Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) уже довольно долго является одной из самых горячих тем, вынесенных на публичное обсуждение, однако приходится признать, что дискуссия явно носит излишне драматический характер. Сомнения и упреки исполнены такого пафоса, словно речь идет о событии революционном, грозящем России непредсказуемыми и неуправляемыми последствиями.
На мой взгляд, ничего такого уж революционного в будущем вступлении России в ВТО нет: такой шаг полностью отвечает той логике, в соответствии с которой страна развивается в последнее десятилетие. Он должен окончательно продемонстрировать, что Россия стала частью глобальной мировой экономики. И нам остается лишь научиться применять механизмы ВТО, чтобы обернуть себе на пользу процесс глобализации.
Российский бизнес уже испытал шоковую терапию, столкнувшись с реалиями мировой конкуренции. Мы извлекли из этого немало полезных уроков. Я могу судить об этом на примере металлургии. Начав активное продвижение на внешние рынки в середине 90-х годов, мы не только ощутили востребованность своей продукции, но и увидели, какой жесткой может быть борьба за потребителя. В ход идут инициирование расследований в отношении конкурентов, необоснованные обвинения в демпинге и закрытие рынков.
Кое-кто столкнулся с проявлениями мировой конкуренции и внутри страны. Приход в Россию крупных международных корпораций поставил ряд наших производителей перед выбором: пытаться отстоять в противоборстве с ними свой традиционный рынок или войти в кооперацию. Но в любом случае никто не станет оспаривать тот факт, что Россия в целом открыта для мирового бизнеса: товарооборот с иностранными государствами год от года растет, его структура постепенно расширяется. Страна заинтересована в привлечении иностранных инвестиций, а наши компании активно осваивают западные рынки капитала. Но главное — российское бизнес-сообщество осознало тот факт, что успех может сопутствовать только тем, кто так или иначе участвует в мировой экономике. Именно поэтому российские производители активнее взялись за экспортную политику, привлекают иностранные капиталы, а собственники, что очень показательно, открыто заявляют: они готовы расстаться с контролем над своими компаниями ради привлечения мировых ресурсов и дальнейшего развития бизнеса.
Необходимость обладать тем же набором знаний, навыков и инструментов, которые есть в распоряжении мировых гигантов, очевидна для всех.
В том числе и для той части российского бизнеса, которая в обозримой перспективе не видит себя участником глобального рынка. Ведь бороться теперь приходится и за российского потребителя, который уже весьма искушен и имеет возможность выбора практически в любом сегменте внутреннего рынка. Повышение требований и запросов со стороны отечественных потребителей, ориентирующихся отныне на передовые технологии и оптимальное соотношение цены и качества, является еще одним важнейшим признаком того, что Россия на деле стала частью глобальной экономики.
Универсального рецепта, который помог бы бизнесу выжить в современной конкурентной среде и повысить свою эффективность, конечно, не существует. Но для того чтобы добиться результатов при выработке стратегии успеха и реализации ее на практике, нам нужен определенный набор гарантий в сфере экономического регулирования. Иными словами, равные возможности по защите своих прав и интересов как на внутреннем, так и на внешнем рынке, равный доступ к механизмам государственной поддержки предпринимательства и разумное бремя обязательств перед государством.
Пока же Россия по этим показателям отстает от других стран. Внутри страны бизнес продолжает страдать от избыточности нормативов и сложности процедур, выстраиваемых чиновниками. На внешних рынках недобросовестные действия в отношении россиян зачастую остаются просто безнаказанными. И российскому бизнесу приходится биться головой об стену там, где его мировые конкуренты решают свои проблемы с помощью отлаженных механизмов. Будучи фактически частью мировой конкурентной среды, Россия не может игнорировать эту проблему. И вступление в ВТО стоит рассматривать как один из способов устранить имеющиеся сейчас несовершенства и пробелы в регулировании бизнеса.
Переговоры по вступлению уже стали стимулом, который помогает нам решить существующие проблемы. В последние годы мы наблюдаем достаточно активный процесс разработки и принятия новых норм регулирования, которые позволяют приводить российскую практику в соответствие с правилами, принятыми во всем мире, сделать ее более понятной и предсказуемой для участников рынка. И этот процесс лучше любых звучных политических деклараций будет способствовать интеграции России в мировое экономическое пространство.
