13.05.2020
Биополитика и подъём «антропоцентрического авторитаризма»
№3 2020 Май/Июнь
Дэвид Чэндлер

Профессор Университета Вестминстера.

Политика поставлена на паузу, целые общества оказались в изоляции, парламенты закрыты, а чрезвычайное положение вводится по всему миру[1]. Многие комментаторы в поисках оценки текущих событий вдохновляются идеями биополитики и контроля над населением Мишеля Фуко[2].

За последние два десятилетия биополитика стала ключевой концепцией критических дискурсов вокруг проблем управления безопасностью[3]. Идея биополитики, по Фуко, вытекает из двойственного отношения политики к жизни: с одной стороны, жизнь является основой управления, а с другой – власть призвана печься о ней[4]. Для Фуко «жизнь» была способом выразить «внешнее» для человеческого мира политики, внешнее, которое казалось естественным, но по сути являлось довольно податливым конструктом[5].

В этих «нисходящих» секьюритизаторских дискурсах «жизнь» конструируется преимущественно в негативном ключе, низводится до агамбеновской «голой жизни», лишённой силы и воли к деянию (агентности). Она либо вообще исключается из политической сферы, либо включается в неё в качестве объекта цивилизаторской миссии, состоящей в легитимации иерархической или принудительной формы власти[6]. Однако реакция на коронавирус по всему миру демонстрирует, что биополитическая критика управления, то есть контроля и манипулирования жизнью как объектом власти, не соответствует сегодняшней кризисной ситуации. Изоляция премьер-министра Великобритании, а также ключевых государственных чиновников ярко иллюстрирует тот факт, что «жизнь» уже не позволяет отделить власть от внешнего мира, больше нельзя просто и однозначно рассматривать её как нечто внешнее для госуправления. Она протекает – или действует – уже не так.

В более широкой исторической и политической перспективе видно, что разрыв между управлением как человеческим «артефактом» и жизнью как «естественным» объектом управления на текущем этапе антропоцена перестаёт быть устойчивым[7]. Если современные дискурсы по вопросам безопасности действительно отражают проблематичность сохранения разрыва между человеком и природой, который занимает центральное место в биополитических химерах, то появление новых форм антропоцентрического авторитаризма требует выхода за рамки биополитических представлений.

 

Государство «чрезвычайки» 

 

Сегодня идея «сохранять спокойствие и продолжать в том же духе» нигде в мире не представляется верной реакцией на коронавирус. Нормальное, обыденное поведение, отсутствие паники и истерики считается опасным и даже высокомерным[8]. Чтобы «выровнять кривую»[9]лучше запретить, закрыть, ограничить сейчас, чем сожалеть потом. Чрезвычайные меры и чрезвычайные полномочия вводятся повсеместно[10]. Либеральные права и свободы кажутся угрозой общественной безопасности.

На деле проблема заключается в самом обществе: люди в панике скупают всё, создавая дефицит наиболее уязвимых к резким колебаниям спроса предметов первой необходимости – от туалетных принадлежностей до еды и лекарств; они встречаются и общаются; они веселятся; они путешествуют; они подвергают риску и себя, и других. Именно люди, предоставленные самим себе, становятся фактором распространения вируса.

Ответные политические меры, выходящие далеко за рамки неотложной медицинской помощи, кажется, обусловлены тем, что люди опасно иррациональны и слабы, уязвимы и нуждаются в защите не только от других, но и от самих себя.

Из-за этого правительства по всему миру были вынуждены схватиться за рычаги власти, чтобы возглавить «войну» против коронавируса[11]. Они стремятся вдохнуть новую энергию в центральную власть, национализировать и объединить общество в коллективной борьбе за безопасность.

Некоторые комментаторы совершенно справедливо отмечают, что такое восприятие людей – как беззащитных против вируса и самих себя – будет способствовать усилению авторитаризма[12]. «Государство чрезвычайного положения» очень точно описал социолог и философ Бруно Латур: «Это государство того, что справедливо называют статистикой: управление населением в рамках сети территориальных ячеек, сверху вниз, под контролем экспертов. Именно это воскресло сегодня на наших глазах – с той лишь разницей, что модель воспроизводится от одной нации к другой, пока, наконец, не станет общемировой. Уникальность нынешней ситуации, как мне кажется, заключается в том, что все мы, оставаясь взаперти в своих квартирах, в то время как снаружи утверждается полицейская власть, а на пустых улицах слышны лишь сигналы машин скорой помощи, – все мы вместе словно исполняем карикатурную роль объекта биополитики, вышедшей прямо из лекций Мишеля Фуко»[13].

