26.10.2021
Киберстабильность как шумная вечеринка: ограничения, сдерживание и коммуникация США и России
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Джозеф Най – младший

Заслуженный профессор факультета государственного управления Гарвардского университета.

На протяжении двадцати лет Россия предлагала соглашение по киберпространству в рамках ООН, а США отвергали его из-за отсутствия возможностей для верификации – очень часто кибероружие отличают от безвредной программы лишь неизвестные намерения пользователя. Вместо этого эксперты 15–25 стран собираются под эгидой ООН с 2004 г., чтобы сформулировать нормы, которые помогут обеспечить стабильность в киберпространстве.

Однако одобрив доклад Группы правительственных экспертов ООН 2015 г., в котором рекомендовалось воздерживаться от атак против «критической инфраструктуры», Москва стала нарушать положения документа, запустив кампанию кибератак против энергосистемы Украины (Россия отвергает обвинения).

Учитывая недоверие между США и Россией, непонятно, могут ли нормативные соглашения действительно обеспечить киберстабильность, особенно если не прописаны механизмы реализации и сдерживания. Но не стоит забывать о позитивном взаимодействии: нормы повышают эффективность сдерживания.

Пределы кибернаступления
Эрик Розенбах, Джульетта Кайем, Лара Митра
В настоящее время аппарат национальной безопасности США не имеет необходимого оборудования для защиты страны от независимых кибератак. Администрация президента Байдена размышляет: как Соединённым Штатам реагировать на взломы, совершаемые не враждебными иностранными правительствами, а преступными негосударственными субъектами?
Подробнее

Международные отношения слишком часто моделируются как игра с «дилеммой заключённого» – у каждого участника огромный стимул, чтобы обманывать других. Но, как доказали политологи на компьютерных турнирах по играм с «дилеммой заключённого», в долгосрочной перспективе лучшая стратегия – «услуга за услугу». Более того, в случае негласных договорённостей нормы становятся полезными ориентирами. Как отмечал новатор в теории игр Томас Шеллинг, на переговорах стороны пытаются найти точки соприкосновения, понятные всем участникам, даже если они не формулируются в открытую. Некоторые нормы – например, невмешательство в общедоступность интернета, которое предложила неправительственная Глобальная комиссия по стабильности киберпространства (членом которой я был), – отвечают интересам всех стран.

Таким образом, хотя киберсоглашение будет неверифицируемым, оно всё же сможет ограничить определённые типы поведения и позволит договориться о жёстких правилах, сочетая сдерживание и нормы и апеллируя к интересам участвующих стран. Например, в период холодной войны неформальные нормы, выработанные Вашингтоном и Москвой, определяли отношение к шпионам – нормой стала высылка, а не казнь. Более того, в 1972 г. США и Советский Союз выработали соглашение о предотвращении инцидентов в море, ограничивающее поведение обеих стран, которое могло привести к эскалации.

Соединённые Штаты и Россия могли бы договориться об ограничении поведения в том, что касается масштабов и типа кибершпионажа (а не его существования). Или они могли бы установить пределы вмешательства во внутренние политические процессы.

Чёткий язык официальных соглашений вряд ли возможен, но каждая из сторон могла бы выступить с заявлением о сферах самоограничения и запустить процесс консультаций, чтобы избежать конфликтов. Из-за идеологических разногласий выработать детальное соглашение будет трудно, но даже более серьёзные идеологические противоречия не помешали соглашениям, которые помогли не допустить эскалации в годы холодной войны. Благоразумие иногда важнее, чем здравый смысл.

На саммите в Женеве в июне 2021 г. президент Джо Байден передал своему российскому коллеге Владимиру Путину список из шестнадцати сфер критической инфраструктуры, включая энергетику, здравоохранение, IT, финансовые услуги, химическое производство и коммуникации, где атаки «недопустимы, и точка». Байден рассказал, что спросил Путина, как бы тот отреагировал на вывод из строя российских трубопроводов вредоносной программой-вымогателем. Позже на пресс-конференции американский президент заявил: «Я сказал ему, что мы обладаем значительными кибервозможностями, и он об этом знает. Он не знает, какими именно, но они значительные. И если они действительно нарушат базовые нормы, мы ответим в киберпространстве. Он знает». Но шестнадцать сфер – это слишком широко (список можно найти на сайте правительства США), а отсутствие жёсткого ответа на атаки, исходящие из России, говорит о неспособности администрации Байдена обеспечить сдерживание.

Контроль гибридной эпохи
Константин Богданов
Идеалистические попытки выстроить с нуля многосторонние соглашения в области контроля над вооружениями обречены на провал. Крах завышенных ожиданий вызовет разочарование и подогреет настроения в пользу отказа от содержательной работы.
Подробнее

Некоторые критики опасаются, что в случае определения сфер, нуждающихся в защите, остальные станут мишенью для кибератак. Кроме того, для эффективности «красных линий» их нужно делать ярче. Однако фокус предупреждений должен быть сосредоточен на объёме причинённого ущерба, а не на конкретных линиях или методах. По аналогии хозяев пьяной вечеринки предупреждают о том, что если будет слишком шумно, вы вызовете полицию. Не нужно ставить невыполнимую цель и требовать выключить музыку. Здесь важнее практическая задача – уменьшить громкость до приемлемого уровня.

Если Россия или кто-то другой пересечёт «красную линию», нам придётся нанести прицельный ответный удар. Это могут быть санкции или действия в киберпространстве против политически связанных акторов – заморозка банковских счетов или обнародование компрометирующей информации об олигархах. Примером можно считать недавние санкции против базирующейся в России биржи криптовалюты. Также может оказаться полезной практика американского Киберкомандования (CYBERCOM) «обороны на передовых рубежах» и «устойчивого взаимодействия», хотя ещё лучше сочетать её с тихой коммуникацией. Это можно делать через официальные рабочие группы или по каналам спецслужб.

Негосударственные акторы часто выступают в роли посредников, но американо-российские правила игры могут потребовать их идентификации и ограничения их деятельности. Показательным примером станут программы-вымогатели. Здесь США и Россия способны сотрудничать, признав преступников третьей стороной и отказавшись от их использования в качестве посредников. Кроме того, как отмечал Дмитрий Альперович, мы в состоянии задействовать не только наши наступательные, но и регулирующие возможности, чтобы разрушить преступные сети, специализирующиеся на программах-вымогателях – так же, как совместными усилиями уничтожили террористическую сеть ИГИЛ[1] в 2015 году. Поскольку правила игры никогда не бывают идеальными, их нужно дополнять процессом консультаций для выработки рамок предупреждений и переговоров. Такой процесс в сочетании с имплементацией более жёстких угроз сдерживания полностью не остановит вмешательство, но, если его уровень удастся снизить, это позволит обеспечить стабильность в киберпространстве.

Russia Matters
Мера, близкая к войне
Джилл Кастнер, Уильям Уолфорт
Государства никогда не откажутся от столь ценного инструмента, как подрывная деятельность, что бы ни говорили о нормах и приличиях. В этом смысле мир не вступил в новую эпоху – он никогда не покидал старую.
Подробнее
Сноски

[1] Запрещено в России.

Нажмите, чтобы узнать больше