Окончание холодной войны предвещало, что в истории
откроется новая глава мира и стабильности. Риск прямого
столкновения двух противоборствующих блоков был устранен, и это
отвело угрозу, нависшую над человечеством. Однако исчезновение
опасности глобального ядерного холокоста не привело автоматически к
установлению нового и стабильного мирового порядка. Вместо этого во
многих уголках земного шара наметились линии глубокого
геополитического водораздела, некоторые из которых породили
разрушительные войны и конфликты. Сегодня, оглядываясь назад, можно
сказать, что эпоха, наступившая после окончания холодной войны,
была и остается промежуточным, переходным периодом к более
стабильной системе международных отношений, хотя сама эта система
по-прежнему находится на ранней стадии развития.
Избавившись от старого миропорядка и встав на путь
построения нового, планета снова проходит через муки преобразований
и перестройки. По мере того как баланс сил в системе международных
отношений меняется в направлении выравнивания игрового поля и
медленного формирования многополярного мира, все насущнее
становится потребность закрепить эти тенденции посредством создания
формальных структур.
Призывы к действию можно услышать во всех сферах
международных отношений – от затянувшихся попыток реформировать ООН
до усилий, направленных на то, чтобы сделать управление мировыми
финансами более представительным. Нет сомнений в том, что все мы
только выиграем от создания более эффективного и гуманного
мироустройства, дающего ключ к решению таких серьезных проблем, как
преодоление бедности и глобальное потепление. Вопрос в том,
насколько мы готовы действовать, как сможем мобилизовать и
координировать усилия, как быстро сумеем добиться поставленной
цели.
Турция верит в возможность установления справедливого
и устойчивого мирового порядка, который будет служить на благо всех
стран, любого общества и каждого человека в отдельности. С нашей
точки зрения, путь к этому лежит через формирование местных и
региональных блоков. Необходимо принимать близко к сердцу
региональные проблемы, заботиться о развитии диалога и
восстановлении взаимного доверия, а также усиливать стимулы для
укрепления сотрудничества в регионах. Мы можем и должны изменить
ситуацию к лучшему, преодолевая психологические барьеры, открывая
умы и сердца друг другу, объединяя ресурсы. Как говорится в русской
пословице, «берись дружно – не будет грузно».
Руководствуясь этими принципами, Турция активно
работает над тем, чтобы внести свой вклад в безопасность,
стабильность и процветание в ряде соседних и более отдаленных
регионов. Результаты, которых нам удалось добиться, говорят сами за
себя. Чтобы точнее оценить итоги, полезно взглянуть на идейный
фундамент, на котором зиждутся наши усилия.
ШЕСТЬ ПРИНЦИПОВ И ТРИ ОСОБЕННОСТИ
В основе современной внешней политики Турции лежат
шесть принципов.
Первый – это определение баланса
между свободой и безопасностью. Если безопасность хороша для одного
государства, одной страны и одного человека, она принесет пользу и
другим. Но не следует обеспечивать безопасность в ущерб свободе и
наоборот. Следовательно, необходимо найти правильное соотношение
между ними.
Второй принцип предполагает
усиленное вовлечение всех региональных сил в мирный процесс. Мы
проводим политику «обнуления проблем» в соседних странах и считаем,
что это вполне достижимая цель, если только участники процесса
смогут доверять друг другу.
Третий принцип предполагает
проведение эффективной дипломатии в отношении соседних регионов.
Наша цель – максимальная интенсификация сотрудничества, от которого
выиграют все наши соседи. Для достижения этой цели мы строим
отношения с соседними государствами на принципах «безопасности для
всех», «политического диалога на высоком уровне», «экономической
взаимозависимости», а также «культурной гармонии и
взаимоуважения».
Являясь членом Совета Безопасности ООН на период
2009–2010 гг. и ответственным членом международного сообщества,
которое вынуждено решать широкий спектр проблем, мы придерживаемся
четвертого принципа в нашей внешней политике,
который можно сформулировать как стремление к взаимодополняющим
действиям с основными игроками на мировой арене.
