Латиноамериканский регион волатилен, и при переходе власти к оппозиции новое правительство стремится радикально пересмотреть внешнюю политику и переформатировать список приоритетных стран. В конце 2025 г. регион сделал очередной шаг вправо, и это обусловливает необходимость пересмотра российского подхода к Латинской Америке.
Латиноамериканский вектор внешней политики современной России
Анализ концепций внешней политики России вплоть до её последнего издания 2023 г. красноречив: Латинская Америка упоминается мало и неизменно в последних строках разделов о региональных приоритетах Москвы. Хотя в этих документах последовательно декларируется прагматизм, очевидно и тяготение к правительствам определённой идеологической ориентации. Так, в концепции 2013 г. среди ключевых партнёров перечисляются страны, в которых, за исключением Мексики, у руля находились левые силы: Бразилия, Аргентина, Куба, Венесуэла, Никарагуа.
Отношение к России связано с её восприятием как наследницы Советского Союза, которому симпатизировали в годы холодной войны некоторые современные политические деятели. Москва выступает за многополярный мир, противодействие американской гегемонии, стоит на антиколониальных позициях, что совпадает с повесткой латиноамериканских левых. Наконец, Россия не вызывает негативных ассоциаций ввиду отсутствия исторических счётов и спорных вопросов прошлого в отличие от Соединённых Штатов.
Многообещающей стала концепция 2023 года. Рассматриваемый регион поднялся по шкале приоритетов, среди принципов российского курса появилась деидеологизированность. Тем не менее следующий сразу после этого положения пункт о поддержке «заинтересованных латиноамериканских государств, подвергающихся давлению США и их союзников» означает упор на взаимодействие с правительствами левого спектра.
Россия выдвигает на первое место политическое, а не экономическое взаимодействие, о чём свидетельствует и концепция двухлетней давности. Из-за этого при смене режима отечественные проекты оказываются под угрозой, а цифры товарооборота со всеми странами, за исключением Бразилии и Мексики (весьма скромные) и инвестиций в регион, не становятся фактором, который бы вынуждал новое правительство сохранять интенсивный диалог с Москвой.
Приход к власти Хавьера Милея в Аргентине в конце 2023 г. сопровождался отказом от присоединения к БРИКС, решительной политико-дипломатической поддержкой Украины и переориентацией на развитие отношений со странами Северной Америки, Израилем и Евросоюзом. Успех его партии на недавних парламентских выборах указывает на то, что шансы Милея на переизбрание в 2027 г. высоки.
Победа на октябрьском голосовании в Боливии правоцентристского кандидата Родриго Паса тем более показательно, потому что кандидаты от левых, правивших страной с 2006 г., даже не вышли во второй тур. Прежде доминировавшее в законодательной власти «Движение к социализму», при котором Боливия стала партнёром БРИКС и развивала отношения с Россией, сохранило в Конгрессе лишь два депутатских кресла.
Борьба двух противоположностей в возглавляемом левым Габриэлем Боричем Чили – коммунистки Жанетт Хары и крайне правого Хосе Антонио Каста – завершилась 14 декабря убедительной победой последнего. В Гондурасе в ходе затянувшегося подсчёта голосов с большим отрывом лидируют оппозиционные кандидаты, а правление левых подходит к концу.
Больше экономики, меньше политики
В связи с правым поворотом Латинской Америки России стоит пересмотреть стратегические подходы. Подходящей моделью в условиях сокращения числа левоориентированных правительств может стать китайский подход, при котором разница в мировоззренческих установках с латиноамериканскими партнёрами не становится преградой для сотрудничества, а акцент делается на равенство и получение взаимной выгоды.
Так, несмотря на явную симпатию к США, чилиец Каст не может целиком встать на их сторону в мероприятиях по сдерживанию КНР. Последовательная и многолетняя деятельность Китая по приобретению специализированных компаний в Чили позволила ему взять под контроль большую часть энергетической инфраструктуры, закупать больше 70 процентов чилийских лития и меди и стать главным торговым партнёром Сантьяго.
