13 ноября 2020 г. американский эксперт по безопасности в Евразии, директор Центра военно-политического анализа института Хадсона Ричард Вайц выступил на совместном заседании Евразийского и Китайского онлайн-семинаров. Мероприятие проводилось Департаментом международных отношений и Международной лабораторий исследований мирового порядка и нового регионализма совместно со Школой востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики».
На онлайн-семинаре Ричард Вайц рассмотрел несколько возможных сценариев взаимодействия между Россией, Китаем и Америкой после выборов новой администрации в США. По мнению эксперта, во время избирательной кампании вице-президент и его команда предусмотрительно не раскрывали своих планов касательно внешней политики. Однако на данный момент уже можно сделать определённые предположения: представители аналитических центров и советники вице-президента чётко и ясно формулируют планы, которые надеются воплотить в реальность.
Хотя за время правления администрации Дональда Трампа отношения между США и Китаем значительно ухудшились, это, как отмечает Вайц, не оказало принципиального влияния на результаты выборов. Население разделилось на два лагеря (как, впрочем, и по всем остальным вопросам): кто-то принял точку зрения Трампа относительно КНР, кто-то с ней категорически не согласился.
Байден – демократ-центрист, который готов пойти на компромисс. Он во многом полагается на советы экспертов аналитических центров и в меньшей степени, чем Трамп, зависит от мнения предпринимателей. Поэтому в дальнейшем в правительство с высокой вероятностью будут входить представители аналитических институтов.
Достаточно широко распространено мнение, что между Джо Байденом и Владимиром Путиным существует некая неприязнь. Ричард Вайц не согласен с этим утверждением, по крайней мере, во время этих выборов Байден не предъявлял особых претензий к России. В американских СМИ и в самой американской политической системе было невероятное количество дезинформации, и, если бы Россия предпринимала какие-то действия в этом плане, последствия были бы незначительными на фоне всеобщего шума. Эксперт высказал мнение, что новые серьёзные санкции в отношении России, скорее всего, приняты не будут, однако уже введённые останутся надолго. Тем не менее Россия успела ощутить на себе последствия прошлогодних санкций, что является хорошим опытом, ведь в дальнейшем это поможет легче отразить удары.
Что касается приоритетов внешней политики, у команды Байдена не так много реальных возможностей для продвижения демократии и защиты прав человека на территории Российской Федерации и Евразии. Ричард Вайц отмечает, что у России есть внешнеполитические успехи в отношении Белоруссии, Южного Кавказа и Сирии. Центральная Азия не является сейчас первоочередным вопросом для Вашингтона. По-видимому, в будущем действия Москвы в контексте развития Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности и в целом евразийских институтов не будут вызывать столь пристального внимания США, как прежде. Взаимодействие двух держав продолжится, особенно в традиционных для этого сферах – вопросах контроля над вооружениями и региональной безопасности (Корея, Иран, Украина).
В то же время произошли значительные изменения в отношении Китая. Современная китайская политика отвергается американским бизнес-сообществом. Большинство чиновников (и даже фермеры) склонны к тому, чтобы поддерживать Трампа в вопросе изменения китайской торговой практики. Либералы сосредоточили внимание на множестве нарушений прав человека, которые наблюдались в Китае, Гонконге, СУАР. За годы правления Трампа постоянные нападки на Китай оказали определённое влияние. Проведённые опросы подтверждают, что популярность Китая в Америке резко упала.
США долгое время исходили из того, что Россия и Китай должны были изменить свои политические системы для улучшения отношений с Америкой, однако этого не произошло. Одним из нововведений администрации Трампа была концентрация на КПК. Демократы, видимо, будут стараться смягчить идеологический конфликт. При этом, безусловно, продвижение прав человека и демократии в целом, а также защита глобального либерального порядка и норм станут более всеобъемлющими.
Соединённые Штаты, как представляется Вайцу, будут активнее соревноваться за лидерство в ООН с КНР. Стоит ждать мер, направленных на возрождение региональных институтов. Значительное внимание уделяется Транстихоокеанскому партнёрству: в частности, рассматриваются варианты возобновления этой инициативы со стороны США, обсуждаются форматы сотрудничества с Индией, Японией, Австралией и Южной Кореей. Ричард Вайц не считает, что в отношении Тайваня администрация Трампа переступила черту с точки зрения продажи оружия, организации официальных визитов высокого уровня и ряда других шагов. Одновременно он не уверен, что демократы собираются продолжать эту политику. Они могут сосредоточиться на темах здравоохранения и демократии на Тайване, а не на поставках оружия для решения конфликтов.
