Кто будет формировать новый мировой порядок? Все и никто. Новая система обещает стать более демократичной – потому что тех, кто способен влиять на ход событий, теперь гораздо больше, чем в прошлом. Всевластие «больших» не исчезает до конца, но размывается. Приведёт ли это к стабилизации, рассказал Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», в интервью украинскому телеканалу UKRLIFE.TV. Смотрите видео у нас на сайте.
Холодная война была недовойной, поэтому принесла недомир. Никакого перемирия или соглашения не было подписано – кончилось противостояние, и все выиграли. Решающий вклад в это внесла советская сторона.
После этого России была предложена неформальная интеграция, не подразумевающая членства, но предусматривающая ориентированность на западную модель.
С тех пор Россия и ЕС сильно изменились, задачи у обеих сторон теперь совершенно другие, а рамка их отношений – квазиинтеграция – не изменилась. Европа в силу внутренних проблем перешла на интровертный режим, и в ближайшее время ни о какой внешней экспансии не моет быть и речи. Россия и США до сих пор остаются ядерными сверхдержавами, однако США больше не считают важными те документы, на которых была основана ядерная безопасность с прошлого века. Это означает, что и их значимость друг для друга меняется.
Что дальше? Никто точно не знает. Мы живём в эпоху радикального изменения мирового устройства. Апеллирование к прошлым моделям не помогает понять, что будет дальше. Распространено мнение, что мир вошёл в период новой биполярности между США и Китаем. Однако сейчас кажется, что всё будет по-другому: мир становится на порядок менее управляемым.
Кто будет формировать новый мировой порядок? Все и никто. Новая система обещает стать более демократичной – потому что тех, кто влияет на происходящее, теперь гораздо больше, чем в прошлом. Всевластие «больших» не исчезает до конца, но размывается. Сокращается возможность влиять на ход событий даже для самых сильных стран.
Государства ждёт всеобщая ограниченность в достижении целей – из-за того, что есть внутренние проблемы, перед которыми внешние цели перестают быть приоритетом. Это касается и США, и Китая, и России, и Украины. Новая среда, основанная на этом, возможно, приведёт к стабилизации, но когда это случится, – непонятно.
Посмотреть интервью полностью можно также в ютюб-канале UKRLIFE.TV.