Пятый принцип предполагает
эффективное использование международных форумов и новых инициатив
для придания импульса решению вопросов, представляющих взаимный
интерес. Именно с этих позиций следует оценивать рост влияния
Турции в таких организациях, как ООН, НАТО, Организация Исламская
конференция, а также установление взаимоотношений со многими новыми
структурами. Следует также упомянуть о том, что Турция получила
статус наблюдателя в ряде ведущих региональных организаций, таких,
например, как Африканский союз, Лига арабских государств,
Ассоциация стран Карибского бассейна и Организация американских
государств.
Шестой принцип нашего
внешнеполитического курса опирается на предыдущие пять, – это
создание «нового образа Турции» благодаря усиленному вниманию,
которое мы уделяем общественной дипломатии.
По сути дела, наш подход нацелен на то, чтобы
положить конец спорам и укрепить стабильность в регионе с помощью
новаторских механизмов и каналов для разрешения конфликтов,
стимулирования позитивных перемен и развития межкультурного общения
и взаимопонимания.
Таким образом, можно сказать, что наша внешняя
политика имеет три отличительные особенности: она ориентирована не
на кризис, а на мечту и видение будущего мироустройства; вместо
того, чтобы реагировать на возникающие угрозы, мы предлагаем
творческие подходы к разрешению конфликтов. Кроме того, наша
политика носит системный характер и охватывает весь спектр
международных проблем.
Сегодня Турция проводит поистине многомерную и
всеохватную внешнюю политику, участвуя в решении насущных вопросов
в разных частях земного шара – от Африки до Южной Америки, от
Восточной и Южной Азии до стран Карибского бассейна. Кроме того,
Анкара активно укрепляет принципы мирного сосуществования,
взаимного уважения, дружбы, согласия и сотрудничества между разными
культурами, идеологиями и религиями. Пять лет тому назад Турция
совместно с Испанией создала под эгидой ООН «Союз цивилизаций».
Этот проект призван стать флагманом глобальных усилий, направленных
на углубление межкультурного диалога и противодействие экстремизму.
Российская Федерация со своим богатым культурным наследием также
имеет все необходимое для того, чтобы внести существенный вклад в
это историческое предприятие.
Являясь членом «Большой двадцатки», Турция
поддерживает инициативы по реформированию структуры международных
финансов и принятию новых мировых стандартов, которые обеспечат
устойчивый экономический рост и стабильную финансовую систему, а
также помогут создать более эффективную экономическую архитектуру.
С другой стороны, будучи развивающейся страной-донором, Турция
протягивает руку помощи развивающимся странам и вносит вклад в
достижение Целей развития тысячелетия, сформулированных ООН.
Наше нынешнее председательство в Инициативе по
сотрудничеству стран Юго-Восточной Европы и грядущее президентство
в Конференции по взаимодействию и мерам укрепления доверия в Азии,
а также в Комитете министров Совета Европы во второй половине
нынешнего года предоставляет значимые возможности для
совершенствования регионального сотрудничества. Турция и Россия
могут вместе работать на всех направлениях под знаком солидарности
в решении острых региональных вопросов.
Не следует забывать, что турецкая внешняя политика
опирается на уникальный исторический опыт и географию, которые еще
более усиливают в нас чувство ответственности.
Подобная историческая ответственность мотивирует
интерес Турции к близлежащим зонам, включая Кавказ, Каспийский и
Черноморский бассейны, Балканы, Восточное Средиземноморье и Ближний
Восток от Персидского залива до Северной Африки. В этом контексте
мне хотелось бы более подробно остановиться на турецко-российских
отношениях и на ситуации на Южном Кавказе.
ТУРЕЦКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
С Россией нас связывают образцовые соседские
отношения, не омраченные никакими проблемами. Отношения развиваются
на взаимовыгодной основе, и мы глубоко удовлетворены поступательным
движением во всех сферах турецко-российских связей в течение
последних 19 лет. Мы считаем Россию бесценным партнером, важной
мировой державой и ключевым игроком с точки зрения регионального
взаимодействия. Хотелось бы подчеркнуть, что дальнейшее развитие
сотрудничества, основанного на общей заинтересованности сторон,
взаимном доверии и прозрачности, является одним из главных
приоритетов нашего внешнеполитического курса. Турецко-российские
отношения остаются неотъемлемой частью многомерной внешней политики
Турции.
