05.05.2023
Подлинная многосторонность и дипломатия против «порядка, основанного на правилах»
Необходимо ускорить реформу Совета Безопасности за счёт расширения представленности в нём стран Азии, Африки и Латинской Америки
№4 2023 Июль/Август
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-72-81
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации.

Для цитирования:
Лавров С.В. Подлинная многосторонность и дипломатия против «порядка, основанного на правилах» // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 72–81.

Май в России традиционно проходит под знаком празднования очередной годовщины Великой Победы. Разгром нацистской Германии, решающий вклад в который внесла наша страна при поддержке союзников, позволил заложить фундамент послевоенного международного порядка. Его правовой основой стал Устав ООН, а сама Всемирная организация, воплощая истинную многосторонность, обрела центральную, координирующую роль в мировой политике.

Без малого 80 лет своего существования ООН выполняет возложенную на неё отцами-основателями важнейшую миссию. Несколько десятилетий базовое взаимопонимание пяти постоянных членов Совета Безопасности о верховенстве целей и принципов Устава гарантировало глобальную безопасность. И тем самым – создавало условия для по-настоящему многостороннего сотрудничества, регулируемого общепризнанными нормами международного права.

Сейчас ооноцентричная система переживает глубокий кризис. Первопричиной стало стремление отдельных членов Организации подменить международное право и Устав ООН неким «порядком, основанным на правилах». Эти «правила», которые не были предметом прозрачных международных переговоров, никто не видел. Очевидно, что они изобретаются и применяются с целью противодействия естественным процессам становления и укрепления новых самостоятельных центров развития, которые и есть объективное проявление многосторонности. Более того, мы наблюдаем, как эти отдельные члены ООН пытаются сдержать новые мировые центры нелегитимными односторонними мерами. Среди них – перекрытие доступа к современным технологиям и финансовым услугам, вытеснение из цепочек поставок, конфискация собственности, уничтожение критической инфраструктуры конкурентов, манипуляция с универсально согласованными нормами и процедурами. Как результат – фрагментация мировой торговли, развал рыночных механизмов, паралич ВТО и окончательное, уже без маскировки, превращение МВФ в инструмент достижения целей США и их союзников, включая цели военного характера.

В отчаянной попытке утвердить своё господство через наказание непослушных США пошли на разрушение глобализации, которую долгие годы превозносили как высшее благо всего человечества, обслуживающее многостороннюю систему мировой экономики.

Вашингтон и подчинившийся ему остальной Запад задействуют свои «правила» всякий раз, когда нужно оправдать нелегитимные шаги против тех, кто выстраивает свою политику в соответствии с международным правом и отказывается следовать корыстным интересам «золотого миллиарда». Несогласных заносят в «чёрные списки» по принципу «кто не с нами, тот против нас». Западным коллегам давно стало «неудобно» договариваться в универсальных форматах – таких, как ООН. Для идеологического обоснования курса на подрыв многосторонности в оборот введена тема единения «демократий» в противовес «автократиям». Помимо «саммитов за демократию», состав которых определяет самопровозглашённый гегемон, создаются другие «клубы избранных», действующие в обход ООН. «Саммиты за демократию», «Альянс за мультилатерализм», «Глобальное партнёрство по искусственному интеллекту», «Глобальная коалиция за свободу СМИ», «Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве» – все эти и другие неинклюзивные проекты задуманы с тем, чтобы подорвать переговоры по соответствующим темам под эгидой Всемирной организации. Навязать выгодные «коллективному Западу» неконсенсусные концепции и решения. Сначала о чём-то келейно, в узком кругу договариваются, а затем преподносят эти договорённости как «позицию международного сообщества».

Давайте будем называть вещи своими именами: никто не разрешал западному меньшинству говорить от имени всего человечества. Надо вести себя прилично и уважать всех без исключения членов международного сообщества.

Насаждая «основанный на правилах порядок», его авторы высокомерно отвергают ключевой принцип Устава ООН – суверенное равенство государств. Квинтэссенцией «комплекса исключительности» стало «гордое» заявление главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля о том, что «Европа – это райский сад, а остальной мир – джунгли». Процитирую также Совместное заявление НАТО – ЕС от 10 января с.г., в котором говорится: «Объединённый Запад будет использовать все имеющиеся у НАТО и ЕС экономические, финансовые, политические и военные инструменты для обеспечения интересов нашего одного миллиарда».

