07.08.2025
Тёмное искусство западной антидипломатии: остались ли карты на руках?
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Грег Саймонс

Профессор Международного университета Даффодил (Дакка, Бангладеш).

AUTHOR IDs

ORCID: 0000-0002-6111-5325
ResearcherID: A-6514-2019
Scopus Author ID: 14322163700

Контакты

https://uppsala.academia.edu/GregSimons
E-mail: greg.simons@ires.uu.se
Адрес: IRES, Box 514, SE-751 20 Uppsala, Sweden

Трудные времена создают сильных людей, сильные люди создают хорошие времена, хорошие времена создают слабых людей, а слабые люди создают трудные времена.

Постапокалиптический роман Майкла Хопфа «Те, кто остаётся»

 

Запад (Глобальный Север) находится в состоянии относительного упадка. Пятьсот лет глобального доминирования практически закончились, а абсолютная гегемония, которой Запад когда-то пользовался, превратилась теперь в относительную в отдельных регионах.

Тем не менее имперский когнитивный рефлекс по-прежнему работает в западноцентричном однополярном порядке, возглавляемом США. Запад не желает отказываться от выгод и привилегий своей глобальной гегемонии, но не обладает жёсткой силой, чтобы навязать свою волю суверенным субъектам международных отношений. Из-за упадка возможностей жёсткой силы использовать материальные элементы в геополитике проблематично, поэтому нематериальные элементы информационной и когнитивной сфер берут на себя ведущую роль в формировании согласия на Западе и воздействии на эффективность и результативность процесса принятия решений на Глобальном Юге на фоне политических диверсий.

Название этой заметки отчасти связано с подвигами и в итоге падением британского пропагандиста лорда Тимоти Белла из фирмы Bell Pottinger. Он известен как человек, продвигавший наиболее зловредные диктаторские режимы. Один журналист-расследователь, работавший с этой конторой под прикрытием, дал следующие показания: «Они заявили, что будут представлять меня, что они пользуются чёрным пиаром и будут манипулировать правдой от моего имени. В этом заключалась работа этого человека». Речь идет о всё более распространённой, стандартной практике западной «антидипломатии», а также о блефе и громких заявлениях Дональда Трампа, который, как в покере, пытается выяснить, есть ли у игроков карты на руках (сильная позиция – эквивалент рычага воздействия на партнёра).

Нынешняя традиционная дипломатия Запада (вернее, её отсутствие) не даёт чётких результатов, а представляет собой пустую идеологическую догму и таким образом подаёт всё более мощному Глобальному Югу сигнал о бессилии Глобального Севера.

Один из экспертов отмечает: «Возникает не влияние, а иллюзия, как в театральной постановке – импровизированный авторитет и лидеры, играющие роли, не предусмотренные никакими договорами. Аппарат выступает от лица союза, которым не в состоянии управлять, конфликтует с противниками, которых не может сдерживать, и проповедует ценности, которым не следует сам, – особенно у себя дома. Результат – имитация геополитики при отсутствии средств её осуществления».

Чёрная пропаганда используется, чтобы скрыть происхождение и цель этой политической технологии, и направлена на манипулирование и обман аудитории. Это попытка маскировки оперативной деятельности на уровне международных отношений посредством внешнеполитической риторики, которая призвана когнитивно подавить и вывести из равновесия конкретную цель подрывных действий Запада. В некотором смысле такое можно трактовать в рамках концепции асимметричной геополитики – блеф и притворство слабого Глобального Севера против всё более мощного Глобального Юга. Антидипломатия подразумевает подрыв влиятельным актором согласованных международных норм и институтов ради собственных интересов, это некая форма подтасовки карт, чтобы попытаться изменить геополитическую ситуацию и получить преимущества, поставив в невыгодное положение оппонента/цель.