Анкара и Москва – главные игроки, способствующие
поддержанию мира и сохранению стабильности в своем регионе. Мы
озабочены решением одних и тех же международных проблем, понимаем
друг друга и стараемся деликатно обходить «больные» темы, способные
вызывать раздражение. Мы хотели бы продолжать искренний и открытый
диалог с Россией о дальнейшем развитии нашего региона.
Визиты на высшем уровне, которые имели место в
последние два года, также внесли существенный вклад в наши
отношения. Президент Абдулла Гюль побывал с государственным визитом
в России в феврале 2009 г., премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган
посетил Сочи в мае прошлого года, а премьер-министр Владимир Путин
нанес рабочий визит в Турцию в августе 2009 г. Эрдоган побывал в
Москве 12–13 января этого года, и я сопровождал его в этой поездке.
Я также приезжал в Москву в июле прошлого года. Эти визиты,
безусловно, придали дополнительный импульс отношениям между обеими
странами.
Визит президента Гюля стал первым государственным
визитом главы турецкого государства в Россию за всю историю
двусторонних отношений. (Еще одной важной особенностью поездки
стало посещение турецким президентом Республики Татарстан – важного
региона Российской Федерации, поддерживающего культурные и
исторические связи с Турцией.) В ходе визита лидеры обеих стран
подписали Совместную декларацию, в которой не только закладывается
основа для совместных отношений, но и предлагается «дорожная карта»
нашего будущего регионального сотрудничества почти во всех
вопросах, представляющих обоюдный интерес. В документе
подтверждается, что цель, обозначенная в Совместной декларации от
2004 г., а именно поднять наши взаимоотношения на уровень
«многомерного углубленного партнерства», достигнута. Новые
договоренности также являются проявлением политической воли на
высшем уровне – решимости «поднимать наши отношения на новый
качественный уровень и углублять их».
В этом контексте Турция и Россия решили создать
межгосударственный механизм (Высший совет сотрудничества) на уровне
высшего политического руководства. Мы верим, что данный орган будет
способствовать развитию двусторонних отношений и внесет вклад в
региональную стабильность. Первая встреча в рамках Высшего совета
сотрудничества запланирована на первую половину 2010 г.
С начала 1990-х гг. сотрудничество в экономической и
энергетической областях было движущей силой турецко-российских
отношений. Хотя мы с гордостью говорим о том, что торговля достигла
впечатляющих объемов – в 2008 г. Россия стала нашим главным
торговым партнером (товарооборот достиг 38 млрд долларов), а в 2009
г. была вторым торговым партнером (около 22 млрд долларов, из
которых 3 млрд приходилось на экспорт и 19 млрд на импорт), – к
сожалению, у Анкары образовался существенный торговый дефицит
вследствие импорта энергоресурсов (в 2009 г. Турция импортировала
из России свыше половины всего потребляемого газа и четверть всей
нефти). Мы придаем большое значение достижению баланса и
нацеливаемся на диверсификацию в торговле с Россией. Снижение
товарооборота объясняется в первую очередь мировым финансовым
кризисом. Но мы уверены, что негативные последствия кризиса в
двусторонней торговле будут преодолены в нынешнем году. Кроме того,
к 2015 г. наш товарооборот должен достигнуть 100 млрд долларов, как
запланировали оба премьер-министра на встрече 13 января в
Москве.
Другие отрасли экономики также заслуживают внимания.
