В ЕС продолжаются дискуссии о перспективах запрета экспорта российской нефти. О последствиях этого решения Фёдор Лукьянов поговорил с Фу Чэнъюем – одним из самых уважаемых китайских нефтяников, который в разное время руководил крупнейшими национальными компаниями – CNOOC и Sinopec. Это полный текст интервью, которое в сокращённом виде вышло в программе «Международное обозрение».
– Как отказ ЕС от российской нефти скажется на мировых рынках?
– Во-первых, Европе понадобится время, чтобы прийти к согласию. Если они хотят консенсус к концу года, придётся очень над этим потрудиться.
Во-вторых, издержки ЕС намного больше, чем те, что ожидают сейчас. Они своими руками льют масло в костёр инфляции, которая и так бьёт по многим странам. Накладывая санкции на Россию, они их накладывают и на себя. Нет сомнений, что экономическое развитие в ЕС будет замедляться, стоит не раз подумать, прежде чем что-то делать.
В-третьих, в итоге они договорятся. И это будет иметь огромное воздействие на мировой рынок.
ЕС потребуется не менее трёх-пяти лет для того, чтобы обеспечить замену российским нефти и газу. На данный момент у производителей по миру нет возможности это сделать в краткие сроки – ни ресурсов, ни инфраструктуры. Цены на нефть будут оставаться высокими, если, конечно, не случится мировой экономический кризис. На это время многим европейским странам придётся привыкнуть к дефициту топлива.
Даже с учётом спада в Европе, США и по всему миру, цены никогда не вернутся к тем, что были пару лет назад. Вообще, когда мы прогнозируем рынки, недостаточно смотреть только на соотношение спроса и предложения, нужно учитывать общую мировую ситуацию. В частности глобальную инфляцию, которая влияет на всё сырьё, и глобальное замедление роста (американские рынки не вызывают доверия). Отдельно энергетика нам не всё скажет.
– Но на России эмбарго и прочие меры давления тоже ведь скажутся.
– Производство нефти в России будет падать из-за западных санкций. России понадобится год-два для того, чтобы нормализовать ситуацию с нефтью и газом. Азия, конечно, станет крупным покупателем российской нефти, но она не в состоянии немедленно заменить России европейские рынки. Для этого просто нет достаточной инфраструктуры. Нет сомнений, что Китай, Индия, другие азиатские страны смогут потреблять российскую нефть, но к этому надо подготовиться.
России необходимо очень тесно работать с потребителями, чтобы в наиболее короткие сроки установить связи. Ну и, конечно, у России хорошая возможность сбалансировать свою экономику, снизить зависимость от сырьевых доходов за счёт развития других отраслей – это совершенно необходимо для страны.
– Азия видит для себя перспективы в происходящих изменениях?
– За небольшим исключением – Япония, Корея, некоторые малые страны – Азия не будет поддерживать давление, которое Запад оказывает на Россию. И продолжит с ней сотрудничать. У Китая с Россией отношения стратегического партнёрства, Китай – быстро растущая страна, ей понадобятся огромные объёмы энергоресурсов. Но ещё раз повторю – в ближайшие годы нам нужно приложить усилия по созданию инфраструктуры. Сейчас основная инфраструктура связывает Россию с Европой.
– Если оценивать китайскую стратегию развития, чего стоит ждать в условиях изменений?
– Главный фактор, который влияет на нашу экономическую повестку, да и не только, – это пандемия. Всё подчинено задаче минимизировать количество человеческих потерь от пандемии. А вы понимаете, что при населении в 1,4 миллиарда даже небольшой процент смертности – это много людей. И больниц по всей стране потребуется очень много, если допустить распространение вируса. Так что экономика подчинена борьбе с болезнью. Но по мере окончания пандемии (пока не знаем, когда это случится) экономическая повестка вернётся на ведущие позиции.
Первый приоритет правительства – восстановление всеми способами рабочих мест, которые сократились из-за спада. Второе – вложения в инфраструктуру, они будут наращиваться, но теперь это будет другая инфраструктура с высокотехнологическими элементами, искусственным интеллектом и так далее. План зелёного роста несколько затормозился, но эта тема вернётся по мере выхода из пандемии.