Отличительной особенностью внешней политики Турции является её двойственность – стремление поддерживать высокий уровень отношений с Россией и войти в состав членов сообщества стран, которые часто принято называть коллективным Западом и которые определяют глобальную повестку дня.
Сохранению и поддержанию взаимовыгодных отношений с Россией способствует существенный объём двусторонней торговли. По итогам 2022 г. рост товарооборота составил почти 50 миллиардов долларов, что выводит Турцию в тройку главных торговых партнёров России. Краеугольным камнем российско-турецкого сотрудничества остаётся энергетика. Активно обсуждается создание крупного газового хаба на территории Турции, что позволит перенаправить в Европу объёмы не функционирующих «Северных потоков» в обход Украины и в перспективе позволит создать международную площадку для торговли газом. В активе российско-турецких отношений строительство АЭС и потенциальное сотрудничество в области атомной энергетики, которая рассматривается турецкими экспертами как основа дальнейшего энергетического развития.
С началом специальной военной операции Турция продемонстрировала ответственный подход к безопасности в черноморском регионе и закрыла черноморские проливы для всех военных кораблей. Вместе с тем Турция продолжает официально декларировать стратегический курс на вступление в ЕС. НАТО остаётся мощным инструментом турецкого влияния на Западе.
До недавнего времени турецкая экономика и промышленность были успешно модернизированы и встроены в производственные цепочки глобальных корпораций и глобальные рынки. Успешное экономическое развитие позволило Турции стать влиятельной региональной державой, которая часто опирается на богатый исторический опыт, декларирует свои глобальные амбиции и формирует позитивный образ своей страны за рубежом. В условиях мирового кризиса, неудачи с вступлением в ЕС и сложных отношений с США и рядом европейских стран турецкое политическое руководство активно захватывает лидерство в мусульманском мире, демонстрируя образ придерживающейся традиционных ценностей исламской страны, прошедшей успешную модернизацию экономики и институтов в форме вестернизации. Стратегическое значение имеют призывы Реджепа Тайипа Эрдогана к построению более справедливой системы мировых отношений и тюркский интеграционный проект создания Организации тюркских государств, который имеет обширный политико-экономический горизонт.
14 мая состоятся судьбоносные для Турецкой Республики парламентские и президентские выборы, которые определят облик турецкой политической системы на ближайшие пять лет. Основная борьба разворачивается между двумя крупными политическими блоками: правящим Республиканским альянсом (Cumhur İttifakı) и Народным альянсом (Millet İttifakı).
Основу Республиканского альянса составляют правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и выдвигающая на первый план лозунги турецкого национализма Партия националистического действия (ПНД). К мощному блоку турецких националистов и умеренных исламистов примыкают имеющие относительно небольшую поддержку Партия великого единства, декларирующая идею синтеза тюркского национализма и умеренного исламизма, и оперирующая идеями исламского социализма Обновлённая партия благоденствия. Не входящая в блок партия Hür Dava, объединяющая исламизированное крыло курдского политического движения, также объявила о поддержке Республиканского альянса. Все эти политические силы разделяют транслируемые Эрдоганом идеалы и ценности, которые основаны на идеях турецкого национализма, а также на традиционном мусульманском подходе к экономике и управлению государством.
Основу Народного альянса составляют правоцентристская Народно-республиканская партия и Хорошая партия (по своей идеологии конкурент ПНД). К ним примыкают менее крупные Партия счастья (по своей идейной базе она конкурирует с Партией великого единства), Демократическая партия (отстаивающая либерально-демократические ценности), Партия демократии и инициативы (её основатель, бывший видный функционер ПСР Али Бабаджан придерживается либеральных взглядов на экономику и является сторонником возобновления парламентской республики), Партия будущего во главе с бывшим министром иностранных дел, а затем и премьером Ахметом Давутоглу. Поддержку блоку намеревается оказать и Партия демократии народов, выражающая интересы курдских политических активистов, выступающих за политические свободы и права разнообразных меньшинств.
Таким образом, со стороны проправительственного альянса выступают силы, связанные с турецкими (иногда достаточно радикальными) националистами, сторонники усиления религиозного фактора в политике и экономике, поддерживающие внешнеполитический курс Эрдогана.
Оппозиционный блок представляет собой союз разнородных сил, в котором преобладают сторонники турецкого национализма, секулярного государственного устройства и в то же время умеренного исламизма, поддерживающие парламентскую модель развития турецкого государства и либеральные экономические подходы.