В качестве примера таких усовершенствований стоит особо отметить решение двух проблем, которые были давним препятствием для российского и иностранного бизнеса. Речь идет о процедурах сертификации и стандартизации продукции, а также о российских таможенных правилах.
Долгое время система российских стандартов и процедура сертификации продукции, доставшиеся нам в неизменном виде еще с советских времен, сдерживали приход иностранных инвесторов и мешали работе российских производителей. Иностранцев, начинавших работать в нашей стране, например, немало шокировал тот факт, что, выпуская свою продукцию на российский рынок, они должны были в обязательном порядке соблюдать не только привычные стандарты по безопасности, но и выполнять требования по форме, цвету, запаху продукта. То есть стандартизировать то, что, по сути, является индивидуальным выбором предпринимателя, предметом его изысканий, креативных разработок с целью заинтересовать потребителя и обойти конкурента. Понятно негодование производителя, которому запрещают пользоваться своими конкурентными преимуществами, пытаясь поставить его под общую линейку. Те же негативные эффекты наверняка испытывали на себе и российские производители готовой продукции. Будучи связаны по рукам и ногам отечественными стандартами, они не могли в полной мере раскрыть свой потенциал, выходя на внешний рынок. Правда, надо признать, что в ряде случаев жесткость внутренних стандартов помогала россиянам с легкостью проходить процедуры сертификации на международном рынке. Однако это отдельное преимущество все же несопоставимо со сложностями, создаваемыми старой системой. Не говоря уже о том, что процедуры обязательной сертификации, то есть проверки на соответствие нашим стандартам, стали питательной средой для коррупции со стороны контролеров. Поэтому очевидно, что наряду с постепенным процессом унификации российских и мировых стандартов необходимо было кардинально перестраивать всю систему.
Это и должен сделать обсуждаемый сейчас Госдумой новый закон «О техническом регулировании», в соответствии с которым упраздняется тотальная система сертификации, а обязательными остаются только стандарты в области безопасности. При этом бизнесу будет предоставлено право участвовать в разработке обязательных стандартов. Идеи, заложенные в законе о техническом регулировании, правительство начало обсуждать еще в середине 90-х, уже тогда стало очевидно, насколько это важно. Но с мертвой точки дело сдвинулось только теперь, когда появился стимул — переговоры по вступлению в ВТО.
Другим важным шагом, сделанным не в последнюю очередь благодаря процессу вступления в ВТО, явилась активизация работы правительства и бизнеса над новым вариантом Таможенного кодекса. Не секрет, что длительность, запутанность, а иногда и непредсказуемость таможенных процедур уже давно вошла в рейтинг самых распространенных претензий к государству со стороны участников внешнеторговой деятельности. И только сейчас появился шанс принять кодекс, который будет содержать нормы прямого действия, подробно опишет таможенные процедуры, строго очертит круг полномочий таможенников, станет понятен российским и иностранным операторам. Надеюсь, что в кодексе найдут отражение инициативы, выдвинутые в ходе рассмотрения документа на Рабочей группе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вступлению в ВТО и реформе таможенной политики, которые были выработаны с участием представителей правительства и Государственного таможенного комитета. Эти предложения, в частности, устанавливают четкие критерии для принятия таможенником тех или иных решений, определяют закрытые перечни документов, которые он может затребовать, и многое другое. И то, что работа над совершенствованием кодекса наконец-то вышла на финишную прямую, тоже связано со стимулами, которые создает процесс присоединения к ВТО.
Напрямую связаны с ним и новые, более справедливые принципы определения таможенной стоимости товара, которые, надеюсь, должны появиться в главе Налогового кодекса о таможенном сборе, и новый закон об антидемпинговых защитных и компенсационных мерах, который позволит России защищать себя от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров на нашем собственном рынке.