«Коллективный Запад» вознамерился перекроить «под себя» и процессы многосторонности на региональном уровне. Ещё не так давно США призывали возродить доктрину Монро, требовали от стран Латинской Америки ограничить связи с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Эта линия, однако, натолкнулась на решимость стран региона укреплять собственные многосторонние структуры, прежде всего Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), отстаивать своё законное право утвердиться в качестве одной из опор многополярного мира. Такие справедливые устремления Россия всецело поддерживает.

Сейчас значительные силы США и их союзников брошены на подрыв многосторонности в АТР, где успешная открытая архитектура сотрудничества в сфере экономики и безопасности десятилетиями складывалась вокруг АСЕАН. Эта система позволяла вырабатывать консенсусные подходы, устраивающие и «десятку» членов АСЕАН, и их партнёров по диалогу, включая Россию, КНР, США, Индию, Японию, Австралию, Республику Корея, обеспечивая настоящую инклюзивную многосторонность. Выдвинув «Индо-Тихоокеанские стратегии», Вашингтон взял курс на развал этой устоявшейся архитектуры.

На прошлогоднем саммите в Мадриде НАТО, всегда убеждавшая всех в своём «миролюбии» и исключительно оборонительном характере своих военных программ, заявила о «глобальной ответственности», а также о «неделимости безопасности» в Евро-Атлантике и в так называемом Индо-Тихоокеанском регионе. То есть теперь линия обороны НАТО сдвигается к западным берегам Тихого океана. Блоковые подходы, подрывающие асеаноцентричную многосторонность, проявляются в создании военного альянса AUKUS, в который «заталкивают» Токио, Сеул и ряд стран АСЕАН. Под эгидой США создаются механизмы вмешательства в вопросы морской безопасности с прицелом на обеспечение односторонних интересов Запада в акватории Южно-Китайского моря. Уже упомянутый Жозеп Боррель обещал направить в этот регион военно-морские силы Евросоюза. Не скрывается, что цель «Индо-Тихоокеанских стратегий» – сдерживать КНР и изолировать Россию. Вот так западными коллегами понимается «эффективный мультилатерализм» в АТР.

После роспуска Организации Варшавского договора и ухода с политической сцены Советского Союза забрезжила надежда на реализацию принципов подлинной, без разделительных линий многосторонности на пространстве Евро-Атлантики. Но вместо того, чтобы раскрыть потенциал ОБСЕ на равноправных коллективных началах, западные страны не только сохранили НАТО, но и, вопреки своим клятвенным обещаниям, взяли курс на наглое «поглощение» прилегающего пространства, включая территории, где всегда существовали и будут существовать жизненно важные интересы России. Как докладывал тогдашний госсекретарь США Джеймс Бейкер президенту Джорджу Бушу – старшему: «Главная угроза НАТО – это ОБСЕ».

Складывается впечатление, что в наши дни и ООН, и требования её Устава тоже представляют угрозу глобальным амбициям Вашингтона.

Россия терпеливо пыталась выйти на взаимовыгодные многосторонние договорённости с опорой на принцип неделимости безопасности, который был торжественно провозглашён на высшем уровне – в документах саммитов ОБСЕ в 1999 г. и 2010 году. Там чёрным по белому, прямо и недвусмысленно записано, что никто не должен укреплять свою безопасность за счёт безопасности других и никакое государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния.

НАТО «наплевала» на эти обязательства президентов и премьеров своих стран-членов и стала действовать ровно наоборот, провозгласив своё «право» на любой произвол. Кричащий пример – беззаконные бомбардировки Югославии в 1999 г., в том числе с применением боезарядов с обеднённым ураном, которые впоследствии вызвали всплеск онкологических заболеваний – как у сербских граждан, так и у натовских военных. Джозеф Байден был тогда сенатором и не без гордости говорил на камеры, что лично призывал бомбить Белград и разрушать все мосты на реке Дрине. Теперь посол США в Белграде Кристофер Хилл через СМИ призывает сербов «перевернуть страницу» и «перестать обижаться».