Латур прав, отмечая, что это не более чем «карикатура» на биополитическую секьюритизацию. Ещё лучше была бы бодрийяровская «симуляция»[14], поскольку упрощённые сравнения с авторитарными режимами прошлого кажутся не вполне подходящими. Хотя философ Джорджо Агамбен жалуется, что общество низведено к защите и поощрению «голой жизни», то есть отдания приоритета существованию как таковому, это вряд ли стоит считать результатом реализации авторитарных устремлений властей. Они сами, как правило, не были подготовлены к кризису и не успевали оперативно реагировать; они не столько руководили и инициировали ввод новых ограничений, сколько реагировали на давление медиа, требовавших таких мер.

Чрезвычайное положение превратилось в «государство чрезвычайки», в котором политических лидеров обвиняют в «беспечности» и «самодовольстве»[15]. Эта «симуляция» или «карикатура» биополитики подсказывает, что биополитическая критика управления как войны отвержения и исключения несколько ущербна. Многие радикальные и критически настроенные комментаторы призывали к расширению регулятивного управления и отстаивали потенциальные преимущества более активного государственного вмешательства[16]. По сути, наиболее ярким аспектом нынешнего кризиса и стало консенсусное убеждение в том, что вирус требует краха нормальной политической и социальной жизни с этических позиций[17].

Новая этическая «политика дистанцирования»[18] от жизни (социальной, политической и экономической) переворачивает прежнее биополитическое понимание «голой жизни» – насильственно исключаемой из полиса или подчиняемой ему. 

Вместо этого в центр этических принципов ставится именно «голая жизнь», а проблематизируется или исключается формальная политика, опаздывающая за летящей реальностью. Такое авторитарное мировоззрение сильно отличается от моделей прошлого и лучше понимается как «антропоцентрический авторитаризм». В основе этого перехода к новому авторитаризму лежит кризис модернистского разрыва между сферой человеческой политики, закона и прав и сферой «жизни», понимаемой как отдельная или «естественная» внешняя сфера.

Для многих агамбеновское разделение между «биосом» (bios), общественной жизнью гражданина, и «зои» (zoe), безличной биологической «голой жизнью» вообще[19], является сомнительной и устаревшей концепцией человеческой исключительности: в ней человек каким-то образом главнее или выше остальной природы. На самом деле Агамбен подходит к самой сути вопроса, когда пишет, что война с коронавирусом – «с невидимым врагом, который может таиться в каждом человеке, – это самая абсурдная из войн. Это, в сущности, гражданская война. Враг – не снаружи, он внутри нас»[20]. Если враги – это мы, то политическая борьба с коронавирусом неизбежно будет иметь авторитарные последствия, независимо от формальных политических предпочтений соответствующих правительств.

* * *

Коронавирус обнажил ограничения традиционных дискурсов биополитики перед лицом антропоцентического авторитаризма. Если мы являемся одновременно и угрозой безопасности, и субъектами, подлежащими защите, то биополитическое разделение более не актуально. Активисты движения «Восстание против вымирания»[21], которые провозглашают: «Коронавирус – это лекарство. Люди – это болезнь», выражают в своём лозунге кризис модернистских идей в области безопасности. Их риторика, возможно, отдаёт экстремизмом, но она не слишком противоречит позиции главы ведомства ООН по охране окружающей среды Ингер Андерсен, которая заявила, что вирус – это послание от природы о том, что человечество само навлекает на себя такие кризисы[22].

Отстаивая состоятельность антропоцентрического авторитаризма с позиций критической науки, Латур утверждает: «В период кризиса в области здравоохранения люди в целом, возможно, и правда “сражаются” с вирусами – несмотря на то, что тем на нас наплевать и убивают они нас ненамеренно, просто переходя из горла в горло. Но в контексте экологических изменений ситуация трагически переворачивается: на сей раз патоген, чья страшная вирулентность изменила условия жизни всех обитателей планеты, вовсе не вирус, а человечество!»[23].

Кажется, современный мир, позволивший упрощение и размежевание биополитики – проведение той границы между жизнью и политикой, которую постоянно надо обсуждать, причём всегда по-разному, – больше не способен рационализировать или легитимировать власть. Если урок, который преподносят нам попытки мирового сообщества справиться с коронавирусом, состоит в том, что проблемой является само человечество, то антропоцентрический авторитаризм, возможно, бросит более серьёзный долгосрочный вызов нашему образу жизни, чем сам вирус.