Эти конкретные меры, по сути, являются для мирового рынка лучшим сигналом: Россия хочет и может меняться для того, чтобы быть полноценным и эффективным участником мировой экономики. При этом очень важно отметить тот факт, что перемены касаются не только государственного регулирования — сферы по определению наиболее консервативной, но и принципов поведения самого бизнеса. По опыту Рабочей группы РСПП я вижу, что предприниматели готовы обсуждать проблему присоединения к ВТО не только с точки зрения формулирования требований к правительству, но и с точки зрения возможностей самосовершенствования, обмена опытом для повышения конкурентоспособности. Российский бизнес не ставит вопроса о том, стоит ли России вступать в ВТО или нет. Главный вопрос — что предпринять для того, чтобы быть к этому готовым. Это заставляет отказываться от иллюзий и более прагматично смотреть на перспективы развития своего бизнеса. Российские автопроизводители, например, теперь откровенно признаются в том, что им не под силу создать собственный конкурентоспособный русский автомобиль, и видят свое будущее исключительно в партнерстве с крупнейшими мировыми концернами. Хотя еще несколько лет назад признание в том, что России надо ориентироваться на выпуск иностранных моделей, стало бы откровением.
И не случайно активная фаза переговоров по вступлению в ВТО совпала с тем, что наш бизнес стал больше работать над улучшением своей репутации в мировом сообществе. Это подтверждают и недавние события — принятие РСПП Хартии корпоративной и деловой этики и начало создания третейской комиссии для рассмотрения корпоративных споров. Таким образом, мы уже можем говорить о совершенствовании регулирующей базы и повышении ответственности бизнеса как о внутренних преимуществах, обретенных в результате переговоров по присоединению к ВТО и участия России в процессе глобализации.
Но не менее важны и те преимущества, которые мы сможем получить извне. По мере того как Россия становится более открытой страной с либеральной экономикой, мы автоматически получаем более широкий доступ на мировой рынок. Это происходит и посредством политических инструментов. Наиболее показательным шагом является признание за Россией рыночного статуса в США, чего наша страна добивалась в течении нескольких лет. А индикатором улучшения экономической ситуации является повышение российских кредитных рейтингов.
Поэтому все то, что мы уже смогли получить, очень важно дополнить теми инструментами, которые обеспечит нам присоединение к ВТО. Важнейший из них — возможность защищать свои интересы на мировом рынке и отстаивать свою правоту с помощью отлаженных механизмов этой организации. Уже сейчас очевидно, что, не будучи членом ВТО, Россия вполне добросовестно выполняет роль игрока на глобальном рынке. В ряде секторов мы исповедуем даже более либеральный подход, нежели страны-члены Всемирной торговой организации. Так, сельское хозяйство государств Евросоюза развивается в более тепличных условиях и пользуется куда большим объемом прямой господдержки, чем российское. А недавняя волна протекционистских мер на стальном рынке США и других стран вообще поставила под сомнение их приверженность принципам свободной торговли. Российский же рынок в этих условиях оставался едва ли не самым незащищенным в мире.
И здесь мы сталкиваемся с оборотной стороной глобализации: взаимозависимость мировых экономик приводит к тому, что чье-то локальное решение становится серьезной проблемой для всех. В таких случаях необходим комплексный подход, который можно реализовать через механизм многосторонних консультаций в рамках ВТО.
Кроме того, нередко приходится сталкиваться с тем, что крупным корпорациям, оказывающим серьезное воздействие на экономику своих стран, удается проводить любые выгодные им административные нерыночные решения. В такой ситуации российским компаниям, как и российским чиновникам и дипломатам, бессмысленно воевать в одиночку. Эффективным методом решения проблемы может быть только использование авторитета международных организаций и включение их механизмов.
В ВТО таким механизмом является специальный орган по разрешению торговых споров, в который каждая страна-член организации вправе подать жалобу на действия другой страны, если они выходят за принятые рамки регулирования торговых отношений. Приговор ВТО может обязать нарушителя отменить запрещенный прием или дает право тем, чьи интересы ущемлены, ввести ответные меры или получить иную компенсацию. Именно так поступил ЕС в ответ на мартовское решение США о введении защитных мер в отношении стальной продукции. И во многом благодаря осуждающему вердикту ВТО США уже начали резко сокращать перечень стальной продукции, попавшей под запретительные пошлины.
