18.08.2025
Трамп поставил Америку на первое место, встречаясь с Путиным
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Кристиан Уайтон

Старший научный сотрудник по стратегии и торговле Центра национальных интересов (США).

Публикуем комментарий о встрече на Аляске убеждённого сторонника идей Трампа, весьма показательный текст.

Давайте не будем обращать внимание на две вещи. На рекламный ажиотаж, который Белый дом, кстати, не поддерживал и не заказывал. И на нотации неоконсервативных глобалистов, что президент Дональд Трамп «должен сделать» (неоконы не имеют никакого веса на выборах, где американские избиратели неизменно осуждают их взгляды, хотя те пытаются навязывать свою точку зрения в кабельных новостях и Конгрессе). Если их игнорировать, то саммит Трампа с президентом России Владимиром Путиным прошёл довольно успешно по двум причинам. Во-первых, его участники обсуждали реальное положение дел. Во-вторых, Трамп поставил Америку на первое место.

В новостных выпусках подчёркивалась неспособность Трампа добиться от Путина соглашения об одностороннем прекращении огня. На самом деле Трамп этого хотел, о чём и говорил с момента своей победы на выборах. Тем не менее он всегда рассматривал данный вопрос в контексте более важной цели: прекращение смертей на Украине, что означает окончание войны. Для достижения такой цели требуется всеобъемлющее соглашение, что признают и Трамп, и Путин.

Окончание войны – способ поставить Америку на первое место, поскольку в этом случае Соединённые Штаты окончательно похоронят внешнюю политику бывшего президента Джо Байдена под негласным лозунгом «Европа на первом месте».

Такая политика была неразумной, поскольку игнорировала Китай как главную угрозу для свободного мира, и к тому же безрассудной, поскольку чревата риском войны с Россией, у которой больше ядерного оружия, чем у любой другой страны. Политика Байдена также включала отправку сотен миллиардов долларов коррумпированной, авторитарной и недемократичной Украине, почему-то во имя демократии, а европейские «попрошайки» освобождались от необходимости платить за собственную оборону. Окончание войны также остановит унизительное разоблачение Россией того факта, что НАТО – бумажный тигр, поскольку лишь США и, может быть, ещё Турция являются значимыми членами этого альянса.

Великий и ужасный или не совсем? Североатлантический альянс в эпоху перемен || Подкаст «Мировой факультет»
Юлия Семке, Фёдор Лукьянов
Североатлантический альянс был создан для противодействия советской угрозе, и по этой логике он должен был уйти в историю после распада СССР. Этого не произошло, напротив, Североатлантический альянс взял на себя миссию главной структуры безопасности всей расширяющейся Европы. Как устроена НАТО? О деталях устройства и тонкостях деятельности организации Фёдор Лукьянов побеседовал с ведущим экспертом ЦКЕМИ Юлией Семке в новом выпуске подкаста «Мировой факультет».
Подробнее

Что касается внедрения реальности в нереальные ситуации, что было фирменным почерком Дональда Трампа с незапамятных времён, то оба лидера признали, что Россия (очень) медленно побеждает в войне с Украиной. Об этом почти не сообщают недобросовестные СМИ (как правые, так и левые), но это факт. За последний год Россия терпеливо ликвидировала единственное серьёзное вторжение Украины на территорию России в Курской области. Продвигаясь дальше на юг и на запад, Россия постепенно захватывает украинские территории, и ничто не указывает на то, что это размывание украинского государства остановится. На самом деле, вероятность внезапного коллапса Украины по типу того, который постиг Германию в октябре 1918 г. после нескольких лет застоя в Первой мировой войне, столь же высока.

Следовательно, реальность такова, что Россия не торопится объявлять о прекращении огня, поскольку ей удаётся продвигаться вперёд, потому что она не намерена давать Украине время для укрепления оборонительных редутов. Вполне реально, что многое из того, что сказано неисправимыми глобалистами в обеих партиях Конгресса, а также ястребами-аналитиками в СМИ (большинство из которых не имеют опыта принятия решений на высшем уровне) вводит широкую общественность в заблуждение. Это, например, следующие утверждения:

— Трамп может легко уничтожить российскую экономику.

— Российская экономика уже уничтожена: инфляция разгоняется, а производство падает.

— Российская экономика находится на пути к коллапсу из-за вторичных санкций против некоторых потребителей российской нефти.

— Трамп привёл Европу в чувства, и теперь это наши верные псы, готовые решительно выступить в бой по команде.

— На нас лежит некое обязательство завершить эту войну на условиях, благоприятных для украинского правительства.

