Начало XXI века характеризуется хаосом в международных отношениях. Идет трансформация от однополярного мира к многополярному, географический детерминизм выводит на первый план региональных лидеров, сопротивляющихся геополитическим проектам одного полюса и составляющих конкуренцию в отдельно взятой географии. Национальные государства доказывают, что их рано списывать со счетов.
Появление таких транснациональных угроз как международные террористические группы, наркокартели и преступные группировкине увеличили эффективность международных организаций и транснациональных правоохранительных структур, главным предназначением которых является борьба с перечисленными явлениями. Основная тяжесть противостояния угрозам лежит опять же на национальных государствах. Глобализация стимулировала интеграционные процессы, но мир не стал безопаснее и стабильнее.
Национальная, региональная и глобальная безопасность становятся все более взаимосвязанными. Сетевая структура транснациональных угроз актуализирует взаимодействие национальных государств, однако сложности во взаимоотношениях между геополитическими центрами силы, противоречия между региональными государствами, восстанавливающееся блоковое мышление не позволяют консолидировать ресурсы цивилизованного мира.
Однополярный мир привнес множество прецедентов грубого нарушения международного права, которые были взяты за прецедент и породили новые конфликты и войны. Идеологии стран, которые считаются победителями в холодной войне, не стали доминантами в мире – либеральная интервенция потерпела крах. Сегодня в западном мире происходят процессы, которые дискредитируют избранный ими путь. Демократический процесс волеизъявления входит в противоречие с глобальной интеграцией, налицо противоречие между мнением политической и экономической элиты западного мира и населением этих стран. Итоги референдума по Брекзит (Brexit) и избрание Дональда Трампа продемонстрировали победу идей протекционизма. Вызов глобальному господству либеральной идеи брошен не государствами, которые являются целевой группой либеральных интервенционалистов, а собственным населением Запада.
В условиях девальвации и свободной интерпретации международного права национальные государства, исходя из собственных интересов, стараются проводить прагматичную политику. В этих условиях на поверхность выходит несоответствие теорий международных отношений с реальностью. В мировых центрах силы происходит отход от идеологического восприятия внешней политики к прагматизму и эффективности. Экономический и финансовый кризис, санкционная составляющая взаимоотношений и идеологизированная внешняя политика способствовали увеличению конфликтов и войн, открытому вмешательству во внутренние дела государств. Это, в свою очередь, актуализирует вопрос объективного восприятия национальных интересов со стороны государств – объектов давления, соотнесения их с историей, географией, экономической целесообразностью и реальностью.
Западные академические круги долгое время игнорировали роль национальной идентичности во внешней политике, выдвигая на первый план парадигмы реализма и неолиберализма, где в приоритете рассмотрения находятся внешнеполитические концепты больших и сильных держав и принижается роль малых и слабых государств. По их мнению, малые и слабые страны во внешней политике ограничены в выборе, зависимы от внешних факторов и балансов сил. Данная трактовка зиждется исключительно на экономической составляющей, полностью исключая роль ценностей общества и идентичности.
Роль национальной идентичности объективно оценена и отражена в конструктивистской теории международных отношений. Ведь именно с осмыслением национальной идентичности возможно понять концептуальные основы, в соответствие с которыми принимаются решения, не редко входящие в противоречия с геополитическим проектами сильных и больших государств.
Таким образом, каждая страна обладает уникальной геополитической идентичностью или геополитическим кодом, как его называют в своих трудах сторонники конструктивизма, такие как профессор амстердамского университета Гертан Дижкинк (Gertjan Dijkink) известный своими трудами в области географии, геополитики, культурологии и географической идентичности. Другой представитель конструктивисткой школы – профессор университета Иллинойса Колин Флинт (Colin Flint) указывает, что академические круги и эксперты привыкли к старым пониманиям, парадигмам и догмам геополитики или стратегиям «классических геополитиков». Такое понимание геополитики, без признания геополитических кодов разных акторов международных отношений мешает объективному пониманию мира. Геополитический код или идентификация формируются из совокупности восприятия обществом географического расположения, истории, культурно-цивилизационной принадлежности и т.д.
Геополитическая идентичность Азербайджанской Республики
Азербайджанская Республика в 2016 году отметила 25-летие восстановления независимости. Этот период истории сопровождался большим количеством трудностей и препятствий, которые являются характерными для всех стран бывшего СССР. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, в результате которого было оккупировано около 20 процентов территории Азербайджанской Республики (территория бывшего НКАО и семь прилегающих районов), один миллион беженцев и вынужденных переселенцев стали главным вызовом для внешней политики Азербайджанской Республики.
