27.12.2004
Как построить рынок
№6 2004 Ноябрь/Декабрь

Вопросы формирования рынка являются центральной темой
общественных дискуссий не только в России, но и в странах
Европейского союза. Евросоюз начал этот процесс почти полвека назад
и теперь работает над созданием Единого внутреннего рынка,
охватывающего 25 государств. Россия приступила к рыночному
строительству много позже, сосредоточив основное внимание на своем
внутреннем пространстве. Хотя Россия и ЕС находятся на различных
стадиях рыночного строительства, их экономики могут быть
охарактеризованы как переходные. К тому же и перед Россией, и перед
Европейским союзом стоит непростая задача установить друг с другом
связи на основе договоренностей о сотрудничестве, соответствующих
международным стандартам.

В этих условиях Евросистема (Европейская система центральных
банков, объединяющая Европейский центральный банк, а также
национальные центральные банки государств, входящих в еврозону. –
Ред.) и Банк России начали работу над крупным совместным проектом в
сфере банковского надзора. Сегодня Европейский центральный банк,
девять центральных банков стран, входящих в зону евро, и три
контрольных органа ЕС передают Банку России свой опыт в сфере
укрепления и поддержания стабильной финансовой системы. При этом
все ясно осознают тот факт, что главная цель совместного проекта –
повысить эффективность экономики.

В наши дни можно услышать сетования по поводу слишком медленного
хода рыночного строительства. Некоторые, например, обеспокоены
действиями России, воспринимая их как отклонение страны от курса
реформ в сторону чрезмерного усиления государственного влияния. В
то же время Евросоюз порой представляют «слишком
бюрократизированной, утратившей былой динамизм организацией». А
кроме того некоторые обозреватели разочарованы отношениями,
установившимися между Европейским союзом и Россией после подписания
ими Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Подобные настроения суть отражение наивной и ошибочной
уверенности в том, что построить рынок просто. Рыночное
строительство – начинание нелегкое и по определению долгосрочное, о
чем свидетельствует более чем тридцатилетний европейский опыт. Этот
опыт свидетельствует также о том, что цели, поначалу многим
казавшиеся иллюзорными, все же достижимы, несмотря ни на какие
препятствия. Так что трудности или даже неудачи не должны отвлекать
от выбранного курса, поскольку любое отклонение почти наверняка
заведет в тупик.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ

В последние два десятилетия Россия и ЕС запустили
беспрецедентные проекты в сфере рыночного строительства: Евросоюз
принял решение о создании Единого внутреннего рынка (1986 год), а
Россия после более семидесяти лет централизованного планирования
начала в 1992 году переход к рыночной экономике. И хотя в рамках
обоих проектов был достигнут значительный успех, осталось много
нерешенных задач.
Почему же рыночное строительство требует столько времени и усилий?
Конечно, важную роль играют политические факторы. Формирование
рынка предполагает перемены настолько фундаментальные, что
политические препятствия возникают почти на каждом его этапе: ведь
всегда есть группы или коалиции, заинтересованные в сохранении
статус-кво. Поэтому необходимо сильное гражданское общество, в
котором различные или даже противоположные интересы сталкиваются в
рамках открытой общественной дискуссии. С политической точки зрения
это подразумевает готовность к возможному принятию в краткосрочной
перспективе непопулярных мер, преследующих, однако, достижение
долгосрочной цели. Это означает также делегирование полномочий по
выполнению задач рыночного строительства компетентным и независимым
институтам. С экономической же точки зрения от этого больше всего
выигрывают простые потребители, интересы которых обычно приносятся
в жертву интересам сильных производителей.

Но в то же время мы должны признать, что создание рынка само по
себе осложнено определенными обстоятельствами. И история, и теория
указывают на то, что знаменитая «невидимая рука» Адама Смита творит
чудо «обогащения наций» только в том случае, если спонтанные усилия
индивидуумов, преследующих собственные интересы, направляются в
единое русло и регулируются, исходя из принципа верховенства
закона. Более того, рынки не всегда идеальны – взять хотя бы
финансовую сферу, подверженную нестабильности и кризисам. Хотя
несовершенства и неудачи нередко связаны с государственным
вмешательством, они в первую очередь – следствие внешних факторов.
Существенная роль отводится здесь также информации, недостаток
которой приводит к тому, что самостоятельные действия индивидуума,
стремящегося к получению максимального дохода, наносят вред
окружающим. Экономисты характеризуют такое поведение как связанное
с «моральным риском». Например, банки с недостаточным оборотным
капиталом часто осуществляют рискованные операции по
инвестированию, в случае неудачи которых бЧльшую часть убытков
приходится нести не владельцам банка, а его вкладчикам. Задача
пресечения подобных случаев возложена на банковский надзор, в
рамках которого выдвигается требование наличия минимального объема
капитала, а также стимулируется более осмотрительное инвестирование
со стороны банков.

