Россия – держава с глобальной миссией. Что она может предложить новому миру и каким видится её будущее? Об этом поговорили участники онлайн-презентации доклада НИУ ВШЭ «Защита мира, земли, свободы выбора для всех стран: новые идеи для внешней политики России», которая состоялась онлайн 18 апреля 2020 года в рамках XXI Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ. Вёл круглый стол главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов.
В дискуссии приняли участие известные представители российского и зарубежного академического сообщества: авторы доклада Сергей Караганов и Дмитрий Суслов, Тимофей Бордачёв, Игорь Макаров, Иван Тимофеев, Томас Грэм, Янь Сюэтун, Фэн Шаолэй, Сергей Дубинин, Владимир Жарихин, а также представители государственных органов власти, в частности заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования МИД России Алексей Дробинин.
Все эксперты отмечали важность. в современных условиях и созданный этой работой серьёзный задел на будущее при реализации тех «идей – миссий», которые авторы считают приоритетными для российского государства. При этом в докладе не идёт речи о выработке некой идеологии, а лишь об идейном наполнении приоритетных задач во внешней политике РФ, катализатором чего становится нынешняя ситуация, в частности пандемия коронавируса, мировой экономический кризис и глобальное противостояние Китая и США.
В триаду «идей для России и мира», которые обсуждались на сессии-презентации входят:
- сохранение международного мира и глобальной стабильности;
- поддержание суверенитета государств, свободу их выбора моделей развития, противодействие попыткам любого вида гегемонии и позиционирование России как гаранта «нового неприсоединения»;
- защита окружающей среды, сбережение природы, борьба против новых глобальных вызовов.
Основной автор и инициатор доклада Сергей Караганов отметил, что ситуация в мире быстро меняется, а пандемия показала, что существующие проблемы продолжат обостряться. Будет расти неравенство между государствами, деградировать окружающая среда, неизбежно усугубление проблемы изменения климата, растут риски возникновения войны. По словам руководителя проекта, нынешняя ситуация с пандемией используется лидерами стран для прикрытия существующих проблем и фактического нежелания решать их.
Соавтор доклада Дмитрий Суслов подчеркнул, что мир находится в переломном моменте. По его мнению, «эпидемия коронавируса стала наглядной иллюстрацией выхолащивания и клинической смерти старых порядков, а борьба за формирование нового миропорядка перешла в более активную фазу». Наряду с упомянутыми мировыми тенденциями, которые создают необходимость выработки идейной базы российской внешней политики, Суслов обозначил следующие:
- борьба за новый мировой порядок, после провала США создать западноцентричный миропорядок;
- возвращение идеологической борьбы в практику международного соперничества;
- переход Китая к великодержавной внешней политике;
- отрыв Китая и США от других великих держав по совокупному силовому потенциалу и превращение американо-китайской конкуренции в ключевое соперничество XXI века;
- возрастание угрозы ядерной войны из-за непреднамеренного столкновения;
- стремление всё большего числа стран и региональных держав к самостоятельности;
- повышение важности государственного суверенитета;
- проблема деградации окружающей среды, транснациональных угроз в целом включая пандемии.
По словам Суслова, пандемия, не меняя содержания вышеперечисленных угроз, стала их катализатором. «Не принять это во внимание означает маргинализироваться и растерять успехи внешней политики России, достигнутые за последние 10–15 лет. Существует опасность стать объектом, а не субъектом мировой политики и не принимать должное участие в формировании нового миропорядка», – считает Суслов. В то же время внутри страны может снижаться поддержка населением оборонной и внешней политики. «Мы предлагаем не идеологию для России, а говорим об укреплении её позиций в борьбе за новый мировой порядок, в том числе в идейной борьбе. А для этого надо ответить на вопросы: в чём позитивный вклад России в мировые дела по сравнению с другими великими державами? Что Россия несёт миру? Какую роль будет играть Россия в мире, где явно вырисовываются две сверхдержавы, но при этом всё большее количество стран будет стремиться не попасть к ним в зависимость. В качестве основы того, что Россия несёт миру, мы предлагаем отмеченную идейную триаду. Выделены именно эти идеи ввиду нескольких причин: во-первых, они полностью отвечают перспективным мировым трендам; во-вторых, эти идеи близки российской идентичности, они во многом отражают то, что Россия уже делает в мировых делах, но пока не предлагает в качестве своего вклада – своей миссии; в-третьих, реализация этих идей малозатратна и даже прибыльна с экономической точки зрения, с одним большим исключением – защита окружающей среды, но и этим надо заниматься и уже сейчас», – заключил Суслов.