Общая стоимость проектов, осуществляемых турецкими подрядчиками в
России, достигла 30 млрд долларов. Прямые турецкие инвестиции
превысили 6 млрд долларов, а прямые российские инвестиции в Турцию
– 4 млрд долларов. В 2008 и 2009 гг. поток российских туристов в
Турцию составил 2,8 и 2,6 млн человек соответственно. Кроме того,
мы с радостью наблюдаем растущий интерес российских фирм к
энергетическим инфраструктурным проектам и туристическому сектору
Турции. Сотрудничество в энергетической отрасли является значимым
аспектом турецко-российских отношений. Россия – важный поставщик
энергоносителей для Турции. Проект газопровода «Голубой поток»
вывел энергетическое сотрудничество на новый стратегический
уровень. Значительное место в повестке дня занимают новые проекты с
участием России (к примеру, строительство атомной электростанции в
Турции) и российские инвестиции в проект нефтепровода Самсун –
Джейхан.
Я верю, что двусторонние отношения и взаимодействие с
Россией в политической, экономической и энергетической областях, а
также в сфере культуры и образования будут развиваться и впредь.
Продолжится и диалог по региональным и международным вопросам. В
целом отношения с Москвой весьма многообещающи, и мы сделаем всё от
нас зависящее, чтобы они получили дальнейшее развитие, как было
заявлено в Совместной декларации, подписанной двумя президентами в
феврале 2009 г.
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ
В центре коридора, который простирается с севера
России до юга Турции, находится конфликтный регион, который
отчаянно нуждается в мире и экономическом развитии. Это Кавказ.
Нынешняя обстановка в Западной Азии отчасти напоминает тупиковую
ситуацию на Корейском полуострове, расположенном между двумя
гигантами Восточной Азии – Китаем и Японией. Следовательно, говоря
о турецко-российских отношениях, мы должны осознавать, сколь
большое значение они имеют для общей ситуации на евразийском
континенте.
Находясь на протяжении многих веков на перекрестке
между Востоком и Западом, Севером и Югом и населенный множеством
разных народов, этнических групп, говорящих на разных языках и
исповедующих разные религии, Южный Кавказ, конечно же, является
самым интригующим и непредсказуемым местом на политической карте
мира.
Южный Кавказ, примыкающий к границам Турции и России,
всегда играл особую роль и для турок, и для русских, занимая важное
место в дипломатической повестке дня обеих стран. Сегодня
стратегическое значение региона еще больше возросло, и по этой
причине он, как никогда, нуждается в стабильности и региональном
сотрудничестве. Турция отводит Южному Кавказу особое место в своей
внешней политике, стремясь обеспечить там мир, безопасность и
процветание. Это объясняется не только историческими и
гуманитарными узами, связывающими Турцию с народами Кавказа;
некоторые из них имеют культурную и этническую общность с турецким
народом. Главное в том, что эта небольшая по территории область, к
сожалению, по-прежнему нестабильна. Три крупных конфликта на
территории стран – членов ОБСЕ остаются неразрешенными в течение
почти двух десятилетий.
Со времен обретения независимости республиками Южного
Кавказа мы старались сделать все от нас зависящее, чтобы здесь
воцарились мир и процветание. Турция одной из первых признала
суверенитет всех трех республик, включая Армению. Однако оккупация
азербайджанских земель Арменией, ставшая причиной конфликта вокруг
Нагорного Карабаха, затруднила дальнейшее сотрудничество в
региональном и общемировом масштабе.
Отношения Турции с Азербайджаном всегда были
уникальны в силу особых братских уз, связывающих наши народы,
объединенные общей историей, языком и культурой. Вот почему у нас
выстроены важные политические отношения с Баку, о которых можно
судить по частоте взаимных визитов, а также постоянному диалогу и
солидарности в вопросах, представляющих взаимный интерес. Наше
экономическое сотрудничество развивается поступательно. Торговый
оборот достиг 2,5 млрд долларов. Кроме того, Турция лидирует в
части иностранных инвестиций в азербайджанскую экономику.
Отрадно, что, благодаря развивающейся демократии,
растущей экономике, человеческому капиталу и природным ресурсам,
Азербайджан стал центром притяжения на Кавказе. Однако
неурегулированный конфликт вокруг Нагорного Карабаха и оккупация 20
% территории страны Арменией мешают Азербайджану и региону в целом
использовать этот важный потенциал.