Возможно, деятельность демократов способствует примирению между Северной Кореей и Японией. Восточноазиатским институтам, вероятно, будет уделено особое внимание. Демократы уверены, что предыдущее руководство ослабило сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, поэтому намерены поднять авторитет Соединённых Штатов в этом регионе. Ожидается пауза в некоторых военных планах в Азии (например, в отношении размещения ракетных комплексов вокруг КНР). В немалой степени всё зависит от состояния экономики, позиции стран, где планируется размещение, и реакции Китая.
Усилия администрации Трампа по разделению экономики Китая и США были, на деле, незначительны, это видно по ситуации с некоторыми интернет-приложениями и в других областях. Многие американские компании по-прежнему активно инвестируют в Китай. По мнению эксперта, это логичный выбор: сейчас китайская экономика работает намного лучше, чем какая-либо другая крупная экономика мира. Таким образом, с точки зрения американских интересов можно позитивно оценивать намерение сохранить позиции американского бизнеса в КНР.
Несмотря на это, ожидается продолжение политики по введению нормативных ограничений для китайских приложений или компаний, но в более точечном варианте (например, в определённый момент ограничения могут быть введены против Huawei, а в следующем месяце – против другой компании). Одновременно с этим, упор будет сделан на внутренние преобразования в США с целью стимулирования инноваций, производства, развития человеческих ресурсов. Демократы хотят сделать экономику США более конкурентоспособной для развивающихся стран, где происходит процесс активного внедрения инновационных технологий. Кроме того, пытаясь больше сосредоточиться на политических категориях, демократы захотят улучшить защиту данных и информационную прозрачность, что также отразится и на сотрудничестве с КНР.
Сейчас отношения между Россией и Китаем улучшились и развиваются интенсивнее, чем когда-либо. Аналитики считают, что Китай является самым важным экономическим партнёром России. Взгляды Китая и России на происходящее в мире во многом схожи, хотя и варьируются в зависимости от времени и региона. Поэтому осуществляется реальное сотрудничество в вопросах обороны, продажи оружия и региональной безопасности. Развивается взаимодействие на площадке международных организаций, в энергетике и вооружении. В региональном срезе особенно стоит отметить Центральную и Северо-Восточную Азию, планируются новые области сотрудничества в Арктическом регионе.
Россия изначально принимала Китай как законного арктического игрока, потому что требовалась помощь, особенно в освоении природных ресурсов Арктики. Тем не менее сейчас большое внимание уделяется Северному морскому пути и пониманию того, что в данном регионе Китай может быть главным действующим лицом и иметь возможность вносить свой финансовый вклад в основные перевозки. При этом Китай отказался от некоторых из предыдущих заявлений по суверенитету или квазисуверенитету в регионе.
В то же время в некоторых регионах Европы, Африки, Ближнего Востока и на Западе российско-китайское сотрудничество менее выражено. Достаточно слабы связи в гуманитарных вопросах и экономике (за исключением энергетики). Китай и Россия не конфликтуют в этих областях, но нет и координации политики.
Эксперт приходит к выводу, что выборы в США не изменят общего геополитического равновесия. Китай значительно вырос в экономическом плане, у России всё ещё есть важные военные и дипломатические активы. Кризис 2014 года дал Китаю небольшое преимущество, поскольку все западные санкции в отношении России повысили интерес Москвы к привлечению китайских инвестиций и углублению сотрудничества. Например, в ответ на западные запреты Россия увеличила объём продаж оружия Китаю. После избрания президента Дональда Трампа была вероятность того, что Россия сможет использовать улучшение отношений с Америкой для достижения уступок со стороны Китая и США, но это не удалось реализовать из-за внутреннего сопротивления такой политике.
События, связанные с COVID-19, создали для Китая преимущество (экономика КНР восстанавливается быстрее, чем другие). И этот фактор только усиливает стремление России и других стран к укреплению связей с Пекином. Остаётся открытым вопрос о том, смогут ли США и Китай в долгосрочной перспективе устранить свои разногласия. Надежды на то, что в Китае (и в России) произойдёт смена руководства, которую многие в Соединённых Штатах считают условием начала новой фазы отношений, весьма призрачны.