Тот факт, что рынок может не работать или работать недостаточно
эффективно, означает, что экономика нуждается в правовой и
институциональной системе, а также в других государственных
механизмах. В реальности существует множество рынков, различных по
объему, способам функционирования, степени риска и сложности
проблем. Продовольственная торговля, к примеру, осуществляется на
местном уровне и далеко не так уязвима, как сфера государственных
или международных финансов. Любая нормативная система, любые формы
государственного вмешательства призваны учитывать как это
многообразие, так и специфику секторов, товаров и услуг. В целом
государственная политика должна всегда брать в расчет две задачи.
Во-первых, государству следует принимать во внимание риски,
связанные с имеющимися недостатками и неудачами. Во-вторых, оно
обязано предоставлять максимум самостоятельности индивиду,
создающему, поддерживающему и налаживающему собственный бизнес. Это
значит, что нормативную систему необходимо строить исходя из
наличия у экономики политического и рыночного аспектов, связь между
которыми должна носить гармоничный характер.

Правовая и институциональная системы – неотъемлемая часть
рыночного строительства. Наличие соответствующих институтов
позволяет снизить операционные издержки и облегчить процесс обмена,
вселив в его участников уверенность, что сильная третья сторона
обеспечит выполнение контракта. Когда подобная система отсутствует
или не отвечает существующим потребностям, экономическая
эффективность оказывается значительно ниже; кроме того, алчность и
погоня за личными интересами приводят к дезорганизации, недостатку
доверия и злоупотреблениям. Несомненно, что для эффективного
функционирования рыночной экономики необходимы верховенство закона
или прочная система общественных соглашений.

При нормальных обстоятельствах, то есть когда в экономике
наведен порядок, ее политическая и рыночная стороны развиваются
сбалансированно. Но для достижения такого порядка России и
Европейскому союзу понадобилось приложить особые усилия по смене
правового режима.

Для подобных перемен не существует универсальных проверенных
способов, поскольку разработка норм и правил эффективна только
тогда, когда они отражают особенности экономической и общественной
жизни страны. Что касается ЕС, то там необходимо было почти
полностью переписать национальные законодательства, касающиеся
экономической сферы, а это, в свою очередь, было возможно только
при ограничении экономических суверенитетов стран-членов. Создание
Единого внутреннего рынка потребовало отказаться от принятия
решений по принципу единодушия в пользу принципа большинства,
введенного Единым европейским актом от 1986 года. И как бы ни было
трудно разрабатывать новые законы, еще сложнее создать надлежащие
органы, которые бы применяли эти законы, обеспечивали и
контролировали их соблюдение и устанавливали санкции за их
нарушение.

Залог эффективной работы любого государственного органа –
доверие к нему со стороны населения. Это относится и к местным
администрациям, отвечающим за регистрацию и лицензирование новых
фирм. Проявление и поддержание доверия к государственным институтам
– сложная проблема, имеющая несколько аспектов. Это, во-первых,
сама законодательная система, поскольку она должна обеспечить
институты необходимыми и адекватными средствами для достижения
поставленных перед ними целей. Во-вторых, все, что связано с
прозрачностью и подотчетностью, предоставлением информации,
функциями и структурой институтов. Но самое главное – время, ибо
заслужить доверие сразу невозможно. За тот или иной институт
говорит его «послужной список», который и определяет рейтинг
доверия к нему со стороны заинтересованных лиц и общества в целом.
Бюрократизм, непрозрачность и коррупция являются зачастую главными
причинами того, что государственные институты иногда становятся
тормозом процесса, для продвижения которого они были созданы.

РЫНОЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Добиться гармонии между рыночной и политической сторонами
экономики сложнее всего именно на глобальном уровне.
Вместе с тем согласованный набор стандартов и правил больше всего
необходим как раз на этом уровне, поскольку участники международных
процессов обладают еще меньшей полнотой информации. Разные обычаи,
несходные культуры бизнеса, различие языков, законодательных и
институциональных систем создают дополнительные препятствия в сфере
обмена товаров и услуг.