Правые политические лидеры, такие как бразилец Жаир Болсонару, сальвадорец Найиб Букеле и аргентинец Маурисио Макри на этапе предвыборной кампании заявляли о намерении ограничить китайское влияние, но, будучи у руля, пересматривали позиции ввиду привлекательности сотрудничества с Пекином. Ещё более радикальный поворот от оскорбительных заявлений в адрес коммунистического руководства КНР к рукопожатиям с Си Цзиньпином совершил Хавьер Милей.
Гибкость, с которой Пекин пошёл на сотрудничество с Милеем, подсказывает, в каком направлении должна двигаться Россия. Об укреплении торгово-экономического сотрудничества как ключевой задаче говорил вскоре после вступления в должность посол Аргентины в Москве Энрике Феррер – специалист в экономической проблематике. Можно ожидать чего-то подобного и от Родриго Паса. Он позитивно высказался о торгово-экономическом значении БРИКС, партнёром которого Боливия стала в 2024 году. Пасу, ориентирующемуся на США и стремящемуся к выводу национальной экономики из рецессии, БРИКС интересен как пространство диалога с крупнейшими экономиками региона и мира.
У России есть позитивный опыт выстраивания экономических отношений с правыми силами Латинской Америки. Откровенно проамериканское правительство Даниэля Нобоа в Эквадоре вынуждено учитывать фактор развитых коммерческих отношений с Москвой. В 2024 г. руководящие лица в Кито отказались от передачи советских вооружений в Соединённые Штаты для последующей отправки на Украину, попав под давление производителей бананов, чью продукцию забраковал Россельхознадзор. С тех пор банановый экспорт из Эквадора в Россию, занимающую второе место по объёмам поставок после ЕС, увеличился. В 2025 г. в этой южноамериканской стране, две главных проблемы которой – преступность и дефицит электроэнергии, была открыта ГЭС «Тоачи Пилатон», построенная при участии компании «Тяжмаш». Вопреки желанию правительства Нобоа российское влияние в Эквадоре возросло.
Также эта страна сыграла заметную роль в недопущении наложения американских санкций на российские удобрения. В 2022 г. заключено соглашение о поставках «Росатомом» обогащённой урановой продукции для полного удовлетворения потребностей бразильской АЭС «Ангра» в период с 2023 по 2027 годы.
Перспективы России в Латинской Америке
Латинская Америка имеет огромный логистический и ресурсный потенциал, большое население и нуждается в масштабных инвестициях. Внерегиональные державы активно вовлекают латиноамериканские деловые круги в разнообразные бизнес-форумы и круглые столы: в уходящем году прошёл уже десятый индийско-латиноамериканский деловой форум, 18-й бизнес-саммит Латинской Америки и Китая, а министерскому совещанию в рамках форума Китай – Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), состоявшемуся в мае в четвёртый раз, исполнилось десять лет. Китайские дипломаты проводят в странах Латинской Америки и менее затратные мероприятия, такие как деловые завтраки, которые позволяют выстраивать контакты с деловыми кругами и создавать имидж КНР как открытой для иностранных предпринимателей страны. Целесообразно переориентировать ресурсы российских посольств с информационно-разъяснительной работы, которой в Латинской Америке успешно и профессионально занимаются отечественные медиа Sputnik Mundo и RT, на посредничество в торгово-экономических вопросах, продвижение российских компаний и продуктов в странах пребывания, а также совершенствование собственных компетенций в сфере общения не с политиками, бюрократами и парламентариями, а предпринимателями. Необходимо оценить эффективность работы торговых представительств России за рубежом, находящихся в ведении Минпромторга. Одним из возможных способов вдохнуть жизнь в эти структуры может стать использование материальных ресурсов торгпредств Торгово-промышленной палатой РФ – структурой, обладающей большим опытом в организации конгрессно-выставочных и ярмарочных мероприятий и уже имеющей контакты с латиноамериканскими контрагентами.
