Милая безделушка на вечнозелёную тему о том, как автократы боятся свободной культуры. Может, когда-то и работало, теперь что-то сомнительно.
В последние месяцы лидер Северной Кореи Ким Чен Ын резко выступал против культурного влияния Южной Кореи, охарактеризовав музыкальный жанр K-pop как «злокачественную опухоль», распространяющуюся в северокорейском обществе.
Режиму не привыкать к подобным выступлениям против южнокорейской поп-культуры. На самом деле К-драмы (дорамы, телесериалы восточноазиатского происхождения) и музыкальный стиль K-pop давно используются в качестве своего рода «мягкой силы», ставя под угрозу легитимность Севера и подтачивая жёсткую систему.
В декабре 2020 г. в Северной Корее принят закон, известный как «Закон об искоренении реакционного мышления и культуры». Этот закон должен пресечь распространение самого разного контента (зарубежные фильмы, сериалы и музыка), особенно из Южной Кореи. Людям, приобретающим эти материалы, грозит тюремное заключение на срок от пяти до пятнадцати лет, а распространителей такого контента могут приговорить к пожизненному заключению или смертной казни.
Сообщается, что в апреле 2021 г. за нелегальную продажу дисков и флешек с южнокорейскими видео и музыкой был публично – на глазах примерно 500 человек – казнён мужчина. Его смерть стала явным предостережение, но Ким Чен Ын, возможно, опоздал со своими попытками подавления свободы. Опрос двухсот северокорейских перебежчиков в 2019 г. выявил, что 91 процент этих людей смотрели южнокорейские и иностранные видеоматериалы на родине.
Каждому любителю К-драмы знаком термин «оппа» – «старший брат». Это слово может обозначать и романтическую привязанность к человеку старшего возраста. Согласно документам, полученным «Азия Пресс», Ким Чен Ын считает такие термины, как «оппа», южнокорейскими «марионеточными словами». Преобладание таких слов в лексиконе северных корейцев, особенно молодёжи, указывает на растущее культурное влияние Южной Кореи, известное как «Халлю», или «корейская волна».
Жители Южной Кореи знают об этом влиянии. В популярной К-драме 2019 г. о злоключениях богатой южанки в Северной Корее, многие персонажи хорошо знакомы с поп-культурой Южной Кореи. Дорама называется «Аварийная посадка в любовь». Так, офицер северокорейской армии считается экспертом по Южной Корее, поскольку он втайне смотрит дорамы. Девушка-подросток в больнице признаётся, что она – самая большая в Пхеньяне фанатка группы BTS (знаменитый бой-бэнд Южной Кореи), а продавец на рынке торгует южнокорейской косметикой.
В демилитаризованной зоне, разделяющей две Кореи, Южная Корея установила громкоговорители, которые используются для трансляции пропаганды на Северную Корею. В 2016 г. громким и дерзким ответом на ядерные испытания на Севере стали K-pop-хиты. Композиции вроде “Bang—Bang—Bang” группы “Big Bang” должны были и раздражать одиозный режим, и рекламировать культуру и модернизацию Юга, возбуждая любопытство у слушающих эту музыку жителей Северной Кореи.
Сам Ким Чен Ын, кстати, с удовольствием слушает музыку в жанре K-pop. В 2018 году, когда конфликт между двумя странами сравнительно поутих, в Пхеньяне состоялся концерт во имя мира под названием «Весна идёт». В нём приняли участие одиннадцать южнокорейских артистов, включая популярную девичью группу “Red Velvet”. Согласно сообщению Центрального информационного агентства Северной Кореи, Ким Чен Ын был «глубоко тронут» представлением, а также тем, какое удовольствие получают его сограждане. «Нам следует чаще проводить такие культурные мероприятия», – сказал он тогда в беседе с южнокорейскими исполнителями, поблагодарив группу “Red Velvet” за «подарок для граждан Пхеньяна».
Однако партийные функционеры быстро выставили эти истории успеха южнокорейских артистов в негативном свете, чтобы подорвать культурное влияние Юга на Севере. В 2019 г. по всему миру прогремел южнокорейский фильм «Паразиты» – в 2020 г. он получил 4 «Оскара»: как лучший фильм года, как лучший иностранный фильм, за режиссуру и сценарий. В 2021 г. группа BTS стала первым в истории бой-бэндом, работающим в стиле K-pop, номинированным на премию Грэмми. Северокорейская же пресса описала фильм «Паразиты» как один из способов помочь людям понять, что «капиталистическая система – это прогнившее и больное общество», а достижения группы BTS были названы следствием потогонной работы в рабских условиях. Пропаганда северокорейского режима, призванная дискредитировать легитимность Юга, должна хоть отчасти компенсировать потребление гражданами КНДР южнокорейской медиа-продукции.
Но что вызвало смену риторики? Пандемия привела к ещё более серьёзной изоляции Северной Кореи от мира и поставила Ким Чен Ына в отчаянное положение. После закрытия границ с Китаем Северная Корея потеряла своего крупнейшего торгового партнёра, что ударило по её экономике. Положение ещё больше усугублялось суровыми погодными условиями, включая крупные наводнения, которые ухудшили ситуацию с продовольственным обеспечением.
На третьем пленуме ЦК Трудовой партии КНДР в июне северокорейский лидер признал, что продовольственная ситуация в стране становится «напряжённой». В этих условиях экономике нужно найти способ стать самодостаточной. С учётом реальной угрозы голода ещё важнее позаботиться о том, чтобы граждане Северной Корее верили государственной пропаганде. Но как может голодающий человек видеть довольных жизнью людей на телеэкране и не испытывать при этом негодования в отношении тех, кто виновен в его страданиях?
Репрессивные законы вряд ли уничтожат влияние Южной Кореи, но они точно усугубят нынешние беды страны. Если жители Северной Кореи станут ещё более изобретательными в поисках доступа к иностранным СМИ, Ким Чен Ыну придётся добавить к перечню своих проблем угрозу мятежа.