Будучи членом Минской группы ОБСЕ, Турция с самого
начала активно выступала за мирное урегулирование карабахского
конфликта посредством переговоров между Ереваном и Баку. Весьма
прискорбно, что механизм, такой же старый, как и сам конфликт, пока
не принес ощутимых и конкретных результатов. Вот почему так важен
прогресс, недавно достигнутый на переговорах между президентами
Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. Это еще раз подчеркивает
необходимость достижения конкретных результатов посредством
интенсивного диалога в то время, когда сама история предоставляет
уникальную возможность. Вместе с тем Минская группа ОБСЕ остается
единственным международным инструментом, способным побудить стороны
предпринять конкретные шаги для преодоления разногласий и
достижения мирных договоренностей.
По понятным причинам наши отношения с Арменией
находились в ином русле и до сих пор остаются недостающим элементом
в той целостной картине, которую Анкара хотела бы видеть на Южном
Кавказе. Однако мы не теряем надежду на то, что связи с Арменией в
конце концов удастся восстановить, и с этой целью мы прибегаем к
односторонним мерам по укреплению доверия. В 2007 г. удалось
задействовать дипломатический канал для диалога между
высокопоставленными чиновниками обеих стран, целью которого
является установление нормальных двусторонних отношений.
Эти усилия принесли плоды в 2009 г., когда
ответственные политики обоих государств пришли к выводу, что настал
благоприятный момент для всеобъемлющего мирного урегулирования. Мы
решительно приступили к реализации этого плана, несмотря на резкую
критику наших действий внутри страны. Титанический труд и
интенсивные переговоры привели к подписанию 10 октября 2009 г. двух
протоколов в Цюрихе.
Это беспрецедентный шаг вперед в направлении
искоренения юридических и психологических барьеров, которые до сих
пор разделяли два соседних народа. Однако на протяжении всего
диалога с Ереваном мы неизменно отдавали себе отчет в том, что
одного лишь турецко-армянского примирения недостаточно для того,
чтобы долгожданный мир и стабильность пришли в этот
многострадальный регион.
Мы убеждены в том, что прогресс в нормализации
отношений между Турцией и Арменией должен дополняться и развиваться
с помощью конкретных шагов, направленных на разрешение конфликта в
Нагорном Карабахе. Только при условии всеобъемлющего урегулирования
мы сможем сохранить атмосферу примирения и устранить оставшиеся
барьеры, препятствующие диалогу, сотрудничеству и миру в регионе. И
это, конечно, потребует политической воли и мужества.
После подписания оба протокола были незамедлительно
направлены для ратификации в турецкий парламент. Мнение
Конституционного суда Армении по поводу протоколов стало
неожиданным препятствием, которое необходимо преодолеть. Если все
стороны будут вести себя ответственно и постараются внести свой
вклад в достижение всеобъемлющего мира на Южном Кавказе, то, мне
кажется, протоколы будут быстро ратифицированы парламентом Турции.
Это не только облегчит процесс примирения двух народов, но и
проложит путь к новому будущему и воцарению мира, процветания и
сотрудничества. В этом смысле самая безотлагательная потребность
состоит в том, чтобы не воздвигать препон на пути достижения мира и
стабильности под ширмой надуманных юридических проблем.
Что касается Грузии, то глубокие исторические и
культурные связи между народами, общая граница, крупномасштабная
транспортно-энергетическая инфраструктура, турецкие граждане
грузинского и абхазского происхождения являются главными факторами,
способствующими нашим интенсивным взаимоотношениям и сотрудничеству
с Тбилиси.
Турция поддерживает и уважает независимость,
суверенитет и территориальную целостность всех государств Южного
Кавказа, и Грузия здесь не исключение. Это было нашей
принципиальной позицией со времени обретения странами
независимости, и мы по-прежнему придерживаемся этой позиции.
Учитывая наши прекрасные отношения и многомерное партнерство с
Россией, нетрудно представить себе, что Турция была в числе тех,
кого крайне обеспокоили события августа 2008 г.