Вообще, практика работы органа ВТО по разрешению торговых споров показала, что он способен быть механизмом обуздания нерыночных протекционистских подходов. Однако Россия, фактически подчиняясь правилам ВТО в торговле, увы, пока лишена возможности воспользоваться преимуществами такой процедуры. И это особенно обидно, учитывая, что круг наших экспортеров, страдающих от предвзятых претензий, становится все шире. Проблемы испытывают не только «прославившиеся» в этом смысле металлурги, но и представители текстильной, автомобильной, химической промышленности, производители удобрений и даже сельхозтоваров. Достаточно вспомнить о недавно введенных ЕС квотах на российское зерно. А для многих предприятий потеря экспортных доходов означает серьезное ухудшение финансовых показателей, что в той или иной степени сказывается и на уровне заработной платы сотрудников, и на количестве рабочих мест, и на размерах налоговых отчислений. А значит, вытеснение наших товаров с внешних рынков или невозможность выхода на них создают комплексный негативный экономический эффект. Поэтому необходимость отстаивания своих интересов за рубежом с использованием всех имеющихся методов — задача для России в высшей степени актуальная.
Еще одним важным преимуществом, которого лишена сейчас Россия, является возможность участия в определении правил мировой торговли.
Абсурдно, что, будучи заметным игроком на мировом рынке, Россия подчиняется правилам, формирующимся без нее. Да, мы можем влиять на принятие решений в отношении развития мировой экономики, участвуя, например, в саммитах «большой восьмерки» или посредством работы в Конференции ООН по торговле и развитию. Однако ВТО остается площадкой, определяющей не только правила торговли, но и основные правила хозяйствования. При этом полномочия и сфера регулирования этой организации постепенно расширяются.
Особенно остро уже неадекватную для нас роль аутсайдера на мировом рынке я почувствовал в прошлом году на конференции ВТО в Дохе, где было принято решение о начале нового глобального раунда переговоров по свободе торговли. Россиянам было отведено время лишь для коротких пятиминутных выступлений, но, главное, мы не могли голосовать по таким существенным для нас вопросам, как, например, перспективы поддержки сельского хозяйства. Еще обиднее, если и финальные решения этого раунда переговоров примут без нас. А ведь среди сфер, которые будут затронуты в ходе нового раунда, заявлены дальнейшая либерализация доступа на рынки услуг, регулирование инвестиционной деятельности. Предполагается совершенствовать действующие соглашения об антидемпинге, соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. Кроме того, страны-члены ВТО начнут обсуждать подходы к регулированию энергетического рынка. Это вопросы, по которым голос России обязательно должен быть услышан и принят во внимание. Однако как этого добиться, не будучи членами ВТО?
Желание стать участниками нового раунда переговоров, разумеется, не означает, что мы должны быстро вступать в ВТО на тех условиях, которые пока что предъявляют нам партнеры по переговорам. Страны-члены организации порой выдвигают в адрес России требования, не соответствующие рыночным ценностям, которые исповедует ВТО. И объясняется это просто: претензии наших партнеров отражают конкретные бизнес-интересы. В ряде случаев такой подход представляет собой прямое давление на Россию с целью ослабления ее позиций как реального конкурента на мировом рынке. Примеров достаточно.
Взять хотя бы пресловутое требование о выравнивании внутренних и внешних цен на энергоносители. Сегодня Россия готовится реформировать свою энергетику. Конечная цель реформы — установление нормальной цены, которую будет определять рынок. Требование произвольно поднять внутренние цены на энергоносители не укладывается ни в какие рамки цивилизованной международной торговли. Тем не менее ряд стран именно его ставят сегодня во главу угла. Или требование ЕС, а также ряда других государств о присоединении России к так называемому необязательному Соглашению о гражданской авиатехнике, которое предусматривает беспошлинную торговлю самолетами и комплектующими к ним. По нормам ВТО присоединение к этому соглашению — дело сугубо добровольное. На практике это означает, что решение об участии или неучастии в нем каждая страна принимает, исходя прежде всего из собственных экономических интересов. России присоединение к этому соглашению невыгодно. Зато ряду стран ВТО было бы на руку, если б мы его подписали, и их переговорщики на этом настаивают. Можно ли это назвать борьбой за либерализацию российской экономики? Едва ли, скорее это напоминает недобросовестные методы борьбы с конкуренцией.