За последнее время глобальный обмен товаров и услуг расширяется
быстрыми темпами, несмотря на то, что политическая сторона
экономики имеет немало изъянов. Доля международной торговли в
мировом ВВП, составлявшая около 30 % в 1990 году, к 2003-му
превысила 42 %. Те же тенденции наблюдаются на международных
фондовых рынках, а также и в том, что касается прямых зарубежных
инвестиций и миграции населения. За это время законодательная и
институциональная системы, регулирующие международные операции,
усовершенствовались и укрепились, однако они по-прежнему не
соответствуют ситуации и развиты значительно слабее любой другой из
внутригосударственных систем. Всемирная торговая организация (ВТО)
определяет основные законодательные принципы международной
торговли, в то время как в финансовой сфере сотрудничество
осуществляется менее формально – через комитеты по секторам (такие,
как Базельский комитет по банковскому надзору и Комитет по
платежным и расчетным системам, устанавливающий мировые стандарты,
соблюдение которых контролируется Международным валютным фондом).
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
вырабатывает принципы корпоративного управления. Принципы
финансовой отчетности вводятся Коллегией по международным
стандартам бухучета. Форум по финансовой стабильности
соответственно контролирует и координирует деятельность по
сохранению и укреплению финансовой стабильности. Независимо от
формы и статуса стандарты, правила и постановления, принимаемые
этими органами, влияют на международный «имидж» государств,
поскольку соблюдение стандартов de facto – ключевое условие
полноценного участия в мировом экономическом процессе. Поэтому
России было бы выгодно добиться полного соответствия этим
международным стандартам.

Рыночное строительство в межгосударственном масштабе требует
больше времени и приносит менее заметные результаты, нежели
создание рынков в масштабе страны. Труднее всего оно осуществляется
на глобальном уровне – ведь в мире более 180 суверенных государств.
Региональная интеграция и кооперация, как в случае с СНГ или ЕС,
занимает промежуточное положение между внутригосударственной и
глобальной деятельностью. Она часто позволяет поднять эффективность
рыночного строительства в сфере торговли, финансов и инвестиций до
уровня, который для глобальной экономики представляется достижимым
лишь в отдаленном будущем. Взаимные связи в регионе укрепляются
быстрее, чем в масштабах целой планеты. Показательно то, что для
характеристики процесса интеграции наиболее пригодна модель,
основанная на двух переменных – экономическом потенциале и
расстоянии между торговыми партнерами. Подобное наблюдается и в
сфере интернационализации производства и финансовой деятельности.
Более того, географическое соседство зачастую предполагает не
только взаимные интересы, но и общее политическое и культурное
наследие, что находит отражение в учреждении сходных институтов и
введении стандартов, которые облегчают процесс сближения
нормативных систем и создания общих органов. Поэтому договоренности
о межгосударственном сотрудничестве, как правило, сильнее влияют на
производство и благосостояние тех стран, которые находятся внутри
одного региона, а не удалены друг от друга.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

Уже много лет Россия является пятым по значению торговым
партнером Европейского союза; на нее приходится около 5 % общего
объема торговли ЕС. При этом он играет более важную роль в жизни
России, поскольку больше 50 % общего объема российской торговли
приходится на страны, входящие в расширенный Евросоюз. Примерно 70
% российского экспорта в страны ЕС относятся к сфере энергетики; на
ЕС приходится около 50 % от общего объема экспортируемой Россией
энергии. Экспорт из стран – членов ЕС отличается бЧльшим
разнообразием, причем первое место занимает машинное оборудование
(20 %), а второе – электронная аппаратура (12 %).

Хорошо развиты также финансовые отношения: доля Евросоюза в
суммарном объеме иностранных инвестиций в Россию – самая
значительная. Займы, основной источник иностранного капитала для
РФ, выдаются преимущественно европейскими банками. Почти 90 %
неуплаченного банковского долга РФ приходится на те из них, которые
подотчетны Банку международных расчетов (BIS). Напротив, объем
прямых инвестиций со стороны европейских компаний по-прежнему
низок, однако и он растет – в основном в сфере розничной торговли,
банковской деятельности и автомобилестроения. Это говорит о том,
что европейские компании все больше склонны учитывать емкость
российского рынка для европейских товаров и услуг, причем благодаря
значительному росту в последние пять лет этот рынок выглядит все
более привлекательным.