Внутренняя нестабильность, вследствие которой в течение первых двух лет сменилось три президента, создавала условия для формирования вооруженной оппозиции, страна была на грани гражданской войны. Разрушение кооперационных связей с постсоветским пространством ставило в сложное положение производственный цикл, затрудняло поиск новых рынков для реализации производимой продукции. Нефтяная сфера экономики требовала многомиллиардных инвестиций, которые были невозможны в условиях войны и внутренней нестабильности.
Азербайджанская Республика, несмотря на трудности начала 90-х годов ХХ века, смогла восстановиться и стать региональным лидером Южного Кавказа. Основным условием для реализации успешной внешней и внутренней политики является конструктивное понимание своего места в мире, в регионе, прагматичное формулирование и реализация национальных интересов, которые основываются на истории, географии, культурной идентификации и экономических интересах государства. Национальный лидер Азербайджана Гейдар Алиев заложил основы восприятия и реализации национальных интересов, президент Ильхам Алиев продолжает и наполняет новым содержанием внутреннюю и внешнюю политику страны.
Азербайджанская Республика имеет сложную и многослойную геополитическую идентичность, основанную на географической, исторической, религиозной и культурной составляющих.
Географически мы находимся в Европе (Рисунок 1), а с 2001 года являемся членами Совета Европы. Хотя Азербайджан в 2014 году отказался подписывать ассоциативное соглашение с ЕС, Евросоюз является главным торговым партнером Баку (в 2015 году 45,6% торгового оборота Азербайджана приходилось на страны ЕС); есть взаимная заинтересованность в сотрудничестве в энергетической и транспортной сферах. С целью налаживания взаимовыгодного и равноправного взаимодействия ведутся переговоры по подписанию нового соглашения между ЕС и Азербайджанской Республикой, которое заменит Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1996 года. В направлении ЕС строится крупнейший инфраструктурный проект – Южный энергетический коридор для доставки азербайджанского газа на территорию ЕС (Рисунок 2) и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (Рисунок 3).
Религиозно Азербайджан является частью исламского мира (Рисунок 4). Регионально мусульманские страны принадлежат к различным географическим, военно-политическим и экономическим платформам. Организация исламского сотрудничества (ОИС) – единственная структура, объединяющая мусульманские страны, ис 1991 года Азербайджан является полноправным членом организации. В рамках ОИС Азербайджан был инициатором различных проектов в образовательной, культурной, туристической сферах. В 2017 году Баку примет Игры исламской солидарности, что станет свидетельством намерений Азербайджана добиться единства исламского мира. ОИС поддерживает Азербайджан по всем пунктам внешней политики.
Культурно-лингвистически Азербайджанская Республика – часть тюркского мира (Рисунок 5). Азербайджан с 90-х гг. ХХ века участвует в процессе интеграции тюркоязычных стран. В Нахичевани в 2009 году Азербайджан, Турция, Казахстан и Киргизия учредили Тюркский Совет. В организацию вошли страны, являющиеся членами различных экономических и военно-политических союзов (Турция является членом НАТО и частью европейского таможенного пространства, Казахстан и Киргизия – членами ОДКБ, Евразийского экономического союза и Таможенного союза). В условиях определенной конфронтации государств-членов перечисленных союзов, страны-члены Тюркского Совета сотрудничают друг с другом в политической, экономической и гуманитарных сферах. Все страны Тюркского Совета поддерживают Азербайджан на международной арене, в частности, в международных организациях, где Азербайджанская Республика не имеет представительства.
Последние двести лет Азербайджан был частью Российской империи, затем – СССР и СНГ (Рисунок 6). Площадка СНГ интересна для Азербайджана в контексте политического и экономического взаимодействия со странами бывшего СССР. Безвизовый режим и экономические преференции членства в СНГ позволяют Азербайджану сохранять стабильный товарооборот с Российской Федерацией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном, налаживать взаимовыгодное сотрудничество в военно-технической сфере и гуманитарном направлении. В торговом обороте Азербайджана в 2015 году доля стран СНГ составляет 12%; большая часть торговли приходится на ненефтяной сектор экономики, который является стратегически важным и перспективным для Азербайджана в период низких цен на нефть.
Таким образом, объективно Азербайджан разделяет с множеством государств Евразии одинаковую идентичность, будь то религиозная, географическая, историческая или же культурно-лингвистическая. Данная ситуация создает как множество возможностей, так и не меньшее число вызовов. С одной стороны, Азербайджан взаимодействует на многочисленных интеграционных платформах (СЕ, СНГ, ОИС, ОЭС, ТС, ОЧЕС, ШОС ит.д.), с другой стороны, негативные процессы, происходящие в этих международных институтах так или иначе влияют и на Азербайджан.
Страны со сложной геополитической идентичностью должны учитывать эту специфику и во внутренней политике. Выбор одного из векторов многослойной идентичности в качестве единственного приоритета во внешней политике приводит к конфликту с другими составляющими. В итоге происходит фрагментация общества и обострение конфликта с соседями.