Упорное выдвижение подобных претензий особенно странно на фоне уверений руководителей стран-членов ВТО в том, что они ждут Россию и готовы всячески способствовать ее вступлению. Нашим партнерам по переговорам пора перейти от политических деклараций к практическим шагам. Ведь Россия вступает в ВТО для того, чтобы быть равной среди равных. Будущая роль нашей страны в этой организации, степень ее реального влияния на процессы, происходящие в мировой торговле, во многом будут зависеть от того, насколько сейчас, в ходе переговоров о вступлении, мы сумеем зарекомендовать себя как страна, умеющая отстаивать свои экономические интересы, требующая установления равноправных отношений и уважения к себе. Поэтому сейчас задача России — с честью пройти это испытание и доказать, что мы готовы конкурировать на мировом рынке, имея такие же права и возможности, как и другие его участники.
Успешно преодолеть нынешние препятствия на переговорах — задача выполнимая. И Россия, и ее партнеры в состоянии найти достаточно ресурсов и гибких подходов для того, чтобы развязать переговорный узел. В частности, почему бы не начать говорить о том, что затягивание с присоединением России к ВТО невыгодно не только нам, но и членам этой организации? Ведь на мировой экономической карте продолжает существовать страна с колоссальными возможностями и потенциалом, по одному из критериев все еще не соответствующая представлениям о надежности и инвестиционной привлекательности.
Стоит ли странам-членам ВТО из-за ряда неприемлемых требований, которые, по сути, не соответствуют правилам этой организации, упускать шанс получить от Москвы четкие обязательства по многим существенным направлениям? Только после принятия Россией обязательств, накладываемых членством в ВТО, у иностранных компаний, желающих работать в нашей стране, появятся новые перспективы. Затягивание с присоединением означает, что у нас по-прежнему не будет четких дэдлайнов по либерализации конкретных секторов экономики. А возможности западных компаний по долгосрочному планированию своей деятельности в России останутся ограниченными. Думаю, нам следовало бы предъявить партнерам весь перечень рисков, которые сулит им пробуксовывание переговоров.
В чем может выражаться вклад России в глобальную экономику после ее присоединения к ВТО? Пока мы с успехом продемонстрировали, что являемся надежным и качественным поставщиком сырья и энергоресурсов, вероятно, эта роль сохранится за нами и в ближайшем будущем. Пессимисты говорят, что нам никогда не удастся прыгнуть выше этого потолка. Но я все же верю, что Россия сможет состояться на мировом рынке как страна-производитель товаров. Для этого у нас есть несколько ключевых предпосылок. Прежде всего это люди — хорошо образованные и умеющие работать специалисты, прекрасный кадровый потенциал. Это также наш научный и технический потенциал, который, несмотря на спад последних 10 лет, не разрушен. Важным фактором является наличие природных ресурсов и в целом благоприятных природно-климатических условий. Наконец, нашим очевидным преимуществом остается низкая стоимость факторов производства, например сырья и рабочей силы.
Но для того чтобы реализовать этот потенциал, нам необходимо овладевать новыми технологиями, повышать качество продукции и стремиться найти оригинальные и новаторские решения там, где мировые производители пока бессильны.
Точно выбрав для себя такие ниши, задействовав сохранившиеся у нас возможности, мы сможем обгонять на поворотах наших конкурентов и постепенно увеличивать добавленную стоимость нашей продукции. Инновационный путь развития жизненно важен для России в условиях глобального рынка. Бизнес и власть уже подошли к пониманию необходимости такого пути. И когда инновационная стратегия начнет активно реализовываться и приносить свои плоды, нам как раз очень пригодятся те инструменты по защите и продвижению наших интересов, которые предоставит нам ВТО.