— Путин – убийца, с которым невозможно заключать сделки.

А вот реальность:

— Российский рубль за прошедший год укрепился примерно на 40 процентов по отношению к доллару. В отличие от Соединённых Штатов, где главным банкиром является неудачник Джером Пауэлл, в России финансами и валютными операциями заведует настоящий стратег Эльвира Набиуллина на посту главы Центробанка. Будь у неё гражданство любой другой страны, помимо России, она бы уже получила Нобелевскую премию по экономике.

— Когда речь идёт о статистике, важно помнить, что в военное время все лгут обо всем на свете. Тем не менее, согласно официальным данным, рост российской экономики составил 3,6 процента в 2023-м и около 4 процентов в 2024 году. Даже если это завышенные показатели, ни о каком коллапсе российской экономики не может быть и речи.

— Инфляция в России составляет около 10 процентов, что болезненно, но не критично, особенно в культуре, где патриотический настрой в обществе на подъёме (Россия – подходящий пример), и люди готовы идти на определённые жертвы. Летом инфляция несколько замедлилась, что позволило Набиуллиной снизить ключевую процентную ставку с высоких 21 процента до 18 процентов.

— Россия экспортирует примерно половину добываемой нефти, причём около трети этого экспорта направляется в Индию. Эти экспортные потоки составляют всего 2,5 процента российского ВВП. Хотя Трамп ввёл дополнительные 25-процентные «вторичные» тарифы на торговлю с Индией, доведя общий размер пошлин до 50 процентов, нет признаков того, что Индия (такая же современная, националистическая культура, как и Россия) изменит позицию под давлением. Но даже если это и произойдёт, Россия сможет найти других потребителей добываемой нефти. Главный покупатель – Китай, который потребляет около половины российского экспорта. Трамп пока не готов угрожать КНР вторичными санкциями и пошлинами, так как стремится заключить всеобъемлющую торговую сделку с Пекином и провести успешный саммит с китайским лидером Си Цзиньпином чуть позже в этом году.

— Другие шаги, такие как отключение ещё большего числа российских организаций от механизма банковских переводов SWIFT или изъятие российских средств, хранящихся в американских учреждениях (т.е. «кража» без объявления войны России), просто ускорят поиск альтернативы SWIFT и американскому доллару в международной торговле, приближая дату финансового кризиса из-за трудностей с рефинансированием огромного государственного долга. Россия также продемонстрировала устойчивость к подобному давлению в течение последних трёх с половиной лет (см. выше про Эльвиру Набиуллину).

Альтернативные валюты и платёжные системы: БРИКС и не только
Пауло Ногейра Батиста
БРИКС – неоднородная группа, подверженная давлению Запада. Необходимы не только сильные лидеры, но и мощные политические предпосылки. Новая международная валютно-финансовая система не появится даже в среднесрочной перспективе. Но это не должно нас останавливать.
Подробнее

— Европа слишком много говорит, но мало делает, а её политическая система переживает глубокий кризис. Германия разглагольствовала о готовности потратить на оборону дополнительно 116 миллиардов долларов, когда началась война. Это оказалось фикцией. Теперь она говорит о расходах, в пять раз превышающих эту сумму, но это такая же ложь, как и обещания европейцев тратить 5 процентов своего ВВП на оборону. Правительства всех основных стран Европы крайне непопулярны у избирателей, потому что не желают отказываться от глобалистского проекта, который включает в себя такие вещи, как бесконтрольная иммиграция и акцентирование внимания населения на войне вместо решения внутренних проблем.

— Никто из ястребов, выступающих по телевизору и в печати, независимо от их партийной принадлежности, не в состоянии убедительно объяснить американскому избирателю, в чём заключаются жизненно важные национальные интересы Соединённых Штатов на Украине. Обычно они даже не пытаются это сделать, потому что не знают, как.

В понедельник украинский лидер Владимир Зеленский прибудет в Белый дом в своей наимоднейшей зеленой футболке. На прошлой неделе «капитан Майка» заявил, что его правительство не согласится на мирное соглашение, в котором будет прописан российский контроль над территориями, ранее принадлежавшими Украине, включая Крым, входивший в состав России, между прочим, с 1783 года.

Его условия нереалистичны.

Поражение в войне влечёт за собой последствия. Украине, вероятно, придётся уступить большую часть тех территорий, которые сегодня находятся под контролем России, а, быть может, и все.

