В июле 2021 г. президент США Джозеф Байден заявил: Путин «возглавляет экономику, у которой есть ядерное оружие и нефтяные скважины, и больше ничего». Это неверно.
Хотя углеводороды играют огромную роль в федеральном бюджете России, а ядерное оружие может оказывать влияние на ВВП, её экономика гораздо более диверсифицирована, нефть и газ составляли чуть более 15 процентов ВВП прошлого года, по оценкам Росстата. Москва обеспечивает другие страны атомными реакторами и сопутствующими услугами (больше, чем кто-либо ещё) и является вторым по величине экспортёром обычных вооружений в мире. Она зарабатывает сотни миллионов долларов, предоставляя услуги в космической отрасли, и продаёт металлы на миллиарды долларов. Россия также один из ведущих мировых производителей и экспортёров пшеницы и крупный экспортер угля, а сектор услуг играет существенную роль в национальной экономике (данные на ноябрь 2021 года).
Утверждение Байдена фактически повторяет мнение его бывшего босса Барака Обамы, который в 2016 г. говорил, что «кроме нефти, газа и оружия, Россия не производит ничего, что кто-нибудь захочет покупать». Заявление Байдена ещё более гиперболизировано, поскольку игнорирует две важные статьи российского экспорта – обычные вооружения и природный газ (по данным Минэнерго, лишь 12,8 процента углеводородного экспорта было добыто в нефтяных скважинах в 2019 г.). Кроме того, Россия обладает крупнейшими запасами ядерного оружия в мире, и их вклад в ВВП страны трудно оценить, учитывая растущую секретность, касающуюся ядерного арсенала РФ.
Следует отметить, что Байден сделал заявление о российской экономике не в детально подготовленной, отредактированной речи по теме, а в ходе обсуждения различных вопросов в офисе директора Национальной разведки, где было много шуток – «мой очень близкий друг Владимир Путин» (смех) – и прерываний самого себя – «их экономика – какая? – восьмая самая маленькая в мире сейчас или восьмая самая большая?». Так что есть шанс, что американский президент всё же знает, что российская экономика не сводится к нефти и ядерному оружию. Но его слова дают нам возможность проанализировать заявление, вариации которого регулярно появляются в комментариях американских политиков и влиятельных фигур.
В 2020 г. Россия была 13-й по величине экономикой мира, её ВВП составлял около 1,4 трлн долларов, а экспорт 431,5 млрд в долларах 2015 г. с поправкой на инфляцию, по данным Всемирного банка[1], по ВВП с учётом паритета покупательной способности страна занимала шестое место[2]. Углеводороды обеспечили существенную долю этого успеха, если не самого ВВП. В 2020 г. при падении глобального спроса из-за пандемии нефть и газ обеспечили 15,2 процента российского ВВП, в 2019 г. было 19,2 процента, в 2018 г. – 21,1 процента, по оценкам Павла Максимова, замначальника отдела Росстата (по данным Всемирного банка, проценты ещё ниже[3]).
Однако для федерального бюджета РФ[4] и экспорта роль углеводородов более значительна. В 2020 г., по расчётам Минфина, 28 процентов доходов бюджета обеспечили нефть и газ, в 2019 г. было 39,3 процента, в 2018 г. – 46,4 процента. Кстати, данные ведомства по доходам делятся на две основные категории: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. С точки зрения экспорта, в 2019 г. нефтепродукты составляли 52–53 процента в стоимостном выражении, по данным Всемирного банка и Обсерватории экономической сложности (Observatory of Economic Complexity, OЭC).
Тем не менее другие товары и услуги также вносят существенный вклад в российскую экономику.
Ведущий производитель атомных реакторов и сопутствующих услуг
Госкорпорация «Росатом» занимает первое место в мире по количеству одновременно строящихся атомных реакторов, общий объём иностранных заказов оценивался более чем в 138 млрд долларов[5] в 2020 г. – больше, чем у любой другой компании в мире, по данным DW. В августе 2021 г. Всемирная ядерная ассоциация насчитала 38 действующих проектов в портфеле «Росатома» в 11 странах: 10 работающих, 11 строящихся, 10 на стадии контракта и 7 на стадии проектирования. Россия также активно занимается производством топлива для АЭС[6]. Как отмечает DW, на Россию приходится 43 процента мирового обогащения урана, а также 20 процентов конверсии урана и 8 процентов производства урана. Подразделение «Росатома» «Атомфлот» является оператором крупнейшего и самого мощного в мире ледокола «Арктика», выполняя стратегическую задачу по «обеспечению регулярной, круглогодичной и безопасной навигации по Северному морскому пути», заявлял в 2020 г. высокопоставленный представитель «Росатома».
