24.12.2020
Окно возможностей в Германию
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку

Российские компании, занимающиеся продуктовым ритейлом, уже несколько лет пытаются выйти на рынок Германии. Идеальный момент для такого шага наконец настаёт. Присутствие российского бизнеса в немецкой экономике было бы полезно для нашего государства – оно расширяет возможности влияния на немецкую политику и снижает степень агрессивности в нашем направлении.

За введёнными в экономическом сердце Европы – Германии – практически тотальными ограничениями публичной жизни неминуемо последует дальнейший экономический спад. Он, в свою очередь, приведёт к значительному удешевлению местных активов, в том числе тех, которые давно интересуют российский бизнес. В то же время усиление экономического присутствия на внешнем рынке всегда открывает новые политические возможности.

Пандемия ярко и в масштабе всей страны высветила слабость государственного управления в Германии, проявлявшуюся в последние годы точечно – либо в отдельных землях, либо в отдельных событиях. Немецкое государство, не справившись с эпидемиологической ситуацией, надеется побороть вирус прекращением общественной, а значит и экономической жизни.

Несмотря на летние – традиционно немецкие – высокомерные разговоры о том, как Германия якобы лучше других справилась с первой волной, уже во втором квартале текущего 2020 г. валовой внутренний продукт Германии упал на 10,1 процента по сравнению с предыдущим кварталом и на 11,7 процента по сравнению со вторым кварталом 2019 года. Это более драматическое развитие событий, чем то, что наблюдалось во времена финансового кризиса 2008 года.

Введённый 16 декабря новый локдаун приведёт к ещё большим экономическим проблемам. На подходе идеальные условия для выгодных инвестиций в качественные, прежде всего экспортоориентированные, активы, каковых в Германии, стране-экспортёре, много. Причём квалифицированная рабочая сила, обеспечивающая производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции, с развитием кризиса будет дешеветь, что является дополнительным фактором привлекательности инвестиций в немецкие активы.

Уже не особые. Объединение Германии и конец прежних отношений с Россией
Фёдор Лукьянов
Российско-германские отношения, сформировавшиеся в последние двадцать лет холодной войны и продолжившиеся в рамках той же модели после её окончания, себя исчерпали. Дальнейшее зависит от того, появятся ли у сторон цели, для достижения которых они друг другу нужны.
Подробнее

Помимо наличия солидных предприятий, ориентированных на экспорт, Германия интересна своей отсталостью в области оказания современных услуг внутренним потребителям, то есть населению.

Российские компании, занимающиеся продуктовым ритейлом, уже несколько лет пытаются выйти на рынок Германии. Идеальный момент для такого шага наконец настаёт, тем более что пандемия на родном рынке принесла российским игрокам помимо рывка в онлайн-коммерции (которая в Германии находится в зачаточном состоянии) ещё и большие прибыли, то есть деньги для инвестиций у них есть. За счёт хотя бы частичного внедрения своих технологий на немецком рынке они смогут получить огромное преимущество перед немецкими конкурентами, причём продуктовый ритейл по понятным причинам будет работать даже при самом негативном развитии экономической ситуации в Германии.

Немецкий бизнес традиционно с уважением относится к российским партнёрам, так что непреодолимых проблем, связанных с менталитетом, в бизнес-среде ожидать не приходится. Лоббистские возможности в Германии для российских компаний открыты, антироссийская политика властей мало влияет на настрой немецких предпринимателей.

Таким образом, для российского бизнеса открывается окно возможностей для качественных инвестиций. Деморализованный пандемией ЕС вряд ли сможет быстро оказать эффективное сопротивление выходу россиян на свой внутренний рынок.

Значительное присутствие российского бизнеса в экономике Германии было бы полезно для нашего государства – оно расширяет возможности влияния на немецкую политику и снижает степень агрессивности в нашем направлении. После кризиса трудолюбивые немцы, несомненно, восстановят многие из своих компаний, и желательно, чтобы к этому моменту часть из них была в российских руках.

Россия и ЕС закрыли страницу в отношениях
Фёдор Лукьянов
Тот европо- и западоцентризм, к которому Россия привыкла за последние примерно триста лет, перестаёт соответствовать мировой картинке. Мы просто не можем себе позволить воспринимать Азию как нечто вторичное. Налицо исчерпанность прежней модели отношений с Евросоюзом, и она будет скоро концептуализирована – так или иначе.
Подробнее