Осторожная политика израильского правительства в отношении России после начала военной операции на Украине вызывает негодование у журналистов, интеллектуалов и евреев всего мира, поскольку еврейская идентичность заключается в словах «тиккун олам» (исправление мира). Однако упрощённые праведные призывы к правительству Израиля быть на правильной стороне истории свидетельствуют об историческом невежестве и моральном релятивизме.
У истории нет верной стороны, и она не развивается в соответствии с моральными императивами. Тем не менее некоторые марксисты верят в исторический детерминизм, который приведёт к власти пролетариата в мире. Это и есть марксистский рай, о котором можно с уверенностью сказать, что он не состоялся.
Кульминацией либерального истолкования прогресса стала теория Фрэнсиса Фукуямы о «конце истории», утверждающая, будто подъём западной либеральной демократии после Второй мировой войны рано или поздно приведёт к универсализации её ценностей. Украинский кризис ясно показывает, что этого пока не происходит.
Нравится нам это или нет, но историю пишут победители. К сожалению, те, кто одерживают победы, не всегда бывают праведны. История действительно выглядела бы иначе, если бы Гитлер вложил свои силы и деньги в создание ядерной бомбы, а не ракет дальнего действия. Такая возможность существовала, но, к счастью, не осуществилась. Верно и то, что своей победой во Второй мировой войне союзники во многом обязаны компании General Motors, которая была образцом в создании военных машин.
Желательно ли быть на стороне победителей? Конечно, не всегда ясно, кто одержит верх. Например, знает ли Израиль, какими могут быть исход конфликта между Россией и Украиной и его последствия? В любом случае – Израиль объявил о своей ориентации на Запад. Он даже голосовал в ООН так же, как и другие западные демократии, несмотря на грубую ошибку Запада, проигнорировавшего потребности России в безопасности из-за расширения НАТО.
Как можно игнорировать тот факт, что российские войска находятся на северной границе Израиля и при этом позволяют наносить удары по целям Ирана и его ставленников в Сирии? Иран представляет собой экзистенциальную угрозу для Израиля. Сотрудничество с Россией слишком важно, чтобы рисковать им из-за вопросов, не имеющих прямого отношения к национальной безопасности Израиля.
Открытый канал связи с Москвой позволил премьер-министру Нафтали Беннету выступить посредником между Украиной и Россией. Трудно не похвалить израильское правительство за выбор посреднической роли для предотвращения эскалации войны.
Израилю нелегко лавировать между различными интересами и нравственными предпочтениями, которые иногда противоречат друг другу. Главным критерием всегда должен быть конечный результат – отвечает ли он национальным интересам государства? Даже в ретроспективе итоги проводимой политики не всегда можно быстро и однозначно определить.
Нам есть чему поучиться у раббана Иоханана Бен Заккая, который дезертировал во время сражения с римлянами и попросил их не трогать город Керем Явне, чтобы он стал центром для израильских богословов, изучавших и сохранявших Тору, – вместо того, чтобы погибнуть в проигранной битве. Было ли его решение идеалом нравственности? Неизвестно, но в результате он создал альтернативу для еврейской государственности и сохранения духовного наследия, а также национальной идентичности Израиля.
Значительным вкладом Никколо Макиавелли в политическую мысль было понимание того, что от государства не следует ожидать такого поведения в системе международных отношений, какого можно ожидать от достойного священника по отношению к пастве. Отдельные люди живут и действуют в разных общественных формациях.
Например, мы ожидаем, что члены семьи будут проявлять чистый альтруизм и заботу друг о друге. Однако никто не ожидает такого же альтруизма от банка. Также немыслимо, чтобы университет, стремящийся к выдающимся достижениям, благосклонно относился к фаворитизму или кумовству, поскольку он заинтересован в поддержке меритократии. Общепринято, что человек, торгующийся на рынке, будет вести себя совершенно эгоистично, намереваясь купить товар как можно дешевле, за счёт продавца.
На международном уровне благо государства является ориентиром желательного поведения. Мнение различных моралистов имеет тут второстепенное значение.