Насчёт «перестать обижаться» США накопили богатый опыт. Япония уже давно стыдливо молчит о том, кто же всё-таки бомбил Хиросиму и Нагасаки. В школьных учебниках об этом ни слова. Недавно на встрече «семёрки» госсекретарь США Энтони Блинкен пафосно сокрушался о страданиях жертв тех бомбардировок, но не сподобился упомянуть о том, кто их организовал.

Таковы «правила». И никто не смеет перечить.

После Второй мировой войны были десятки преступных военных авантюр Вашингтона – без каких-либо попыток заручиться многосторонней легитимностью. Зачем, если есть никому не ведомые «правила»? Постыдное вторжение ведомой США коалиции в Ирак в 2003 г. было осуществлено в нарушение Устава ООН. Так же, как и агрессия против Ливии в 2011 году. Итог – уничтожение государственности, сотни тысяч погибших, разгул терроризма. Грубейшим нарушением Устава ООН стало вмешательство США в дела постсоветских государств. Были организованы «цветные революции» в Грузии и Киргизии, кровавый госпереворот в Киеве в феврале 2014 года. В этом же ряду – и попытки силового захвата власти в Белоруссии в 2020 году. Англосаксы, возглавившие весь Запад, не только оправдывают все эти преступные авантюры, но и бравируют своей линией на «продвижение демократии». Но опять по своим «правилам»: Косово – признать независимость без всякого референдума; Крым – не признавать (хотя и был референдум); Фолкленды/Мальвины – не трогать, там ведь был референдум (как заявил недавно министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли). Смешно.

Для отказа от двойных стандартов призываем всех руководствоваться консенсусными договорённостями, согласованными в рамках сохраняющей свою силу Декларации ООН 1970 г. о принципах международного права.

Там чётко провозглашена необходимость уважать суверенитет и территориальную целостность тех государств, которые «соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и имеют правительства, представляющие весь народ, проживающий на данной территории». Любому беспристрастному наблюдателю очевидно, что нацистский киевский режим никак не может рассматриваться как представляющий жителей территорий, которые отказались принять результаты кровавого госпереворота в феврале 2014 г. и против которых за это путчисты развязали войну. Точно так же, как Приштина не может претендовать на то, чтобы представлять интересы косовских сербов, которым ЕС обещал автономию – так же, как Берлин и Париж обещали специальный статус Донбассу. Результат этих обещаний хорошо известен.

Как отметил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в своём обращении ко «Второму саммиту за демократию» 29 марта с.г.: «Демократия проистекает из Устава ООН. Его первые слова – “Мы, народы” – отражают фундаментальный источник легитимной власти: согласие тех, кем управляют». Согласие. Подчеркну это ещё раз.

Чтобы остановить развязанную в результате госпереворота войну на Востоке Украины, были предприняты многосторонние усилия в интересах мирного урегулирования, воплотившиеся в резолюцию Совета Безопасности 2202, единогласно одобрившую Минские договорённости. Эти договорённости были растоптаны Киевом и его западными хозяевами, которые сами недавно цинично и даже с гордостью признались, что никогда и не собирались их выполнять, а хотели лишь выиграть время для накачивания Украины оружием против России. Тем самым публично было провозглашено нарушение многостороннего обязательства всех членов ООН, закреплённого в её Уставе, требующего от всех стран выполнять резолюции Совета Безопасности.

Наши последовательные действия по предотвращению конфронтации, включая предложения Президента Владимира Путина от декабря 2021 г. о согласовании многосторонних взаимных гарантий безопасности, были высокомерно отвергнуты. Никто, сказали нам, не может помешать НАТО принять в свои «объятия» Украину. Все годы после госпереворота, несмотря на наши настоятельные требования, западные кураторы киевского режима ни разу не одёрнули ни Петра Порошенко, ни Владимира Зеленского, ни Верховную Раду Украины, когда законодательно, последовательно уничтожались русский язык, образование, СМИ, в целом русские культурные и религиозные традиции – в прямое нарушение конституции Украины и универсальных конвенций о правах национальных меньшинств. Параллельно киевские власти и законодательно, и в повседневной жизни внедряли теорию и практику нацизма. Не стесняясь, организовывали в центре Киева и других городов пышные факельные шествия под знаменами дивизий СС. Запад молчал и потирал руки. Происходящее полностью вписывалось в планы США по использованию вскормленного ими откровенно расистского режима в целях всемерного ослабления России в русле стратегического курса на устранение конкурентов, на подрыв любых сценариев, предполагающих утверждение справедливой многосторонности в мировых делах.