В условиях той жёсткой внутриполитической борьбы, которая ведётся накануне выборов парламента и президента, внешнеполитические подходы обоих блоков стали важным фактором внутренней политики и активно используются всеми противоборствующими сторонами. Любое действие или высказывание Эрдогана или членов его команды вызывает незамедлительную критику представителей оппозиционного блока (и наоборот). И сторонники Эрдогана, и его противники используют российский фактор в своей предвыборной кампании. Так, Эрдоган заявлял, что, пока он управляет Турцией, Западу не удастся втянуть его страну в военно-политическое противостояние с Россией. В то же время в своём интервью избранный кандидатом в президенты от оппозиции Кемаль Кылычдароглу дал понять, что курс в отношении России не изменится, а его цель на российском треке – это усиление и развитие двусторонних отношений и укрепление доверия между двумя странами.
По сути дела, оба противоборствующих блока выступают за сильную и независимую Турцию. Эрдоган и его команда видят свою страну мощным независимым международным игроком, способным к неожиданным шагам во внешней политике и экономике, жёсткому, часто вопреки международным нормам и правилам, отстаиванию национальных интересов по периметру национальных границ и за их пределами. Опубликованная 30 января этого года совместная декларация оппозиционного блока содержит и общее видение коррекции внешней политики страны в случае прихода оппозиции к власти. Cтроить новую внешнюю политику оппозиция собирается исходя из примата институтов над личной дипломатией первого лица турецкого государства.
В завуалированной форме внешнеполитическая программа оппозиции признаёт ошибочным политический курс последних лет, который ознаменовался участием в конфликтах в Ливии, Сирии и Палестине. Провозглашается курс на отказ от вмешательства в дела сопредельных государств, уважение к их территориальной целостности и суверенитету, решение конфликтных вопросов путём диалога и переговоров. Оппозиция констатирует, что во внешней политике последует отказ от идеологических подходов, основанных на внутриполитических расчётах. Это может быть первым шагом к началу политического урегулирования с Сирией.
Декларируется стратегический курс на вступление в ЕС, которое, однако, должно быть осуществлено на основе диалога, справедливости и равноправия. В вопросе о беженцах автора готовы разделить с ЕС «общий груз ответственности» и пересмотреть заключённые с Евросоюзом в 2014 и 2016 гг. соглашения о миграции. Оппозиция также намерена пересмотреть политику в отношении вынужденных мигрантов, которые стали крупной социально-политической проблемой для Турции.
В то же время оппозиция обещает продолжить членство в НАТО «на основании рационального подхода, который отражал бы национальные интересы Турции».
Декларируется сохранение отношений с США «на равноправной основе», а также стремление развивать союзнические отношения с США на основе взаимного доверия. Говорится о намерении вернуться к обсуждению участия в сделке по продаже Турции истребителей F-35. Таким образом, оппозиция признаёт кризис взаимного доверия с США и делает намек на возможную перезагрузку турецко-американских отношений.
Отношения с Россией оппозиция стремится развивать на равноправной основе, усиливая конструктивный и сбалансированный диалог. Она не желает разрывать выгодные торгово-экономические связи с Россией, продолжая сотрудничество по целому спектру общих торгово-экономических и политических вопросов.
Применительно к крупнейшим внешним национальным и международным акторам, с которыми взаимодействует Турция, неоднократно используются слова «равноправие» и «равноправный». Это может свидетельствовать о желании оппозиции в условиях нестабильности сохранять нейтралитет на основе привычного для турок баланса сил и интересов крупных региональных игроков.
Программа оппозиции отражает взгляды той части турецкого общества, которая требует сосредоточиться в период мирового кризиса на внутренних проблемах страны: значительном количестве нелегальных мигрантов, высоком уровне безработицы, росте инфляции, установлении мира по периметру турецких морских и сухопутных границ и удержании страны от рискованных внешнеполитических проектов. Такая политическая линия отчасти перекликается с политикой «0 проблем с соседями», которую когда-то провозгласил и пытался реализовать входящий ныне в руководство оппозиционного блока Давутоглу. Однако впоследствии именно при нём турецкая внешняя политика значительно радикализовалась. И это вызывает сомнения в том, что оппозиции удастся встроить новую внешнюю политику Турции в указанные контуры баланса между её крупнейшими внешнеполитическими партнёрами.
Одним из изменений внешнеполитического курса, о котором говорит оппозиция, является переход от отношений между лидерами к отношениям между институтами. Турецкая оппозиция хотела бы перейти от модели внешней политики, при которой решающее значение имеют личные интересы первого лица, к модели, при которой внешняя политика будет более институционализирована и более чётко будет отвечать духу и букве тех международных обязательств, которые Турция на себя взяла или готова брать.
Следует отметить, что личностный фактор всегда играл важную роль в российско-турецких отношениях. Вместе с тем наличие институтов позволяло стабилизировать российско-турецкие отношения в кризисные моменты. Институты развития российско-турецких отношений вписаны в структуру двусторонних отношений с 2010 года. Вне зависимости от того, кто победит на выборах, важно сохранить высокий уровень российско-турецких отношений и провести ревизию тех институтов, которые способствуют их развитию.