Второй по величине экспортёр обычных вооружений в мире в 2016–2020 годах
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), с 2016 по 2020 г. Россия поставила обычные вооружения 45 странам, на её долю пришлось 20 процентов глобального экспорта оружия – это второе место после США. Хотя по подсчётам SIPRI, Россия потеряла часть рынка по сравнению с 2011–2015 гг., две ведущие компании в этом секторе – «Алмаз-Антей» и Объединённая судостроительная корпорация – входят в топ-25 производителей оружия SIPRI, суммарно в 2019 г. они продали продукции на 13,9 млрд долларов[7]. В 2020 г. российский экспорт вооружений и военных технологий вырос до более чем 15 млрд долларов, сообщал ТАСС со ссылкой на высокопоставленного чиновника, портфель экспортных заказов превысил 50 млрд долларов[8].
Единственное средство отправки астронавтов НАСА в космос с 2011 по 2020 год
На протяжении десятилетия, после завершения программы космических шаттлов, НАСА полагалось исключительно на российские корабли, чтобы доставить астронавтов на Международную космическую станцию и обратно. Хотя недавно продемонстрированные успехи Crew Dragon компании Space X открывают перед НАСА возможность использования нового корабля, агентство в марте 2021 г. подписало контракт на отправку американских астронавтов на МКС на российском «Союзе МС-18» в следующем месяце. В этом случае НАСА не платило России напрямую, сотрудничество осуществлялось через американского коммерческого посредника – базирующуюся в Хьюстоне Axiom Space, которой было обещано место в составе экипажа. Сколько Axiom заплатила «Роскосмосу», не сообщалось, ранее стоимость одного места на «Союзе» достигала 90 млн долларов[9].
Поставщик двигателей, необходимых для национальной безопасности и космических программ США с 2000 г. по настоящее время
В 2000-м с мыса Канаверал была запущена ракета Atlas III с двигателем РД-180, разработанным и изготовленным в России – впервые в истории. Спустя почти двадцать лет, в 2019 г. космический корабль Boeing CST-100 Starliner, один из американских конкурентов «Союза», был запущен ракетой Atlas V (преемница Atlas III), при этом по-прежнему используются российские двигатели РД-180. Эта ракета также выводит на орбиту полезный груз, критически важный для нацбезопасности США. В недавней статье на NASASpaceFlight.com Уильям Грэм отмечал, что «РД-180 – чрезвычайно надёжный двигатель для семейства Atlas, с его помощью без каких-либо проблем состоялись все 87 стартов Atlas V и шесть Atlas III». Использование РД-180 продолжится и в 2022 г., после принятия специальной поправки в Закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону (NDAA), которая разрешает задействовать ещё восемнадцать двигателей, «разработанных или произведённых» в России, вместо их запрета в попытке отказаться от российских космических технологий. Кроме того, Россия обладает другими передовыми достижениями в космическом секторе, которые способны приносить доход. Несмотря на значительное уменьшение космических запусков в последние десять лет, Россия заняла третье место в мире по количеству стартов в 2020 г. (17 успешных и ни одного неудачного), по данным Spaceflight Now. В 2012 г. российский спутник «Электро-Л», по информации журнала Gizmodo, сделал «детализированные снимки планеты Земля» самого высокого разрешения.
Крупнейший мировой экспортер пшеницы в 2020–2021 годах
С июля 2020-го по июнь 2021-го, по данным Министерства сельского хозяйства США, Россия экспортировала 38,5 млн тонн пшеницы и пшеничной муки – больше, чем любая другая страна и Евросоюз в целом. В конце этого периода цены достигали 300 долларов за тонну.
Крупный производитель угля
Россия занимает шестое место в мире по объёму производства угля, по оценкам Международной энергетической ассоциации, в 2019 г. экспорт угольных брикетов составил 17,6 млрд долларов, по подсчётам ОЭC (данные OЭС – в нынешних долларах).
Крупный производитель и экспортёр металлов и драгоценных камней
В 2019 г. российский экспорт металлов, драгметаллов, драгоценных камней и другой продукции составил $61 млрд, по оценкам OEC. По данным, собранным правительством Австрии, Россия занимает пятое место в мире по производству железа, второе – по производству алюминия, золота и платины, шестое – по производству меди, третье – по никелю и входит в число ведущих производителей алмазов.