Сегодня всем понятно, хотя не все об этом говорят вслух: речь совсем не об Украине, а о том, как будут дальше выстраиваться международные отношения – через формирование устойчивого консенсуса на основе баланса интересов либо через агрессивное и взрывоопасное продвижение гегемонии.

Нельзя рассматривать украинский вопрос в отрыве от геополитического контекста. Повторюсь: многосторонность предполагает уважение Устава ООН во всей взаимосвязанности его принципов. Россия чётко объяснила задачи, которые она преследует в рамках специальной военной операции: устранить годами создававшиеся натовцами угрозы национальной безопасности непосредственно на наших границах и защитить людей, которых лишили провозглашённых многосторонними конвенциями прав. Защитить их от публично заявленных киевским режимом прямых угроз истребления и изгнания с территорий, где столетиями жили их предки. Мы честно сказали, за что и за кого воюем.

На фоне нагнетаемой США и Евросоюзом истерики хотелось бы на контрасте спросить: а что делали Вашингтон и НАТО в Югославии, Ираке, Ливии? Были ли там угрозы их безопасности, культуре, религии, языкам? Какими многосторонними нормами они руководствовались, провозглашая независимость Косово в нарушение принципов ОБСЕ, разрушая стабильные, экономически состоятельные государства Ирак и Ливию, расположенные за 10 тысяч миль от американских берегов?

Угрозой для многосторонней системы стали беззастенчивые попытки западных государств подчинить себе секретариаты ООН и других международных учреждений. Количественный кадровый дисбаланс в пользу Запада был всегда, но до недавнего времени Секретариат старался соблюдать нейтральность. Сегодня же этот дисбаланс принял хронический характер, а секретариатские сотрудники всё чаще позволяют себе неподобающее для международных чиновников политически мотивированное поведение. Генеральный секретарь Антониу Гутерриш обязан обеспечить соблюдение всеми его сотрудниками требований беспристрастности в соответствии со статьей 100 Устава ООН. Руководство Секретариата должно руководствоваться необходимостью подсказывать странам-членам пути нахождения консенсуса, баланса интересов, а не подыгрывать неолиберальным концепциям. Иначе вместо многосторонней повестки будет углубление раскола между «золотым миллиардом» и Мировым большинством.

Говоря о многосторонности, нельзя ограничиваться лишь международным контекстом: так же, как, говоря о демократии, нельзя этот международный контекст игнорировать. Двойных стандартов быть не должно. И многосторонность, и демократия должны уважаться как внутри государств, так и в их отношениях друг с другом. Все знают, что Запад, навязывая своё понимание демократии другим, не хочет демократизации международных отношений на основе уважения суверенного равенства государств. Но теперь, продвигая свои «правила» на международной арене, он ещё и «душит» многосторонность и демократию у себя дома, применяя всё более репрессивные инструменты для подавления любого инакомыслия – так же, как это делает преступный киевский режим при поддержке своих «учителей» – США и их союзников.

Сегодня, как и в годы «холодной войны», человечество подошло к опасной черте. Ситуация усугубляется утратой веры в многосторонность, когда финансово-экономическая агрессия Запада разрушает блага глобализации, когда Вашингтон и их союзники отказываются от дипломатии и требуют выяснения отношений «на поле боя». Всё это – в стенах ООН, созданной для предотвращения ужасов войны. Голоса ответственных, здравомыслящих сил, призывы проявить политическую мудрость, возродить культуру диалога заглушаются теми, кто взял курс на подрыв основополагающих принципов межгосударственного общения. Мы все должны вернуться к истокам – соблюдению целей и принципов Устава ООН во всём их многообразии и всей их взаимосвязи.