Если Зеленский не уступит (а его высокомерие и неблагодарность по отношению к американцам в прошлом, равно как и многократные попытки положить конец политической карьере Трампа, говорят о том, что он этого не сделает), у Трампа есть следующие варианты действий: просто уйти, продолжить участие США в войне на стороне Украины, либо намекнуть украинской армии, что Зеленский должен уйти. Последний шаг вызывает неприятные воспоминания о том, как Вашингтон отказался остановить заговор против южновьетнамского президента Нго Динь Зьема в 1963 г. (он был случайно убит) – один из бесконечных исторических уроков, иллюстрирующих, почему мы никогда не должны были изначально вмешиваться в эту войну.

Трамп заявил, что попытается помочь Зеленскому увидеть реальность. Возвращаясь домой с Аляски, он заметил: «Теперь всё зависит от президента Зеленского, чтобы окончательно обо всём договориться». На протяжении всего конфликта Европа играла крайне непродуктивную роль, особенно поощряя «капитана Майку» в его упрямстве. Крайне непопулярный британский премьер-министр Кир Стармер на днях горделиво заявил Трампу, что Европа всегда будет поддерживать Украину. Вот что сказал его пресс-секретарь: «Премьер-министр дал ясно понять, что наша поддержка Украины непоколебима, границы, признанные международным сообществом, не должны меняться силой, и Украине нужны надёжные и уверенные гарантии безопасности для защиты своей территориальной целостности в рамках любого соглашения».

Русские не намерены даже обсуждать всю эту чушь. Очевидно, что границы можно менять силой. И потенциальный или фактический альянс Украины с Западом – главная причина вторжения России.

Ответственность Запада? Нейтрализация Украины?
Патрик Паскаль
Чтобы понять суть конфликта на Украине, нужно проанализировать события последних тридцати лет – как в России, так и в её отношениях с Западом. Аргумент об ответственности или даже виновности Запада в провале перехода от советской системы, а главное – в политике, которую президент Путин проводит в последние годы, неоднократно выдвигался Москвой.
Подробнее

Заявление Стармера звучит жалко, хоть и претендует на какую-то значимость. Что именно Лондон собирается сделать, кроме как скрытно уговаривать Америку пролить ещё больше крови и потратить ещё больше денег от имени Британии? Следует признать, что Британия, Франция и Германия вставляют палки в колеса Трампа, пытающегося остановить эту войну, как они это делали во время его первого президентского срока, когда подрывали американские санкции против Ирана. Британия и Франция втянули нас в ливийскую войну, которая стала ещё одной катастрофой. Европа – неплохое место для проведения отпуска, но не будущее нашего мира. Европейцам нужно заняться тщательным подбором вин и сыров для туристов и решать свои внутриполитические проблемы, а не лезть в чужие.

В этом заключается главная интрига саммита на Аляске: говорили ли Трамп и его высокопоставленные помощники с русскими о будущем после окончания войны на Украине, независимо от того, закончится она этим летом или через несколько лет? Европа явно порвала все связи с Россией, и назад дороги нет. Как и Америка, Россия развернулась в направлении Азии, Ближнего Востока и Африки в поисках своего будущего. Хотя на данный момент ничто не говорит о том, что США и Россия перестанут быть противниками, лидеры этих стран могут предвкушать будущее в рамках нового формирующегося мирового порядка.

В этом контексте «ставить Америку на первое место» означает попытку добиться некоторого размежевания между Россией и Китаем, а также положить конец обучению Северной Кореи практике ведения войны с помощью дронов на полях украинских сражений. «Ставить Америку на первое место» также означает признание никчёмности Европы и решительные усилия по завершению войны вместо потакания прихотям украинцев. Возможно ли всё это? Возможно. Потому что Трамп уже не раз доказывал, что ставит Америку на первое место.

Capitalist Notes

Автор: Кристиан Уайтон, старший научный сотрудник по стратегии и торговле Центра национальных интересов (США).

Треск ломающихся льдин
Фёдор Лукьянов
Может показаться, что масштаб мероприятия на Аляске (включая невероятный разогрев накануне и беспрецедентное внимание в ходе) значительно превысил его результат. Сделки, выражаясь языком Трампа, нет, а закрытость обсуждения не позволяет оценить, насколько плодотворным оно было. Но лёд явно тронулся.
Подробнее

Кто играет с огнём? Переговоры по Украине, Трамп и его тактика последовательного хаоса
Фёдор Лукьянов
О том, почему Дональд Трамп не может выйти из переговорного процесса по Украине по своей воле, есть ли рычаги влияния у «безответственного» Эммануэля Макрона и «диссидентствующего» Виктора Орбана и какие вопросы больше других любит Владимир Путин, Фёдор Лукьянов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Подробнее