В вебинаре приняли участие: Павел Афанасьевич ЦЫГАНКОВ, руководитель учебно-научного направления «Мировая политика и международные отношения» кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, заслуженный профессор МГУ, доктор философских наук, и Тимофей Вячеславович БОРДАЧЕВ, директор Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского Университета «Высшая школа экономики»; доцент департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, кандидат политических наук.
Вел вебинар Федор Александрович ЛУКЬЯНОВ, участник проекта «Российский консерватизм и международные отношения», эксперт в области международных отношений, генеральный директор «Фонда исследований мировой политики», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»; профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Тема: Как и всякая наука, теория международных отношений развивается, ищет способы наиболее точных объяснений перемен. Часто приходится слышать, что теория отстает от стремительно и фундаментально меняющейся глобализированной реальности, не способна интерпретировать происходящее. Справедливы ли эти упреки? С какими основными проблемами сталкиваются ученые-международники? Является ли школа политического реализма, наиболее распространенная в России, достаточным и эффективным инструментом на современном этапе международных отношений?
Цель вебинара — обсудить, насколько политический реализм как метод исследования соответствует консервативной идеологии, заявленной Россией в качестве идейной основы для своего развития, а также в какой степени российская наука способна помочь политикам и руководству страны в формулировании национальных интересов, что является базовым понятием школы политического реализма?
В ходе вебинара эксперты отметили, что
- Теории международных отношений существуют не для политических деятелей и лиц, принимающих решения, а для ученых. Политики занимаются выживанием и борьбой за власть, в то время как ученые, руководствуясь теми или иными теоретическими концепциями, исследуют их поведение, реакции и решения, пытаются их объяснять и прогнозировать. Исходя из теорий, построенных эмпирическим путем, ученые-специалисты по международным отношениям пытаются давать рекомендации политикам для принятия решений о тех или иных внешнеполитических действиях.
- Теория, как инструмент анализа, применяется учеными, экспертами, журналистами. Политическая доктрина – набор ценностей, которыми руководствуется тот или иной политик.
- Российская внешняя политика является реалистической, т.е. осуществляется умеренное применение силы для решения актуальных политических задач. Основной компонент российской внешней политики – национальный интерес.
- Исторический враг реализма – не либерализм, а национализм, когда реализму противопоставляется политическое действие, мотивированное не рациональным выбором или национальным интересом, а скорее национальной эмоцией, фобией, неким романтизмом. Поэтому при взаимодействии государств, руководствующихся в своих действиях этими двумя подходами, возникают конфликты. Из истории мы знаем примеры, когда именно национализм стал фактором, поднявшим либеральный подход к конструированию международных отношений и их оценке. Один из пунктов В.Вильсона «право наций на самоопределение» — признак национализма, который остается серьезным врагом рационализму.
- Российская политика априори не может быть националистической, так как стране исторически присуще имперское поведение. Империя по своей сути противоречит духу национализма, она развивается в русле реализма.
- Необходимо четко разграничивать внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика может быть консервативной, а значит реалистичной. Но если содержанием внешней политики становится распространение консервативных ценностей на международной арене, она перестает быть реалистической и становится либеральной.