Как историческая дистанция меняет восприятие событий? Насколько реально, анализируя текущий кризис, просчитать его последствия? Что такое историческая норма и есть ли она? Как влияют СМИ на мировую политику? Может ли религия стать государственной опорой? Об этом Фёдор Лукьянов и Андрей Сушенцов, гости подкаста «Собрались с мыслями», поговорили с его ведущим Владимиром Легойдой.
Смотрите подкаст «Собрались с мыслями» здесь.
В гостях:
- Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
- Андрей Сушенцов, декан факультета международных отношений МГИМО МИД России
Ведущий:
- Владимир Легойда, профессор МГИМО, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Историческая дистанция позволяет смотреть на события по-другому. Но это не значит, что, находясь внутри процесса, невозможно его анализировать. Другое дело, что жители Римской империи эпохи её распада понятия не имели, что она распадается, и даже участники Второй мировой войны не знали, что она мировая – так назвали потом. Осмысление, которое встраивает события в историческую линейку, происходит позже.
Некоторые события, которые сегодня нам кажутся чрезвычайно важными, на исторической дистанции просто исчезнут или будут упомянуты мелким шрифтом.
Например, долгое время считалось, что ничего другого, кроме глобализации, быть не может. Надо отдать должное – были люди, которые говорили другое: «Нет, господа, так не бывает и так не будет». Но в это невозможно было поверить. Вопрос в том, как вообще должно быть построено интеллектуальное, научное общение, чтобы не поддаваться этой волне?
С другой стороны, мы живём здесь и сейчас. И более-менее понятно, куда мы потом встроимся. Единственное – мы не знаем, чем это кончится, не знаем последствий.