Европа и Россия – экономические пространства, связанные между
собой исторически и географически. Многое их объединяет также в
культурной и образовательной сферах. Сегодня взаимоотношения
Европейского союза и России базируются на Соглашении о партнерстве
и сотрудничестве, которое, помимо прочего, имеет целью укрепление
коммерческих и экономических связей вплоть до возможного создания
зоны свободной торговли России и ЕС. Обе стороны согласны, что
уровень сотрудничества между Россией и Евросоюзом должен быть выше.
Более десяти лет прошло с момента подписания соглашения, но, увы,
на сегодняшний день сторонам не удалось добиться желаемого
успеха.
 Между тем для достижения прогресса необходимы четкое видение
будущего, последовательность и реализм. Видение будущего позволит
определить направление движения и обеспечить сохранение добрых
отношений между партнерами невзирая на эпизодические
«микроконфликты», как их недавно охарактеризовал президент Путин.
Постановка задачи по созданию Общего европейского экономического
пространства между Россией и ЕС, охватывающего почти 600 миллионов
человек, является примером такого видения, и продвижение к этой
цели требует сближения в законодательной сфере.

Последовательность необходима потому, что она подразумевает
осуществление конкретных шагов всякий раз, когда это возможно. К
числу уже предпринятых действий относится соглашение между
Европейским союзом и Россией о вступлении последней в ВТО,
поскольку членство в этой организации сделает более прозрачными и
предсказуемыми происходящие в России процессы, а кроме того будет
способствовать снижению тарифов.

Наконец, реализм способствует нахождению компромисса в тех
областях, где возможность консенсуса пока исключена в силу слишком
разнящихся интересов. В этом смысле положительным примером снова
являются переговоры ЕС и России относительно членства последней в
ВТО. Поначалу проблемы реформ и ценовой политики в энергетическом
секторе серьезно препятствовали сближению, но сторонам все же
удалось прийти к соглашению об удвоении цены на российскую энергию
для промышленных потребителей к 2010 году.

АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

Устойчивость валютного курса – важнейший фактор рыночного
строительства, и обеспечить стабильность валюты – главное, что
может в этой связи сделать центральный банк. Порядок в
государственных финансах, умеренная политика в сфере заработной
платы и рациональное поведение финансового сектора также играют
ключевую роль. Поэтому, когда страны с централизованной экономикой
приступили к процессу рыночного строительства, политике
стабилизации валютного курса придавалось весьма существенное
значение, ибо только в таких условиях могло проявиться благотворное
влияние приватизации, либерализации цен и реформы управления,
которые сами по себе сыграли огромную роль. С аналогичной ситуацией
мы столкнулись и в Западной Европе, когда в центре активной
полемики вокруг целей и структуры Европейского валютного союза явно
фигурировали вопросы поддержания ценовой стабильности и
независимости от Европейского центрального банка.
Что касается валютной стабильности, то за последние 15 лет и в
России, и в Евросоюзе наблюдается значительный прогресс. В России
инфляция снизилась с уровня примерно 100 % почти до показателей,
выраженных одноразрядными числами; обменный курс оставался по
большей части стабильным, процентные ставки достигли самой низкой
отметки с начала переходного периода, а государственный бюджет
сохранял положительное сальдо. Что касается ЕС, то там
напряженность вокруг валютных вопросов, высокая инфляция в ряде
стран, валютные кризисы и дисбаланс в макроэкономической сфере были
устранены в преддверии перехода к единой валюте и с той поры больше
не возникали. Зона евро – это зона стабильных цен и низкого уровня
долгосрочных процентных ставок.

Стабильность обменного курса, с одной стороны, оказывает
позитивное влияние в пределах валютных зон, имеющих торговые
отношения, поскольку, как правило, позволяет избежать значительных
перепадов курса. С другой же стороны, обязательства по поддержанию
определенного валютного показателя могут идти вразрез с
внутригосударственными задачами, а фиксированный курс –
противоречить нуждам экономической адаптации. В любом случае в мире
высокой подвижности капитала государству трудно одновременно
сохранить и приверженность своим обязательствам, и фиксированный
валютный курс. Подобные попытки привели в конце концов к краху
фиксированного курса 1973 года и введению плавающего курса основных
валют.