Сегодня Анкара и Москва, а также Баку, Ереван и
Тбилиси больше чем когда-либо стремятся превратить Южный Кавказ в
зону всеобъемлющего и прочного мира. Все заинтересованы в
разрешении застарелых конфликтов, что, в свою очередь, будет
усиливать у лидеров наших стран чувство ответственности за судьбу
региона. Нас также объединяет заинтересованность в укреплении
гуманитарных связей, которые позволят залечить старые раны. Мы все
хотим забыть прошлую вражду и спроецировать в будущее позитивные
аспекты общей истории, и, что самое важное, у нас есть общее
стремление построить светлое будущее на Южном Кавказе.
Понимая, что длительный мир и стабильность в регионе
невозможны без взаимоприемлемого урегулирования конфликтов, мы
предложили создать новый региональный форум, чтобы облегчить и
ускорить поиски компромиссов. Идея в том, чтобы усадить лидеров
пяти стран – Азербайджана, Армении, Грузии, Российской Федерации и
Турции за стол переговоров для решения региональных проблем и
укрепления доверия.
Выступив с инициативой создания Платформы
стабильности и сотрудничества на Кавказе, Турция признала, что это
нелегкий процесс, поскольку наличие конфликтов служит одновременно
и поводом для появления такой структуры, и главным препятствием в
процессе реализации идеи. Более того, это не первое предложение по
формированию некой кавказской организации: с 1990-х гг. выдвигался
целый ряд схожих инициатив, но все они остались нереализованными,
несмотря на добрые намерения. Памятуя о прошлых неудачах, мы
собираемся создать структуру, которая сможет способствовать
диалогу, обмену идеями и укреплению доверия между основными
действующими лицами региона, и считаем, что это будет длительный
процесс, а не одномоментное действие. Идея платформы, как таковой,
создаст в будущем многообещающую альтернативу насилию и инструмент
урегулирования конфликтных ситуаций.
Чем бы ни увенчались наши усилия, направленные на
достижение устойчивого мира и стабильности на Южном Кавказе, ясно
одно: Турция останется активным участником мирного процесса в
регионе и продолжит создание прочного и конструктивного партнерства
с Россией, чтобы сотрудничать с ней в нормализации ситуации.
Со времени окончания холодной войны прошло 20 лет, и
сегодня процесс глобализации вступает в новую стадию. До 1990-х гг.
условия, определявшие мировой политический порядок, были гораздо
яснее, хотя отношения между ведущими державами порой обострялись до
пугающего уровня. Сегодня мы живем в совершенно ином, глобальном,
мире. Демократия, права человека и рыночная экономика заложены в
фундамент системы международных отношений. Вчерашние враги
становятся партнерами в современной взаимозависимой глобальной
экономике. В этом контексте отношения между Москвой и Анкарой
являются структурным фактором в нашем регионе и за его пределами.
Турецко-российские отношения действительно представляются
неотъемлемой частью многомерной внешней политики Анкары. Начинались
они как скромные торговые связи, но быстро развивались, включая в
себя всё новые сферы сотрудничества. Я глубоко удовлетворен тем,
что наши отношения приобрели стратегическое измерение.
Многочисленные вызовы, такие, к примеру, как
организованная и транснациональная преступность, нелегальная
иммиграция, межкультурная и религиозная нетерпимость, экстремизм и
терроризм, требуют укрепления взаимодействия между Турцией и
Россией.
Это касается также и региональных проблем. На Турции
и Российской Федерации лежит историческая и нравственная
ответственность по объединению усилий в деле достижения мира,
безопасности, стабильности и процветания на Южном Кавказе, и нам
будет легче выполнить свой долг, если мы будем сотрудничать на
основе общего понимания стоящих перед нами проблем и путей их
решения. Культивируя компромисс и добрососедские отношения на Южном
Кавказе, мы будем способствовать урегулированию других конфликтов
на планете, а также созданию атмосферы согласия и взаимопонимания.
Это то, что нам следует делать, чтобы формировать настоящее и
готовить светлое будущее нашего общего региона.