Во имя «короны»
Вернер Гепхарт
Происходит грандиозное смешивание политики, экономики, права и культуры, будто эпидемиологическая идея «заражения» разрушила сами оболочки этих сфер.
Подробнее
Сноски

[1]      Runciman, D., Coronavirus Has Not Suspended Politics—It Has Revealed the Nature of Power. Guardian, 27 March 2020. https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/mar/27/coronavirus-politics-lockdown-hobbes.

[2]      Horvat, S., Why the Coronavirus Presents a Global Political Danger. New Statesman, 19 February 2020. https://www.newstatesman.com/politics/health/2020/02/why-coronavirus-presents-global-political-danger; Giorgio Agamben. The State of Exception Provoked by an Unmotivated Emergency. PositionsPolitics, 26 February, 2020 http://positionswebsite.org/giorgio-agamben-the-state-of-exception-provoked-by-an-unmotivated-emergency/; Demetri, F., Biopolitics and Coronavirus, Or Don’t Forget Foucault. Naked Punch, 21 March 2020. http://www.nakedpunch.com/articles/306; Singh, P., The Biopolitics of Coronavirus. Deccan Herald, 13 March 2020. https://www.deccanherald.com/opinion/in-perspective/the-biopolitics-of-coronavirus-813519.html; Sotiris, P., Against Agamben: Is a Democratic Biopolitics Possible? Critical Legal Thinking, 14 March 2020. https://criticallegalthinking.com/2020/03/14/against-agamben-is-a-democratic-biopolitics-possible/.

[3]      Rose, N., The Politics of Life Itself. Princeton: Princeton University Press, 2007; Esposito, R., Bios: Biopolitics and Philosophy. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2008; Dillon, M., Biopolitics of Security: A Political Analytic of Finitude. Abingdon: Routledge, 2015.

[4]      Foucault, M., Security, Territory, Population. Lectures at the Collège de France, 1977-1978. Basingstoke: Palgrave-Macmillan, 2007; Foucault, M., The Birth of Biopolitics. Lectures at the Collège de France, 1978-1979. Basingstoke: Palgrave-Macmillan, 2008.

[5]      Lemke, T., Biopolitics: An Advanced Introduction. New York: New York University Press, 2011.

[6]      Agamben, G., Homo Sacer: Sovereign Power and Bare Life. Stanford, CS: Stanford University Press, 1998; Mbembe, A., Necropolitics. Durham: Duke University Press, 2019.

[7]      Chandler, D., Ontopolitics in the Anthropocene: An Introduction to Mapping, Sensing and Hacking. Abingdon: Routledge, 2018.

[8]      Taleb, N. N. et al., Systemic Risk of Pandemic via Novel Pathogens—Coronavirus: A Note. New England Complex Systems Institute, 26 January 2020.

[9]      Wiles, S. and Morris, T., Flattening the Curve. Wikimedia, 9 March 2020.  https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Covid-19-curves-graphic-social-v3.gif.

[10]    Mudde, C., ‘Wartime’ Coronavirus Powers Could Hurt Our Democracy—Without Keeping Us Safe. Guardian, 24 March 2020. https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/mar/24/wartime-coronavirus-powers-state-of-emergency.

[11]    Enloe, C., COVID-19: “Waging War” Against a Virus is NOT What We Need to Be Doing. Women’s International League for Peace and Freedom (WILPF), 23 March 2020. https://www.wilpf.org/covid-19-waging-war-against-a-virus-is-not-what-we-need-to-be-doing/?fbclid=IwAR1uSe7SwGV6MfNriXWNwz4mXHy7cf-Eenz9_hKVaFLLuP7jIaBr2rfvCJI.

[12]    Giorgio Agamben, The State of Exception Provoked by an Unmotivated Emergency. PositionsPolitics, 26 February, 2020. http://positionswebsite.org/giorgio-agamben-the-state-of-exception-provoked-by-an-unmotivated-emergency/; Bargués, P., Containing Coronavirus: Resilience in Times of Catastrophe. E-International Relations, 23 March 2020. https://www.e-ir.info/2020/03/23/containing-coronavirus-resilience-in-times-of-catastrophe/; Furedi, F., A Disaster without Precedent. Spiked-Online, 20 March 2020. https://www.spiked-online.com/2020/03/20/a-disaster-without-precedent/.

[13]    Latour, B., Is This a Dress Rehearsal?’ Critical Enquiry, 26 March 2020. https://critinq.wordpress.com/2020/03/26/is-this-a-dress-rehearsal/.

[14]    Baudrillard, J., Simulations. New York: Semiotext(e), 1983.