«Росатом» налаживает контакты в регионе, страдающем от проблем в сфере энергетики, и ранее уже упоминались успехи компании в Бразилии. Кроме неё АЭС есть только в Аргентине и Мексике, так как исторически регион делал ставку на иные средства электрогенерации и особенно гидроэнергетику.
Для успешного продвижения российских проектов необходимо учесть скепсис местного населения в отношении атомной энергетики и уделять повышенное внимание маркетингу и просвещению о преимуществах мирного атома. Например, сделать акцент на чистоте этого способа электрогенерации, а также подчеркнуть неуязвимость АЭС в условиях изменения климата: в прошлом году производительность некоторых латиноамериканских ГЭС упала до 3–10 процентов из-за засух.
Россия обладает уникальными компетенциями в сфере строительства малых и плавучих АЭС, что интересует Бразилию. «Росатому» следует поторопиться и, возможно, первоначально стремиться не столько к маржинальности, сколько к получению имиджевых преимуществ, которые может обеспечить создание первого объекта такого рода в Латинской Америке. Китай реализует собственные проекты в сфере малых атомных реакторов, и важно успеть занять нишу. Более того, у действующего, весьма дружественного по отношению к России правительства Луиса Инасиу Лулы да Силвы хорошие шансы переизбраться в 2026 г., что создаёт благоприятную, предсказуемую обстановку для возведения малой АЭС в заявленные «Росатомом» два-три года.
Востребованы в Латинской Америке российские удобрения. Помимо Бразилии импорт нарастили мексиканцы, заметный спрос наблюдается в Колумбии. Бразилия отменила ввозные пошлины на эту категорию товаров, и такие преимущества Россия могла бы приобретать в Латинской Америке в качестве своеобразного бартера, если вести речь о партнёрстве с неплатёжеспособными странами-контрагентами.
Одной из главных проблем региона является отсутствие достаточной транспортной связности между странами. Степень интегрированности Латинской Америки остаётся на крайне низком уровне с показателями внутрирегионального экспорта (15–20 процентов).
Такая раздробленность отвечает стратегическим интересам США, которым легче навязывать свою волю местным государствам по отдельности в рамках современной версии «доктрины Монро». Американские инвестиции в регион идут преимущественно в развитие сектора финансовых услуг, промышленного производства. С этой политикой контрастирует подход Китая, вовлёкшего страны региона в инициативу «Пояс и путь» и с 2020 по 2023 гг. реализовавшего многочисленные проекты в сфере транспортной инфраструктуры.
Россия могла бы воспользоваться опытом в сфере вагоностроения, продукция которого поставляется в больших объёмах за рубеж. Отечественные производители уже пытались выйти на рынок Аргентины. Россия обладает огромным опытом прокладки железных дорог, в том числе за границей, и в планах – модернизация железнодорожной сети на Кубе.
Воплощение инициатив в сфере развития гражданской, транснациональной инфраструктуры способно укрепить суверенитет Латинской Америки и её автономию в отношениях с США, обеспечить либо прямой приток валюты в Россию, либо косвенный – посредством получения привилегий в торговле или иных преференций.
Технологии электронного правительства, агро- и военно-промышленные комплексы, метростроительство – список сфер, в которых Россия имеет серьёзные достижения и способна сделать интересные предложения латиноамериканским контрагентам, можно продолжить. Следует задействовать потенциал посольств и торговых представительств, изменить характер стоящих перед российскими загранучреждениями задач в пользу содействия бизнесу, вести диалог с партиями по обе стороны политического спектра и уделять основное внимание тем проблемам, решение которых повышает стратегическую автономию Латинской Америки.
Автор: Олег Краев, кандидат философских наук, журналист-международник.