины и резкого повышения интенсивности военных действий с помощью ударов по объектам критической гражданской инфраструктуры. В этом случае ещё одной целью военной операции РФ на Украине стало бы разрушение экономики и промышленности страны для лишения её каких-либо «европейских перспектив».

Я постарался изложить здесь лишь общие рамки возможной сделки. Но в своём первом варианте она, на мой взгляд, могла бы иметь значительный миротворческий потенциал. Надеюсь, за этим мирным предложением последуют и другие.

О Русской зиме
Сергей Полетаев
Началась вторая неделя событий, которые можно назвать «Русской зимой», по аналогии с «Русской весной» 2014 года. Воронка конфликта расширяется как в военном плане на Украине, так и в блокадно-санкционном между Россией и Западом.
Подробнее