Очевидно, что подлинная многосторонность на современном этапе требует адаптации ООН к объективным тенденциям формирования многополярной архитектуры международных отношений. Необходимо ускорить реформу Совета Безопасности за счёт расширения представленности в нём стран Азии, Африки и Латинской Америки. Нынешняя запредельная перепредставленность Запада в этом главном органе ООН подрывает принцип многосторонности.

По инициативе Венесуэлы была создана Группа друзей в защиту Устава ООН. Всем уважающим Устав государствам пришло время войти в её состав. Важно также использовать конструктивный потенциал БРИКС, ШОС. Свой вклад готовы внести ЕАЭС, СНГ, ОДКБ. Мы за то, чтобы использовать потенциал региональных объединений стран Глобального Юга. Полезную роль в поддержании многосторонности способна сыграть и «Группа двадцати», если западные участники перестанут отвлекать коллег от актуальных вопросов её повестки дня в расчёте приглушить тему своей ответственности за накопление кризисных явлений в мировой экономике.

Наша общая обязанность – сохранить Организацию Объединенных Наций как выстраданный образец многосторонности и координации мировой политики. Ключ к успеху – совместная работа, отказ от претензий на чью-либо исключительность и – повторю в очередной раз – уважение суверенного равенства государств. Именно под этим мы все подписались, ратифицируя Устав ООН.

В 2021 г. Президент России Владимир Путин предложил созвать саммит постоянных членов Совета Безопасности ООН. Лидеры Китая и Франции поддержали эту инициативу, однако, к сожалению, она не была реализована. Эта тема имеет прямое отношение к многосторонности: и не потому, что у пяти держав есть некие привилегии по сравнению с остальными, а как раз в силу их особой ответственности по Уставу ООН за поддержание международного мира и безопасности. Именно этого требуют сейчас императивы ооноцентричной системы.

Озабоченность сложившимся положением дел всё громче звучит в многочисленных инициативах стран Глобального Юга: от Восточной и Юго-Восточной Азии, арабского и в целом мусульманского мира до Африки и Латинской Америки. Ценим их искреннее стремление обеспечить урегулирование любых современных проблем через честную коллективную работу, нацеленную на согласование баланса интересов на основе суверенного равенства государств и неделимости безопасности. Будем и далее наращивать с ними плодотворное взаимодействие во имя оздоровления ситуации в мире, выстраивания межгосударственного общения на принципах подлинной многосторонности, международного права, правды и справедливости.

О праве, правах и правилах
Сергей Лавров
Внедряя свою концепцию «миропорядка, основанного на правилах», Запад преследует цель увести дискуссии по ключевым темам в удобные ему форматы, куда несогласных не приглашают.
Подробнее
Содержание номера
«Большая шахматная доска». Вместо вступления
Льюис Кэрролл
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-5-6 
Утро вечера мудренее
Сказки и глобализация
Яков Рабкин
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-8-21
Образ желанного мира и бюрократия
Вячеслав Рыбаков
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-22-43
Самобытное государство-цивилизация, его соседи и родственники
Юрий Слёзкин
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-44-55
Ускользающий синтез: война злата и булата
Влад Иваненко
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-56-70
Жить-поживать
Подлинная многосторонность и дипломатия против «порядка, основанного на правилах»
Сергей Лавров
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-72-81
Подъём авторитаризма на Западе и глобальный переход к полицентризму
Ладислав Земанек
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-82-99
Хаос в деталях
Дмитрий Новиков
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-100-116 
В некотором царстве
Quo vadis, Polonia?
Дмитрий Буневич
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-118-134
Quo vadis, Germania?
Артём Соколов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-135-149 
Остров Канта
Александр Носович
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-150-159
Реконструкция образа Врага в новых условиях
Наталия Руткевич
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-160-178
За полями, за лесами
Становление африканской цивилизации и африканизация мира
Андрей Маслов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-180-191
Китай как нормальная страна
Иван Зуенко
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-192-202
Решительность и аккуратность
Константин Асмолов, Людмила Захарова
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-203-224
Добрым молодцам урок
Всегда современная история и никогда неисчерпаемая политика
Наталья Аникеева
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-226-232