Алексей Дробинин заметил, что все три элемента, отмеченные в докладе, актуальны и присутствуют во внешней политике страны. Но также там есть идеи, которые сейчас изучаются и анализируются, насколько они приложимы к практической работе.
Отдельно представитель российской дипломатии заострил внимание на трёх важнейших, по его мнению, вопросах:
- как кризис повлияет на расстановку сил в предвыборной кампании США;
- каким образом будут развиваться отношения между США и Китаем, насколько серьёзна тенденция к их экономической «расцепке»;
- как последствия кризиса для глобального управления и для международных объединений скажутся на «самочувствии» всего того комплекса многосторонних организаций, которые были созданы в предыдущую эпоху.
Говоря о роли России в мире, Дробинин не поддержал тезис о том, что Россия может утратить субъектность ни в кратко-, ни в среднесрочной перспективе, исходя из того, какое место Россия занимает в международной политике на данный момент и в силу потенциала, который есть у страны для продвижения внешнеполитических позиций.
Дальнейшее обсуждение доклада, в основном, сконцентрировалось на трёх вопросах:
- идее «неприсоединения», которая неоднозначно воспринималась экспертами, особенно зарубежными;
- суверенитете государств в современных условиях;
- соотношении внутренних установок и внешних факторов в политике России на международной арене.
Участники дискуссии высказывали разные, часто противоречащие друг другу мнения. Так, видный китайский эксперт Янь Сюэтун заметил: для того, чтобы что-то двигать вовне, надо чтобы оно (идеология/образ) пользовалось поддержкой внутри. Он призвал Россию следовать примеру Китая и развивать внутри страны привлекательные для населения идеи.
Томас Грэм отметил, что Россия – великая держава с глобальной миссией, которая играла одну из наиболее важных ролей в истории последние 300 лет. В качестве одной из дилемм он выделил соотношение внешней политики и внутреннего состояния, в частности социально-экономическую ситуацию. Вторая дилемма для России будет, по мнению эксперта, заключаться в том, как именно ей удастся позиционировать себя в качестве «неприсоединившейся» державы – сейчас такая возможность просматривается с трудом.
Тимофей Бордачёв подчеркнул, что современный мир стал гораздо сложнее и доклад стремится отразить эту сложность – отсутствие возможности и дальше оставаться в плену теоретических и методологических конструкций прошлого. Идеология в нынешних условиях понимается не так, как во время холодной войны. Она не является противостоянием двух систем, и, следовательно, чтобы избежать «ловушки» старых терминов, необходимо обновить вокабуляр, который соответствовал бы нынешним условиям. Также эксперт отметил неизбежность формирования этического многообразия, как одной из основ международной политики в будущем.
Игорь Макаров заострил внимание на кризисе капитализма и потенциале России в качестве «зелёной державы», что является её конкурентным преимуществом.
Иван Тимофеев усомнился в окончательном закате либерального мирового порядка и отметил, что Запад и в будущем будет оставаться «полноценном игроком».
Сергей Дубинин обратил внимание на отсутствие в докладе двух – по его мнению – важных составляющих: что должна дать внешняя политика гражданам страны, то есть к чему сводится внутренняя идеология-повестка. Также он отметил значимость в современных условиях проблемы регулирования киберпространства и информационных технологий.
Владимир Жарихин был солидарен с предыдущим экспертом относительно принятия внутренней идеологии, но также поставил вопрос о готовности внедрения «другой» этики.
В заключительной части презентации Сергей Караганов обозначил контуры внешней политики России, в основном исходя из вопроса о стратегии «неприсоединения». Он подчеркнул, что «без великодержавия Россия существовать не может». Оптимальным позиционированием России в будущем станет следующее: неприсоединившаяся держава, играющая роль балансира во всём мире и, безусловно, дружественная Китаю. Такая стратегия неизбежно предполагает одну важную оговорку: если Китай не пойдёт по своей многовековой стратегии «Срединного царства», пытаясь создать пояс из вассальных государств. Но учёный считает, что Китай этого избежит. А если нет, то Россия останется другом Китая, но будет «твёрдо поддерживать баланс».