После окончания российско-украинского конфликта мировой порядок вряд ли вернётся к своему прежнему состоянию, потому что речь идёт о геополитическом соперничестве и конкуренции за экономическую гегемонию. Этот порядок будет иметь тройственную структуру: Россия и Китай, США/прозападный блок и Глобальный Юг. Хотя мир вряд ли скатится к анархии, сегодняшняя система сотрудничества будет подорвана.
В интервью Reuters в преддверии государственного визита в Соединённые Штаты 24–30 апреля по случаю 70-летия союза Республики Корея и США президент Южной Кореи Юн Сок Ёль заявил: «Если возникнет ситуация, с которой международное сообщество не может мириться, например любое крупномасштабное нападение на мирных жителей, резня или серьёзные нарушения законов войны, нам может быть трудно ограничиваться только гуманитарной или финансовой поддержкой».
Хотя он подчеркнул, что речь идёт только о поддержке оружием при определённых условиях, заявление президента весьма символично, потому что это был первый случай, когда Сеул намекнул на готовность отправить оружие на Украину. Это важно, учитывая, что Южная Корея в прошлом последовательно отвергала такие шаги, выступая против поставок смертоносного оружия в зоны конфликта.
В то время как администрация Мун ЧжэИна стремилась сохранить сбалансированные отношения и с Китаем, и с Соединёнными Штатами, администрация Юн Сок Ёля, похоже, пытается аккуратно изменить свою позицию, отдавая приоритет восстановлению корейско-японо-американских отношений и укреплению союза РК и США. При этом администрация Юна сохраняет осторожный подход к России, которая является ключевым партнёром в её северной политике и имеет влияние на северокорейскую ядерную проблему. Поскольку в России работает около 160 корейских компаний, любое ухудшение корейско-российских отношений станет серьёзным экономическим бременем для Южной Кореи. Более того, если бы военное сотрудничество между Северной Кореей и Россией укрепилось, это создало бы ещё большую угрозу безопасности Южной Кореи.
Конечно, основная причина, по которой США призывают Южную Корею предоставить оружие Украине, связана с нехваткой критически важных поставок, включая снаряды, необходимые для поддержки затянувшегося конфликта на истощение. Стоит также отметить, что США руководствуются более широкими внешними стратегическими соображениями.
Во-первых, поскольку США рассматривают конфликт между США и Россией, вызванный событиями на Украине, как постепенно интегрирующийся в рамки соперничества между США и Китаем, они усиливают связь между своими стратегиями безопасности в отношении Европы и стратегиями в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона. В результате США стремятся более тесно интегрировать НАТО в зарождающееся азиатское партнёрство AUKUS и QUAD, а также укреплять сотрудничество между Южной Кореей, США и Японией. В этом контексте Вашингтон хочет, чтобы Южная Корея как военная держава установила связи с НАТО посредством поддержки Украины вооружениями.
Если конфликт на Украине продолжится на фоне углубляющегося соперничества между США и Китаем, США будет сложно сконцентрировать свою мощь на Индо-Тихоокеанском регионе. Следует отметить, что в АТР, в отличие от Европы, вооружённые столкновения могут происходить одновременно в нескольких конфликтных зонах, таких как Южно-Китайское море/Восточно-Китайское море, Тайвань, Корейский полуостров и так далее. Отсутствие многосторонней структуры безопасности – такой, как НАТО – сделает реакцию США более сложной, чем на европейском театре. Следовательно, интеграция систем безопасности между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом является насущной задачей для Соединённых Штатов.
Во-вторых, США намерены заблокировать новую восточную политику России, которую Россия проводит после саммита АТЭС 2012 года.
Причины усиления Россией своей новой восточной политики заключаются в следующем:
1) Россия осознала, что для расширения своего влияния в Северо-Восточной Азии в ответ на попытки Запада изолировать Москву на международной арене ей необходимо укреплять экономическое сотрудничество с Северной Кореей и поддерживать режим в Пхеньяне.
2) Россия признала необходимость отреагировать на разворот США в сторону Азии, особенно на стратегию США в Индо-Тихоокеанском регионе.
3) Возросла потребность России в альтернативном азиатском рынке вместо европейского энергетического рынка.
Осознавая это, Россия подняла уровень своего стратегического сотрудничества с Китаем до самого высокого, одновременно укрепляя энергетическое сотрудничество с Японией, несмотря на курильский вопрос, и подчёркивая трёхстороннее сотрудничество с Южной Кореей по северокорейской ядерной проблеме. Признавая, что расширение экономического сотрудничества между Южной Кореей и Россией, а также между Японией и Россией потенциально может подорвать Индо-Тихоокеанскую стратегию США, Вашингтон постарается нанести непоправимый ущерб как китайско-японским, так и южнокорейско-российским отношениям.
Этот порядок будет иметь тройственную структуру: Россия и Китай, США/прозападный блок и Глобальный Юг, который обычно отказывается принимать чью-либо сторону. Хотя мир вряд ли скатится к анархии, геополитическая конкуренция, акцент на национальном суверенитете и экономическом протекционизме будут подрывать складывавшуюся десятилетиями систему сотрудничества. Транснациональные проблемы (изменение климата, утрата биоразнообразия, несостоятельность государств, отсутствие продовольственной безопасности, бедность и глобальные угрозы здоровью) будут проявляться всё ощутимее. В Северо-Восточной Азии, в частности, по мере разрастания холодной войны между Северной Кореей, Китаем, Россией и Южной Кореей, США и Японией, мирное решение проблем может стать почти невозможным.
Мария Захарова, официальный представитель министерства иностранных дел России, остро отреагировала на интервью президента Юна, заявив, что «мы рассматриваем любые поставки оружия на Украину, откуда бы они ни исходили, как откровенно враждебный антироссийский акт» и что «подобные шаги крайне негативно скажутся на двусторонних отношениях с теми государствами, которые их предпринимают, и будут учитываться при формировании российских позиций по вопросам, затрагивающим коренные интересы безопасности соответствующих стран. В случае с Республикой Корея речь могла бы идти о подходах к урегулированию ситуации на Корейском полуострове».
Реакция России, похоже, вызвана опасениями, что Южная Корея поддерживает Украину через косвенный экспорт оружия. В 2022 году Южная Корея подписала контракт с Польшей на экспорт танков К2, гаубиц К9 и реактивных систем залпового огня (РСЗО) Chunmu, что вызвало подозрения, что это оружие может в итоге оказаться на Украине. Кроме того, в новостях сообщалось, что Южная Корея способна косвенно экспортировать в США 500 000 155-мм артиллерийских снарядов для использования на Украине. Кроме того, в феврале этого года правительство Кореи расширило свой список экспортного контроля, добавив 741 новый пункт к существующим 57 нестратегическим товарам, которые уже были подвергнуты санкциям с марта прошлого года.
Напряжённость в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии, вероятно, усилится в будущем, что усложнит создание эффективных механизмов решения проблем. Даже если Северная Корея усилит свои провокации, добиться международного консенсуса по санкциям ООН против неё уже будет непросто. Кроме того, США вряд ли захотят мириться с попытками Южной Кореи создать маломасштабную систему многостороннего сотрудничества с участием Китая и России. В результате корейское правительство сталкивается с трудностями в проведении практической и взвешенной дипломатии.
Чтобы предотвратить чрезмерное влияние США на корейско-российские отношения, Россия должна продолжать свой сегодняшний дальновидный подход к северокорейской ядерной проблеме во имя мира на Корейском полуострове.