Гейдар Алиев и национальная идея азербайджанства[1] способствовали консолидации общества, созданию условий для формирования азербайджанской нации на основе гражданского национализма. При этом, приоритетом стало конструктивное сотрудничество по всем направлениям геополитической идентичности. Сформировались принципы, которые успешно реализуются президентом Ильхамом Алиевым.
Азербайджан не был и не будет пространством борьбы мировых центров сил. Наша география создает условия для того, чтобы стать местом конкуренции и борьбы геополитических центров. При определении места Азербайджана в контексте европейского, исламского и тюркского пространства мы видим, что во всех регионах страна занимает место на периферии, пограничной позиции, что создает условия для рассмотрения нашей территории в качестве сферы влияния и реализации различных проектов, не всегда соответствующих национальным интересам. Политика Азербайджана заключается в том, чтобы не создавать условия для влияния извне на внутреннюю политику государства, так как главной целью такого влияния является коррекция внешнеполитического курса Азербайджана. Что неприемлемо и контрпродуктивно.
Следующим принципом внешней политики, исходящим из предыдущего, является отсутствие угрозы со стороны Азербайджана своим непосредственным соседям. Этот принцип оглашается всеми государствами мира, однако только время и опыт демонстрируют верность этому принципу. Азербайджан за 25 лет смог доказать своим соседям, что мы ответственны в реализации подхода искреннего сотрудничества. Это было продемонстрировано в период активного давления на Иран в вопросе ядерной программы в 2006–2007 гг. или же в процессе введения санкций в отношении России в 2014 году. В обоих случаях Азербайджан, несмотря на давление и угрозы, не предпринял шагов, наносящих урон добрососедским отношениям. Членство Азербайджана (с 2011 года) в Движении неприсоединения создает благоприятную атмосферу во взаимоотношениях с соседями, которые имеют непростые взаимосвязи с различными военно-политическими блоками и открыто выступают против их расширения.
Двусторонние отношения для Азербайджана являются приоритетными во внешней политике. При этом Азербайджан не ставит двусторонние отношения в зависимость от третьих стран. Данный принцип позволяет нам сотрудничать с государствами, которые не имеют отношений друг с другом и сохранять стабильность в регионе, не впадать в эмоциональное состояние при обострении конфликтов между государствами, которые являются нашими соседями или стратегическими партнерами.
Таким образом, углубление двусторонних отношений с соседями, формирование равноправных, взаимовыгодных отношений с государствами вне зависимости от их величины и силы, реализация экономических проектов являются для Азербайджана приоритетом во внешней политике. Развитие векторов Восток-Запад и Север-Юг (Рисунок 3), последовательная поддержка основных принципов международного права, укрепление обороноспособности страны являются жизненно важными для независимого Азербайджана в контексте укрепления позиции страны на международной арене. Именно многослойность геополитической идентичности позволила Азербайджану в 2011 году заручиться поддержкой 150 стан мира и получить статус непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Принадлежность к различным цивилизациям и мирное сосуществование с ними создали атмосферу доверия и диалога, которую продвигает Азербайджан посредством Бакинского процесса Всемирного форума межкультурного диалога, деятельности Фонда Гейдара Алиева, Бакинского гуманитарного форума и политики мультикультурализма. С учетом особенностей геополитической идентичности Азербайджан превратился в ответственного партнера, что очень важно в период трансформации геополитического ландшафта в мире.
Объективное и всестороннее восприятие геополитической идентичности создает для Азербайджана возможности вести политику конструктивного прагматизма, укреплять независимую политику сравнительно малого по территории государства, быть полноправным субъектом международных отношениях. Потенциал возможностей выбранного пути и механизмов реализации внешней политики Азербайджана позволяет говорить о безальтернативности и эффективности конструктивисткого подхода. Перед страной в ближайшее десятилетие стоят качественно новые задачи: урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, диверсификация экономики и увеличение экспорта ненефтяного сектора экономики, повышение качества жизни граждан республики, реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов по векторам Восток-Запад и Север-Юг. В этих условиях многослойность геополитической идентичности сохраняет потенциал для реализации поставленных задач, обеспечения территориальной целостности и укрепления реальной независимости в новых условиях.
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Данный материал вышел в серии записок Валдайского клуба, публикуемых еженедельно в рамках научной деятельности Международного дискуссионного клуба Валдай. С другими записками можно ознакомиться по адресу http://valdaiclub.com/publications/valdai-papers/
[1] Азербайджанство – это зонтичная идентичность, основывающаяся на гражданской позиции, которая не должна входить в конфликт с этнической, религиозной, гендерной и иной субидентичностью граждан республики. – Прим. автора.