Крупные игроки национального сектора услуг
Сфера услуг приносит более 50 процентов российского ВВП, по данным Statista и других. По расчётам Росстата, услуги нефтегазового сектора вносят существенный вклад, но отнюдь не составляют львиную долю. Крупные российские налогоплательщики представляют финансовый сектор, ритейл, телекоммуникации, электроэнергетику и транспорт. Например, крупнейший российский банк, контролируемый государством «Сбербанк», акции которого торгуются на мировых биржах, хотя и не вошёл в топ-50 ведущих мировых банков по рейтингу S&P в 2020 г., но, по оценкам ООН, «играет значительную роль в российской экономике». В 2016-м и 2020 гг. это была единственная ненефтегазовая компания среди пяти крупнейших налогоплательщиков России, по сообщениям российских СМИ. Ещё один пример – государственные «Российские железные дороги», которые обеспечивают существенный вклад как в казну, так и в экономику в целом. По данным Росстата, в 2020 г. по железной дороге было перевезено 87 процентов[10] всех грузов в стране (не считая транспортируемых по трубопроводам нефти и газа).
Помимо перечисленного выше в России разработано несколько коммерчески успешных инноваций в сфере цифровых услуг – включая по меньшей мере два популярных в мире приложения для заказа такси InDriver и «Яндекс.Такси», которые в начале 2020 г. входили в число самых часто загружаемых сервисов заказа такси/подвоза пассажиров, по данным аналитика рынка SensorTower. Технологические инновации не всегда трансформируются в экономический успех, тем не менее можно с уверенностью говорить, что экономика России опирается не только на ядерное оружие и нефтяные скважины.
Russia Matters
[1] Предыдущие данные в долларах 2010 г., доступные в базе данных Всемирного банка до конца октября 2021 г., ставили Россию по ВВП в 2020 г. на 10-е место в мире с показателем 1,7 трлн долларов, экспорт 544,1 млрд долларов.
[2] Более 3,9 трлн долларов в постоянных международных долларах 2017 года.
[3] Всемирный банк предоставляет данные по доходам от нефти, газа и минеральных ресурсов в процентах от ВВП, суммарная доля всех трёх составляла 12,4 процента в 2019 г., 14,4 процента – в 2018-м и 9,7 процента – в 2017-м. Банк оценивает эти доходы из расчёта «разницы между ценой товара и средней стоимости его производства». Павел Максимов из Росстата отмечал в докладе в мае 2021 г., что эта методология отражает лишь часть нефтегазовых доходов, в своих расчётах он пытается учитывать добавленную стоимость, создаваемую как производителями, так и «вторичным подсектором» товаров и услуг, связанных с добычей, переработкой, транспортировкой и реализацией.
[4] Федеральный бюджет официально включает два государственных инвестиционных фонда – Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд, последний финансируется за счёт производства и экспорта нефти и газа. ФНБ цены на нефть в 70 долларов за баррель обеспечивают приток около 48 млрд долларов в год, 80 долларов за баррель – около 70 млрд долларов в год, сообщил The Bell ведущий экономист Renaissance Capital.
[5] Точно оценить роль этого сектора в российской экономике сложно. С одной стороны, на реализацию проектов АЭС уходят долгие годы, с другой, строительство Россией атомных реакторов за рубежом включает щедрые кредиты странам-клиентам, а в некоторых случаях – частичное владение готовым объектом, например АЭС «Аккую» в Турции. Тем не менее «Росатом» является одним из ведущих налогоплательщиков в РФ в последние годы, включая 2016 и 2020, по данным российских СМИ.
[6] Всемирная ядерная ассоциация отмечает, что в начале 2015 г. различные виды ядерного топлива составляли около трети портфеля иностранных заказов «Росатома» в долларовом выражении, который тогда достигал 101,4 млрд долларов.
[7] Путин заявил в декабре 2019 г., что российский экспорт вооружений и военных технологий за год достиг 13 млрд долларов. Стоит напомнить, что разная методология даёт разные цифры. Не следует также забывать, что SIPRI отмечает нисходящий тренд в продажах российского оружия. Путин заявил, что в 2019-м экспорт был на 2 млрд долларов выше, чем в предыдущем году.
[8] Эндрю Браун, аналитик исследовательской службы Конгресса, отмечал в докладе в октябре 2021 г., что официальные заявления о продажах российского оружия «часто противоречат друг другу или не подтверждены».
[9] На вопрос о том, сколько придётся заплатить космическим туристам, глава Axiom ответил: десятки миллионов – цифра, «с которой не поспоришь».
[10] В тоннах за километр.