[15]    Stewart, H. et al., ‘Nonchalant’: Boris Johnson Accused of Covid-19 Complacency. Guardian, 27 March 2020. https://www.theguardian.com/world/2020/mar/27/nonchalant-boris-johnson-accused-of-covid-19-complacency.

[16]    Sotiris, P., Against Agamben: Is a Democratic Biopolitics Possible? Critical Legal Thinking, 14 March 2020. https://criticallegalthinking.com/2020/03/14/against-agamben-is-a-democratic-biopolitics-possible/; Harari, Y. N., The World after Coronavirus. Financial Times, 20 March 2020. https://www.ft.com/content/19d90308-6858-11ea-a3c9-1fe6fedcca75?fbclid=IwAR3J79luuIcOq2bnthqQcQ8mWlJc1sj8y0GEeWBr3U_oy-dXQbH60vfgVd8.

[17]    Kothari, A. et al., Coronavirus and the Crisis of the Anthropocene. Ecologist, 27 March 2020. https://theecologist.org/2020/mar/27/coronavirus-and-crisis-anthropocene.

[18]    Bargués, P., Containing Coronavirus: Resilience in Times of Catastrophe. E-International Relations, 23 March 2020. https://www.e-ir.info/2020/03/23/containing-coronavirus-resilience-in-times-of-catastrophe/; Philippopoulos-Mihalopoulos, A., Covid: The Ethical Disease. Critical Legal Thinking, 13 March 2020. https://criticallegalthinking.com/2020/03/13/covid-the-ethical-disease/; Pospisil, J., The Virus that Ends Us: On the Ethics of Withdrawal and Affirmation. Austrian Conflict, Peace and Democracy Cluster CPD Policy Blog, 25 March2020. https://policyblog.uni-graz.at/2020/03/the-virus-that-ends-us-on-the-ethics-of-withdrawal-and-affirmation/.

[19]    Agamben, G., Homo Sacer: Sovereign Power and Bare Life. Stanford, CS: Stanford University Press, 1998.

[20]    Agamben, G., Clarifications. An und für sich, 17 March 2020. https://itself.blog/2020/03/17/giorgio-agamben-clarifications/.

[21]    Extinction Rebellion, Twitter, 24 March 2020. https://twitter.com/xr_east/status/1242527618823577602/hidden. Extinction Rebellion – социально-политическое движение, выступающее против климатических изменений, потери биоразнообразия и риска социально-экологического коллапса; создано в Британии в 2018 г. – прим. пер.

[22]    Carrington, D., Coronavirus: “Nature is sending us a message,” says UN environment chief. Guardian, 25 March 2020. https://www.theguardian.com/world/2020/mar/25/coronavirus-nature-is-sending-us-a-message-says-un-environment-chief?CMP=share_btn_tw.

[23]    Latour, B., Is This a Dress Rehearsal?’ Critical Enquiry, 26 March 2020. https://critinq.wordpress.com/2020/03/26/is-this-a-dress-rehearsal/.

 

Нажмите, чтобы узнать больше
Содержание номера
Зелёная Смерть. Вместо вступления
Курт Воннегут
Поступь истории
Эпидемии и народы
Уильям Харди Макнил
«Физическое выживание – императив, всё остальное – роскошь»
Адам Пшеворский
Завтра уже наступило?
Иван Крастев
Реакции
«Человечество почувствовало настоятельную необходимость закрыть двери»
Мир
Коронавирус как зеркало: что мы видим?
Анатоль Ливен
Цивилизация блефа
Борис Капустин
Далеко ли до войны?
Максим Братерский
Пандемии сохраняют мир?
Барри Позен
Выход из кризиса и преимущества Китая
Ван Ивэй
Нефтяной рынок: гонка со временем
Виталий Ермаков
Реакции
«Зараза будет толкать нас в разные стороны – пандемии всегда воздействуют именно так»
Общество
Пандемия, страх, солидарность
Виктор Вахштайн
Нормальность и ненормальность чрезвычайного
Александр Филиппов
Во имя «короны»
Вернер Гепхарт
Биополитика и подъём «антропоцентрического авторитаризма»
Дэвид Чэндлер
Здравый смысл: перезагрузка
Ричард Саква
Россия
Россия в мире после коронавируса: новые идеи для внешней политики
Сергей Караганов, Дмитрий Суслов
Сбережение державы: на что опереться в миропереходе
Андрей Цыганков
Гадкие утята
Алексей Чеснаков
Остров в глобальном мире
Константин Пахалюк
Пик миновал?
Александр Лукин
Коронный номер. Вместо эпилога
Фёдор Лукьянов