Евро – плавающая валюта, и для этого есть все основания,
учитывая, что зона евро в известной степени отличается закрытостью
экономики. Кроме того, географическая диверсификация торговли
данной зоны достигла высокого уровня, причем на США – нашего
основного торгового партнера – приходится менее 15 % товарооборота.
Внешний долг стран зоны евро в основном выражен в евро, и их
население практически не хранит иной валюты в банках зоны.

Иное дело – Россия, которая на протяжении большей части
постсоветского периода привязывала свою валюту к американскому
доллару. Это обусловлено прежде всего тем, что природные ресурсы,
торгуемые на мировой арене, где цены и платежи исчисляются в
долларах, составляют для России основную экспортную статью.
Финансовые связи России с глобальным экономическим пространством в
первую очередь основываются на долларе. БЧльшая часть российского
внешнего долга выражена в долларах; в стране преобладают долларовые
накопления и валютные счета.

Таким образом, в то время как географическая структура
российской внешней торговли тяготеет к Европе и евро, основной
валютой остается доллар. Следовательно, конкурентоспособность
российской экономики до определенного предела косвенно зависит от
колебаний курса доллара по отношению к евро. Если в близкой и
среднесрочной перспективе связи между ЕС и Россией окрепнут, такое
несоответствие может еще больше усилиться.

В связи с этим Центробанк России за последние два года
скорректировал свою политику относительно обменного курса. Сегодня
он уделяет больше внимания фактическому обменному курсу рубля, на
котором также отражаются колебания в соотношении обеих валют. Более
того, отмечается постепенное увеличение доли евро в валютных
резервах России.

В наши дни нередко приходится слышать призывы к дальнейшему
расширению практики фактурирования (выставление счета-фактуры. –
Ред.) и расчетов в евро в сфере российско-еэсовской торговли.
Прежде всего это касается поставок электроэнергии. Учитывая
вышесказанное, неудивительно, что возможность выставления счетов в
евро при экспорте электроэнергии из России в страны Европейского
союза активно обсуждалась в ходе дискуссий о валютных и финансовых
аспектах отношений ЕС – Россия. В любом случае выбор валюты для
фактурирования и расчета – вопрос, решаемый в рамках частных
контрактов. Власти не могут и не должны в него вмешиваться.

Использование выписанных в евро счетов за электроэнергию
породило бы ряд сложных вопросов. Функционирование
стандартизированных глобальных рынков, подобных энергетическому,
теснейшим образом связано с выбором валюты. Экономический анализ
показывает, что так называемые сетевые экстерналии (сетевые
эффекты. – Ред.) ведут к применению только одной валюты. Частичный
переход на другую денежную единицу может вызвать снижение
прозрачности, подвижности и эффективности рынков. С другой стороны,
учитывая, что более 50 % общего объема российской торговли
приходится на ЕС, может случиться, что России будет все менее
выгодно ставить свою конкурентоспособность по отношению к основному
торговому партнеру в зависимость от колебаний евро-долларового
курса. А доминирующая роль природных ресурсов в структуре
российского экспорта и стремление руководства диверсифицировать
экспорт и производство делают данную проблему еще актуальнее.

В конце мая нынешнего года в Хельсинки прошел весьма
представительный по своему составу семинар «Объединенная
Евросистема – Банк России», в ходе которого состоялся широкий обмен
мнениями по вопросам валютной и курсовой политики, торговых и
финансовых связей между нашими странами и развития их внутренних
банковских секторов. Этот диалог, так же как проект ТАСИС
«Банковский надзор и отчетность», отражает нашу уверенность в том,
что для решения проблем и задач валютной сферы региональных и
глобальных рынков необходимо сотрудничество между соответствующими
институтами обеих сторон.

В то же время надо учитывать, что валютные отношения – это лишь
один из аспектов рыночного строительства. Следует добиться
прогресса во многих сегментах экономики – от энергетики до
финансов, от сферы трудовых ресурсов до внешней торговли. Только
проводя реформы и создавая надлежащие структуры можно смягчить
обеспокоенность по поводу возможного снижения динамики реформ и
недостаточной диверсификации.

Рыночное строительство – процесс непростой и долгосрочный. Но
учитывая его огромный потенциал в деле повышения уровня жизни и
благосостояния наших граждан, Евросоюз и Россия много выиграют,
если выберут правильный курс. Это относится к нашим усилиям и на
внутреннем, и на региональном, и на международном уровне.