Грандиозный раскол
Пётр Дуткевич
Суверенитет, понимаемый как способность, означает для ведущих государств разную степень свободы от многих международных норм и обычаев. Прежде всего, от понятия равенства всех стран перед законом.
Подробнее

Концептуальные геополитические инструменты психологических операций и политической войны должны использоваться согласованно, чтобы добиться кумулятивного воздействия на процесс принятия решений и дееспособность обороняющегося государства в условиях возникновения угроз безопасности и разрушения консенсуса аудитории Глобального Юга. Но должно формироваться и общественное согласие в странах Глобального Севера. Существует множество реальных примеров таких действий во внешней политике Глобального Севера – «цветные революции» и «арабская весна». Подобные события разворачиваются прежде всего в информационной и когнитивной сферах мира, ориентированного на человека, через так называемое пятое измерение стратегии (знание и информация). Четыре другие измерения материальны: земля, вода, воздух и космос. Но потенциально над ними может доминировать эффективное использование нематериальных элементов – информации и знаний в целях формирования физического пространства и реакции аудитории на сконструированное геополитическое представление. В результате возникает вводящее в заблуждение, неточное восприятие в интересах коммуникатора, определяющего среду.

Возглавляемый Соединёнными Штатами Глобальный Север – империя, пришедшая в упадок вместе с её системой вассалов и зависимых государств. Когда империя или цивилизация приходит в такое состояние, одно из первых его проявлений – снижение когнитивных способностей и возможностей её руководства, сопровождающееся признаками физической и моральной деградации.

Антидипломатия – инструмент, к которому прибегает слабеющий и отчаявшийся Глобальный Север, когда обычные меры принуждения перестают быть эффективными, и в некоторых случаях уже не хватает возможностей для проецирования жёсткой силы.

Одним из последствий становится отсутствие возможностей и потенциала для эффективной и проактивной геополитики. Поэтому вместо того чтобы занять активную и конкурентную позицию во внешней политике, применяется реактивный подход и программа обструкции. Её задача ограничить, а затем лишить Глобальный Юг возможности реализовывать свои геополитические цели и интересы и обеспечивать себе некую форму относительной гегемонии. Как уже отмечалось в начале статьи, антидипломатия по своей природе не носит стратегический характер, в лучшем случае – оперативный или тактический. Если судить по фасаду, то это инструмент правдоподобного отрицания в целях создания контекста для попыток оправдать и легитимировать рискованную и безрассудную внешнюю политику. Задача – спровоцировать противника на просчёт или ошибку, которые впоследствии можно будет использовать в информационном поле. Обман/маскировка состоит в сокрытии антидипломатии как предлога для заявлений, что другие политические возможности исчерпаны и последнее средство, к которому (якобы неохотно) «вынужден» прибегнуть Глобальный Север, – это рискованные заявления и действия, хотя это и было изначальным намерением.

Антидипломатия входит в арсенал политтехнологических инструментов Глобального Севера для информационных операций и оказания влияния. По задумке, информационная повестка должна поддерживать набор геополитических императивов Соединённых Штатов, оправдывая и легитимируя действия посредством определения того, как понимается и воспринимается физическое пространство. Это обусловлено геостратегическими императивами США: сохранять подчинение и зависимость государств-вассалов и не допустить подъёма держав или блоков держав, способных бросить вызов американской гегемонии. Делать это всё сложнее в условиях ускорившегося упадка Глобального Севера, который усугубляется материальной (физической) и нематериальной (когнитивно-психологической) деградацией, а также сокращением возможностей эффективного подчинения Глобального Юга как объекта международных отношений. Объективно говоря, у Глобального Севера нет карт на руках, поэтому он пытается блефовать и обманывать Глобальный Юг, используя устаревшую историческую репутацию и пустые слова, которые потеряли актуальность в новую эпоху. Солнце заходит над Глобальным Севером, но вряд ли он уйдёт в ночь с достоинством, потому что не осознает собственной деградации и упадка, а упадок означает конец гегемонистских амбиций и претензий.

Автор: Грег Саймонс, профессор Международного университета Даффодил (Дакка, Бангладеш).

Гонка на Глобальном Юге, или Битва за мировое большинство
Константин Богданов, Ирина Кобринская, Борис Фрумкин
Огромное поле деятельности на Глобальном Юге позволяет бесконфликтно взаимодействовать самым разным поставщикам услуг развития и безопасности – государствам, частному бизнесу, частно-государственным партнёрствам.
Подробнее
Переустройство миропорядка: от двойных стандартов к лучшему будущему
Яхья Зубир
Как мировое большинство оценивает двойные стандарты Запада в отношении конфликтов в Газе и на Украине? Захотят ли другие государства, имея перед глазами российский прецедент, пересмотреть границы? Почему старые институты тормозят развитие нового миропорядка? Чего страны Глобального Юга ожидают от БРИКС? Об этом Фёдору Лукьянову рассказал Яхья Зубир в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее