Грядущие годы будут годами перелома, временем поиска новых смыслов и ценностей. Миссией человечества в начавшемся столетии станет создание новой социально- экономической системы, способной существовать в гармонии с природой. Для России это возможность вновь вернуться к своей исторической роли цивилизации-объединителя, стать проводником в новый мир.
Человечество стоит на пороге переходного периода – начала нового технологического цикла и формирования нового мирохозяйственного уклада. Этот переход происходит под давлением нарастающих кризисов в мировой экономической, управленческой, общественно-культурной и научной сферах. Назревшие противоречия невозможно разрешить в рамках существующей экономической, управленческой и культурной парадигмы. Наступает время распада старой системы и появления зачатков новой. Выиграют те, кто осознает суть перемен и начнёт меняться, не только адаптируясь к появляющимся реалиям, но и формируя повестку развития, «точку притяжения» в виде позитивного образа будущего.
Императив сохранения пригодной для жизни человечества природной среды уже в ближайшие десятилетия потребует отказаться от непрерывного экстенсивного роста и дать людям смысл жизни за пределами материального потребления. Это тектонический сдвиг в цивилизационных порядках – но за историю человечества подобные переходы происходили не раз – при рождении языка, при переходе к осёдлому образу жизни, при появлении индустриально-капиталистической системы. Однако впервые наш вид вынужден вступить в переход быстро и осознанно, потому что единственным способом преодоления вызовов является создание мировой системы кооперации в интересах всего человечества. Чтобы выжить на планете, людям придётся научиться сотрудничать, сознательно и целенаправленно ограничивая социальные и межстрановые конфликты. Именно этот период предвидел в своих работах Владимир Вернадский, когда писал: «В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум».
О кризисе и надвигающемся переломном периоде говорят исследователи и политики Запада и Востока. Из исторического опыта мы знаем, что, вероятнее всего, окажемся в «другом» мире гораздо быстрее, чем думаем. Как нам относиться к происходящему? Быть пассивными наблюдателями, надеющимися избежать худшего, или стать лидерами перемен, задающими направления изменений? Именно подготовка к будущему, формирование лидерской повестки, а не просто предсказание является нашей главной задачей.
В предсказании будущего нет ничего мистического, оно складывается из трёх частей – оценки неизбежного, возможного и непредсказуемого. Неизбежное будущее задаётся макротрендами – такими, как «медленные» планетарные и демографические процессы, поступательное развитие науки и технологической инфраструктуры. Возможное будущее тоже уже с нами – ростки новых технологий и социальных практик можно буквально пощупать руками, и наше воображение вполне способно представить, как эти новые решения смогут развиться через пару десятилетий. Мы способны понять, к чему нам готовиться, и не имеем права этим не воспользоваться, даже если на пути нас ждёт много сюрпризов.
Тем не менее чтобы оценить масштаб начинающейся пересборки, мы должны выйти за рамки классической «экстраполяции трендов», поскольку впереди нас ждёт качественный перелом, возникновение нового миропорядка. Нам необходимо заглянуть далеко вперёд, поднявшись над доминирующими сегодня принципами и практиками, сегодняшним кругом забот и привычных способов действия. Задачей «Столетнего форсайта», проведённого в июле 2021 г. в Великом Новгороде в рамках «Архипелага-2121», стало создание образа мира будущего, к которому ведут динамика исторических процессов, технологическая революция и связанные с ними изменения в культурном коде человечества. Методологические принципы этой большой работы, объединившей более пятидесяти ведущих российских и международных экспертов, позволяют понять, что нас ждёт в следующие тридцать-пятьдесят лет, и очертить некоторые контуры более далёкой перспективы. Коллективное «нащупывание» свойств будущего путём специально организованных коммуникативных форматов – наилучший из известных на сегодня способов понять, какой мир нас ждёт. Представленный группой доклад – это путеводитель по возможному будущему, который описывает вероятный путь в следующий этап развития человечества через поле возможных рисков и конфликтов.
Форсайт на столетие – достаточно уникальный эксперимент, но попытки заглянуть на сто лет вперёд периодически делаются – на их основе появляются программы реализации Целей устойчивого развития ООН, программы энергетического перехода в Европейском союзе и США, космические программы Китая и NASA. Понятно, что способов предсказать события будущего на сто лет у людей попросту нет – слишком много факторов неопределённости вмешиваются в прогноз. Однако можно отличить желательные сценарии от нежелательных, возможные от невозможных, и определить, какими методами проложить путь к вдохновляющему и достижимому будущему. Теоретической основой работы являются разработки в области синергетики, теории сложных адаптивных систем и теории хаоса, позволяющие определять траектории комплексных социальных процессов. Мы также можем использовать методы исторической компаративистики, привлекая уроки исторического опыта прошлых эпох – в том числе мирового кризиса столетней давности, когда человечество впервые столкнулось с вызовами подобного масштаба.
Исследование долгосрочного будущего – не досужая задача для любителей научной фантастики, а необходимость, продиктованная системой вызовов XXI века. На кону стоит вопрос, сможем ли мы сохранить современный уровень благосостояния, сотни миллионов человеческих жизней и удержать экосистемы планеты от окончательной деградации.
Куда и зачем идти?
Блага XXI века являются результатом «цветущей сложности» нашей цивилизации. Современный уровень медицины, невероятная по историческим меркам средняя продолжительность жизни, обильное питание для большей части человечества, невероятное разнообразие товаров и услуг, увеличение личных свобод и прав в большинстве стран мира – всё это стало возможным благодаря международным политическим связям, торговле и трансграничному взаимодействию в науке и технологиях. Никогда ещё «машина человеческого благополучия» не работала столь активно, как в эпоху, последовавшую за Второй мировой войной.
Но вся эта сложность, основание богатства и надежды на будущее человечества базируется на неустойчивом фундаменте. Современная экономика яростно эксплуатирует биосферу планеты, не задумываясь об ограничениях роста. Равномерность распределения плодов экономического роста и обеспечение устойчивого существования для большинства в обществе остались в прошлом. Структурные дисбалансы в распределении богатства между странами остро поднимают вопрос о справедливости в распределении сил в мире и создают угрозу как новых войн между крупными державами, так и бесконечной череды низкоинтенсивных конфликтов на территории бедных стран и террористической угрозы в большинстве стран мира.
Как показал археолог Джозеф Тейнтер, исследовавший свыше двадцати цивилизаций прошлого, социальные системы рушатся не из-за внешних угроз, а в основном из-за внутренней рассогласованности, из-за невозможности преодолеть определённый порог сложности в своей организации. Такая угроза стоит перед человечеством и сейчас: накопленные противоречия в мировой экономике, внутри и между странами, и колоссальная проблема климатического кризиса и ущерба экосистемам планеты начинают воздействовать на человечество всё сильнее. Перед мировыми элитами встают четыре группы вызовов, лишающие их возможности решать возникающие проблемы привычным для мировых стейкхолдеров образом.
Вызовы группы «Сила» связаны с нарастающим ощущением несправедливости сложившейся системы управления. Они разрушают существующую систему отношений между государствами и внутри них. Больше не получается договариваться о войне или мире с привычными игроками, а традиционные модели социальной политики перестают работать. Во всех странах, независимо от их политических режимов, обостряется внутриполитическая борьба. Общество подвергает сомнению и легитимность богатства элит, и разумность социальных пособий массам.
Вызовы группы «Богатство» делают недееспособной старую экономическую систему, в первую очередь в силу достижения внутренних и внешних пределов роста классической эксплуатационной модели индустриального капитализма. Финансировать, производить и торговать привычным образом с привычными контрагентами больше не получается.
Вызовы группы «Знание» связаны с исчерпанием потенциала картины мира, лежащей в основе нашего сегодняшнего мировоззрения – в частности, с потерей способности управлять растущей социально-технологической сложностью в рамках существующих моделей управления, с распадом единого «поля смыслов» мирового сообщества и даже с возможностью пробуксовки научного прогресса. Эти вызовы ставят под вопрос имеющиеся модели мышления и коммуникации и требуют радикальной перестройки науки, медиа и систем управления.
Вызовы группы «Природа» касаются фундаментального кризиса в отношениях человека и планеты, связанного с климатическим кризисом, угрозой коллапса биосферы и нарушения множества других «планетарных границ». Эти вызовы требуют от человечества отказа от модели безоглядной эксплуатации Земли – и даже пересмотра представлений о праве человека единолично решать вопросы жизни и смерти, разрушения и создания. Уходит в прошлое время, когда можно было учитывать только намерения человека и игнорировать потребности биологических систем.
Мы должны понимать, что глобальные вызовы – это действительность, определяющая наше будущее. Мы можем не признавать одни из них, другие могут показаться нам более значимыми и реальными, чем остальные. Но мы не имеем права отрицать всю их совокупность – это будет самоубийственным поведением.
Однако ответы на эти противоречия носят преимущественно реактивный и локальный характер. Политические и корпоративные лидеры постоянно находятся в соблазне решить проблемы таким путём, который устроит если хотя бы не их ближайшее окружение, то их непосредственную политическую среду, игнорируя проблемы других стран и обществ. Формируемые политики «единого международного действия» сегодня слишком искривлены в пользу доминирующих держав и не могут быть приняты догоняющими и развивающимися странами, опасающимися за собственную независимость и благосостояние. Прежде чем выйти на новую дорогу строительства «лучшей планеты», человечеству придётся освободиться от уже отживших практик, привычек и институтов, в первую очередь связанных с экономикой и моделями управления.
Во-первых, это рост эксцессов неравенства и разрушительных конфликтов как среди людей, так и среди государств, связанный с доминирующей моделью экономической системы, которая основана на аксиомах постоянного экстенсивного роста и краткосрочной прибыли.
Во-вторых, это ежедневное ухудшение среды обитания практически каждого человека из-за загрязнения и обеднения окружающих нас экосистем вкупе с атомизацией, деидеологизацией, продолжающимся отчуждением людей, приводящее к общественным и культурным кризисам и росту психических заболеваний, забирающее из жизни саму человечность – идеи, смыслы, желание иметь детей.
В-третьих, это прогрессирующая утрата легитимности существующих элит и их способности управлять как внутри большинства стран, так и на уровне всей системы международных отношений, более не отражающей реального соотношения сил. И одновременно с этим – обнуление возможностей отдельного человека влиять на эти элиты, деградация институтов обратной связи (политических партий и парламентской демократии), ежедневный и всеобъемлющий экономический и информационный диктат неизбранных элит.
Путь к лучшему обществу не может быть простым. Сто лет назад, в прошлую эпоху перемен подобного масштаба, люди тоже искали, на что опереться, чтобы понять, «куда и зачем идти», искали тех, кто выведет их на эту «светлую дорогу». Тогда человечество, несмотря на попытки построить лучшее общество в Западной Европе и России, не сумело найти этот путь. Однако сейчас, когда к конфликтам между людьми добавился конфликт человека и природы, ошибка в выборе пути может оказаться фатальной.
Конфликт общества и природы, включая проблему «климатического кризиса», нельзя рассматривать вне исторического контекста. В основе конфликта лежат и капитализм с его императивом постоянного расширения рынка и частной выгоды, и философское наследие модернизма и либерализма с их агрессивным индивидуализмом, квазирелигиозной верой в прогресс и принципами организации научного знания как набора параллельно развивающихся областей. Достижение гармонии с природой требует системности решений, коллективного целеполагания и планового управления, а также самоограничения и трансформации ценностных ориентиров – того, что либеральная идеология отрицает.
Попытки западных элит создать гармонию человечества и природы путём простого внедрения новых технологий, да ещё и заработать на этом побольше денег, обречены на провал. В рамках существующей капиталистической системы, декларирующей примат частного интереса над общим, невозможно выработать общечеловеческую повестку, распределить богатство и власть более справедливым, человеко- и планетосообразным образом.
Ещё более серьёзную опасность представляет растущее стремление техноэлит перехватить запрос людей на позитивные изменения – и под лозунгами о неизбежности и необходимости технологического и социального прогресса построить общество ещё куда более беспрецедентной несправедливости. Человечество рискует оказаться разделённым на немногочисленную «умную» элиту, которая за счёт контроля над технологиями и финансами получает всё более долгую и наполненную жизнь, и всех остальных, выполняющих обслуживающие функции и довольствующихся минимумом. Такая дистопия, возвращающая человечество к эксцессам дикого капитализма XIX века, но только в планетарном масштабе, да ещё и под тоталитарным контролем глобальных финансовых фондов и медиаплатформ, представляет собой исторический тупик, который наверняка закончится социальным взрывом, либо, что не менее опасно, потерей способности к дальнейшему развитию и коллапсом цивилизации.
Многие, даже самые благополучные страны впервые за столетие столкнулись с ситуацией, когда следующее поколение не становится богаче предыдущего. Повсюду накопился протестный потенциал городского прекариата и молодёжи – глобальных «жёлтых жилетов», готовых выплеснуть своё несогласие и неповиновение по любому поводу, будь то рост цен, вакцинация или «налоги на экологию». Обостряющееся неравенство привело к тому, что человечество вновь стоит перед необходимостью переосмысления социальных ролей и правил распределения богатства. В зависимости от того, насколько дальновидно, ответственно и договороспособно поведут себя мировые элиты, назревшие перемены могут стать ужасающим взрывом или спасительным прорывом.
Только примат справедливости – как в отношениях и с природой, так и между людьми – может обеспечить то устойчивое развитие, к которому нас призывают. К «устойчивому» развитию способно лишь справедливое общество, в котором нормы справедливости включают как различные человеческие сообщества, так и планету в целом.
Главной угрозой будущему нашего вида являются не отдельные страны или альянсы государств. Именно поэтому новая горячая война ничего не решит – более того, она рискует поставить наше коллективное существование на край гибели. Основной угрозой являются принципы организации цивилизации, уклад эксплуатационной, экстрактивной экономики, который позволил человечеству в XIX–XX веке достичь могущества и процветания нашего вида в масштабах планеты. Именно этот способ существования – работавший в прошлом, но крайне неэффективный теперь – становится общим главным вызовом. И нужно найти способы изменить его таким образом, чтобы обеспечить себе, своим детям и их потомкам выживание и процветание на протяжении многих следующих веков. Решение состоит в том, чтобы сделать процесс социокультурной эволюции не вынужденным, а управляемым – потому что только через координированные и быстрые действия мы сможем осуществить необходимый переход к новому качеству жизни человечества.
Транзит к новому укладу
В процессе создания карты будущего в ходе форсайта стали очевидны два исторических этапа через которые придётся пройти человечеству в грядущие десятилетия – переходная кризисная фаза и фаза создания нового общества.
Переход в новую социально-экономическую формацию – это всегда драма, сопровождающаяся не только приобретениями, но и потерями. Начало промышленной революции в Европе XVII века сопровождалось массовой экспроприацией земель, растущим неравенством, религиозными и гражданскими войнами. XX век показал нам тёмную сторону следующего перехода – две мировые войны, череда революций в Европе и Азии, поломанные судьбы целых поколений. Едва ли мы можем надеяться, что следующий переход – с ценностной и политической точки зрения ещё более серьёзный, чем все предыдущие, – сможет пройти без потрясений.
Причина этого процесса – борьба старых и возникающих групп влияния, «глобальных элит», за ресурсы, возможности, внимание. Ресурсная база нового уклада – глобальные таланты, уникальные знания и природные экосистемы, обладающие максимальным разнообразием. Доступ к решениям, обеспечивающим завтрашний день с точки зрения физической и психологической безопасности и открывающим возможность к самореализации, определяет позиции лидерства в начинающейся борьбе. По мере того, как ресурсы будут перетекать в новые социальные пространства, к новым экспериментам и инновациям, будет нарастать и градус напряжённости. Всё более острыми будут становиться столкновения «старого» и «нового» мира.
Барьер перехода, о котором мы уже говорили, сопротивление формированию нового уклада, возникает с двух сторон: во-первых, как вполне естественный процесс массового сопротивления освоению новых привычек и правил, свойственный взрослым людям (подобное сопротивление можно наблюдать со стороны старших поколений при переходе на цифровые инструменты), а во-вторых, как саботаж или явное противодействие старых элит, теряющих свои позиции в новом укладе. Уже сегодня мы видим первые знаки нарастающей турбулентности – вновь вспыхивают законсервированные межэтнические и религиозные конфликты, возвращаются старые споры о справедливости и сферах влияния, элиты подвергаются всё более жесткой и откровенной критике, молодые политики и их сторонники становятся всё более заметными.
Следующие два-три десятилетия будут годами скорее выживания, чем процветания, когда благополучие людей и сообществ всё менее гарантировано. Столкнувшись с падением эффективности либеральной экономической модели и развалом системы мирового порядка, государства будут вынуждены переходить на ручное управление и объединяться в региональные макроблоки, дабы обеспечить себе военную безопасность, доступ к ресурсам и технологиям. Два первых конкурирующих техноэкономических блока, англосаксонский и китайский, уже формируются. Очередь за другими.
Столкнувшись с обострением неравенства, новыми формами эксплуатации, теперь истощающей не только тело, но и душу, а также с постоянно растущим контролем со стороны государств и корпораций, население планеты с новой силой вернётся к отложенной в погоне за материальными благами борьбе за свободы и права ради здоровья и раскрытия созидательного потенциала. Грядёт время реидеологизации, выработки новых смыслов и ценностей. Даже на богатом Западе растёт поколение, которому, в отличие от своих родителей, действительно мало что терять, кроме накопленных долгов. Мировые опросы показывают, что поколения Z и «Альфа» – нынешние школьники и студенты – готовы сделать решение экологического кризиса и создание более инклюзивного общества смыслом своей жизни. Это поколение также готово менять свои потребительские привычки – чего только стоит отказ от тысячелетней традиции «владения» и переход к совместному «пользованию». Люди повсеместно и всё громче требуют перемен. Мы наверняка станем свидетелями реидеологизации, появления новых социальных движений, глобальной сетевой мобилизации, радикальной смены политических элит, выхода на арену новых лидеров.
За этапом отрицания и конфликта непременно наступит эпоха созидания и строительства. Вместо борьбы за ресурсы человечество сможет заняться улучшением качества жизни, инвестициями в здоровое долголетие, образование, в искусство. Обеспечивая нормальные условия для всех, общество сфокусируется на раскрытии креативных способностей людей, создаст технологии, сохраняющие и даже восстанавливающие пошатнувшийся природный баланс.
Пока мы можем лишь угадывать контуры возникающего будущего, которое позволит преодолеть мощные противоречия нынешней эпохи. «Воронок кризиса», способных затянуть цивилизацию в нежелательную динамику коллапса, достаточно много. Плохая новость заключается в том, что попытка работать с каждым отдельным вызовом или риском будущего по одиночке, скорее всего, приведёт нашу цивилизацию к печальному концу. Хорошая состоит в том, что мы и не должны работать с ними по отдельности, ведь все эти вызовы – результат сложившейся на сегодняшний день социально-экономической модели, базирующейся на конкуренции и на разделении человечества и природы. Наш путь спасения лежит в целенаправленном ускорении создания нового «забарьерного уклада».
Ключевые компоненты этого уклада уже существуют в прототипах и смогут собраться в самовоспроизводящийся образец – «клеточку нового уклада» – в течение ближайших десяти-пятнадцати лет. Уже ясно, что у институтов, подходов и решений нового уклада есть четыре ключевых свойства, которые можно характерировать аббревиатурой РУСС.
Во-первых, они Регенеративные (или природосообразные). Они восстанавливают и поддерживают деятельность различных экосистем, здоровье и благополучие людей, человеческих сообществ и планеты в целом.
Во-вторых, они Умные (или интеллектуальные). Они обладают интеллектуальными, в том числе цифровыми компонентами, включая технологические решения, способные к самостоятельному принятию решений и действию, самообучению и саморазвитию.
В-третьих, они Сложные (нелинейные, сетевые). Они опираются на логику и динамику нелинейных, в том числе сетевых систем, использующих множество замкнутых циклов и соответствующие обратные связи, которые обеспечивают саморегуляцию и адаптацию.
В-четвёртых, они Сообразующие (поддерживающие соучастие и сотворчество). Они усиливают лучшие человеческие качества и обуславливают потенциал взаимоподдержки, солидарности, сочувствия.
Для формирования нового уклада необходимо изменить принципы работы экономики, институты управления и трансляции культуры, но важнее всего начать менять наше мировоззрение. Технологический, социальный и культурный переходы станут возможны при смене картины мира, а также паттернов мышления и коммуникации – от механистичности к органичности, от системного мышления – к «сферному», от рационального мировосприятия – к целостному, от потребительского отношения к миру – к восстановительному.
Сам процесс перехода из одной формации в другую, в смысле наших ощущений и нашей исторической памяти, во многом пародоксален. Человеку, живущему в реалиях «препереходного» 1913-го г., вдруг очутившись в «постпереходном» 1963-м, пришлось бы привыкать к таким новшествам, как всеобщее голосование, права женщин, расовое равенство, средний класс, медицинское страхование, социализм, фашизм, деколонизация, МВФ, ООН, деление мира на два лагеря, обладающих оружием, которое способно уничтожить всю планету. Однако для тех, кто вместе с миром прошёл этот полувековой путь, названные перемены выглядят вполне естественными. Точно так же молодёжь 2021-го будет без удивления смотреть на мир 2061 года, который сегодня кажется нам недосягаемым и загадочным.
Экспортёр надежды
А что же Россия? Её роль на этапе перелома заключается в первую очередь в том, чтобы стать гарантом безопасности, не только геополитической, но и продовольственной, транспортной, коммуникационной, технологической. В ситуации растущей турбулентности и цивилизационного «брожения» Россия может оставаться центром стабильности и «здравого смысла», собирать под свои знамёна силы разума, справедливости и прогресса, выступать одним из идеологов нового мирового уклада.
Задачи России на ближайшие два-три десятилетия вытекают из геостратегической позиции нашей страны, её ресурсов и необходимости обеспечить свою безопасность и конкурентоспособность в турбулентном мире. Ключевым императивом для России станет наращивание собственной критической массы – политической, технологической, культурно-образовательной, демографической – для того, чтобы на равных конкурировать и сотрудничать с ведущими центрами силы. Это значит, что России необходимо к своему политическому влиянию добавить собственное глобальное экономическое, технологическое, образовательное и смысловое пространство.
России может быть проще, чем другим, пережить климатический кризис и силовой передел мира. Негативные эффекты глобального потепления пока затрагивают нашу страну меньше, чем другие территории. Россия надёжно защищена от любых существующих военных угроз. У неё огромный потенциал для производства продуктов питания, ценность которых в кризисные времена будет только возрастать. Она контролирует безопасные транспортные коридоры, связывающие Тихоокеанский и Атлантический регионы, север и юг Евразии. Она крупнейший поставщик любых видов энергии. Она хранитель одного из самых больших природных капиталов на планете, включая биоразнообразие незатронутых человеком экосистем. Несмотря на все накопившиеся проблемы в науке и образовании, её творческий потенциал, особенно в критически важных для выживания областях, никто не ставит под сомнение.
Задача нашей страны на этапе перелома – эффективно воспользоваться своими преимуществами и реализовать огромные возможности, не упустить свой шанс выйти в новый мир одним из лидеров. Это зависит от того, сможет ли Россия в период глубоких перемен не только обеспечить стабильность государства, но и сформировать новую модель собственного развития, привлекательную для остального мира. А это нереально без динамичного экономического роста, ощущения справедливого распределения его плодов, восстановления культурного и природного разнообразия, развития человеческого потенциала, улучшения здоровья, расширения возможностей для самореализации каждого гражданина. На повестку дня ближайших лет неизбежно встанет вопрос создания эффективной системы стратегического целеполагания, планирования экономического развития, радикального сокращения неравенства, изменения приоритетов юридическо-правовой и силовой системы государства и на этой базе – высвобождения креативной инициативы людей.
Форсайт столетия выявил ряд системных инициатив до горизонта 2050 г., которые помогут реализовать лидерский потенциал России в меняющемся мире. Эти инициативы должны носить долговременный, стратегический характер – их успех возможен только при долгосрочном движении в сторону намеченной цели. Они должны быть амбициозными, чтобы иметь определяющий характер для научно-технологического, образовательно-культурного и общественного развития, и вместе – конкретными и измеряемыми, чтобы их выполнение или невыполнение было бы очевидным для руководства страны и её граждан.
В числе этих инициатив могут быть:
- Реализация потенциала России как крупнейшего мирового держателя природного капитала, включая инвестиции в науку о природе, разработку методик учёта и превентивного моделирования природного капитала, сохранение природного разнообразия, цифровой мониторинг уязвимых природных зон, создание технологий для регенеративной экономики и безопасной эксплуатации экосистем, а также решений для тающей вечной мерзлоты, горящей сибирской тайги, гибнущих экосистем крупных рек.
- Укрепление российского пакета возможностей в сфере глобальной безопасности, которое, кроме инструментов поддержания мира и стабильности традиционными силовыми средствами, предполагает способность обеспечить мир продуктами питания (путём превращения нашей страны в технологического лидера «умного», органического сельского хозяйства); гарантировать безопасность транзитной инфраструктуры между Востоком, Западом, Севером и Югом, а также предложить альтернативную глобальную платформу создания передовых знаний, вовлекая партнёров на основе «открытого кода».
- Проактивное поэтапное создание энергетики нового технологического цикла на базе собственной стратегии борьбы за будущий мировой энергетический баланс с опорой на фундаментальный задел нашей страны в сфере атомной энергетики, включая технологии замкнутого ядерного цикла и станций малой мощности; развитие водородной энергетики (с фокусом на экспорт пакетных решений по производству, транспортировке и использованию водорода в экономике); развитие карбонового земледелия для достижения углеродной нейтральности страны.
- Превентивная работа по выстраиванию мирового лидерства России в компетенциях реагирования на чрезвычайные ситуации, эпидемии и последствия мировых катастроф, по экспорту услуг для решения экологических и гуманитарных проблем, по разработкам мер для компенсации негативных эффектов планетарных катаклизмов и климатической миграции с помощью уникального опыта МЧС.
- Развитие условий для реализации потенциала каждого гражданина страны через перестройку системы здравоохранения на принципах целостного управления здоровьем и улучшения среды обитания, а также перестройку системы образования для сопровождения совершенствования человека в течение всей жизни, разворачивание систем подготовки сообществ под задачи развития.
- Создание системы опережающего развития для управления цивилизационным переходом и развитие наук, создающих технологии и социальные решения для следующего уклада, включающие человеческие, природные и технологические компоненты; формирование экспериментальных поселений, «наукоградов будущего», где будут отрабатываться модели «экономики сотрудничества с природой», генерация новых моделей управления и новой культуры.
- Интеграция элементов «культурного кода жителя Земли» в русский культурный код на основе многовекового опыта постоянного обогащения культуры России позитивными элементами культур, входящих в её цивилизационное пространство, и переосмысление общечеловеческого культурного и философского богатства с упором на традиции русской «соборности» и уникальный исторический опыт коллективных форматов управления.
Остров мира, стабильности и возможностей
Если человечество переживет катаклизмы межформационного перехода, то ядром середины XXI века станет конкуренция социально-экономических моделей, продвигаемых различными блоками, за роль лидера новой глобализации – и их вероятная конвергенция между собой. К этому времени, уже на этапе развития и созидания, у России появится шанс использовать свой креативный потенциал и уникальный исторический опыт, чтобы, опираясь на свою культуру жизни «по совести», стать лидером новой идеологии справедливости, предложить миру новую экономическую и социальную модель – модель гармонии человека и природы.
Задача России – в ситуации, когда очевидные лидеры прошлого уклада начнут терять свои позиции, стать самым справедливым и самым образованным обществом, способным лучше других раскрыть потенциал каждого человека.
Глобальные кризисы всегда создавали центростремительные импульсы, давая странам возможность собраться вместе вокруг центров силы. В мире очень мало цивилизаций, культурный код которых позволяет им интегрировать другие народы, в то же время оставляя им свободу быть самими собой. России уже сейчас стоит готовиться к тому, что ей как острову мира, стабильности и возможностей придётся принять миллионы мигрантов из зон кризисов и конфликтов. К этому времени она должна иметь хорошо отлаженную политику интеграции новых граждан. Уникальный потенциал России будущего – в её способности предложить миру позитивную повестку перемен. Россия может и должна стать объединяющей силой добра, создателем культурного кода жителя Земли.
Диалог с планетой
Глядя на столетний горизонт, мы одновременно ужасаемся и восхищаемся открывающимся нам ландшафтом. Словно дети, мы хотим услышать, что у этой сказки будет хороший финал. Но давайте будем честны: чем закончится наша общая сказка, на самом деле не знает никто.
Драма долгого XXI века уже начинает разворачиваться – и главная история этой драмы в том, что мы становимся взрослыми. «Кризис планетарных границ», кризис сложности, кризис справедливости – это смертельные опасности ритуала самоинициации, переживаемой человечеством. Одиночество, неуверенность, страх перед будущим – это нормальные чувства, которые мы должны будем прожить, чтобы повзрослеть.
Мы перешли в планетарную фазу существования, когда наш вид должен не просто научиться жить в границах среды своего обитания, а выстроить «диалог с планетой». Человек находится на переходе от бессознательной эволюции к сознательной эволюции, и, говоря словами Шри Ауробиндо, «трансформация сознания – это суть следующего эволюционного перехода».
Происходящий переход не предполагает отказа от ресурсов и институтов существующей глобальной цивилизации, но непременно и радикально переосмыслит и преобразует их. Прежние структуры управления и системы ценностей будут «растворяться» в новом цивилизационном контуре, и с ними будут «растворяться» вызовы сегодняшнего дня. Наступает время «практик будущего» – новых деятельностей и форматов жизни, время новой повседневности, которая должна проявиться в жизни каждого человека, каждого сообщества и каждой территории. И практика разговора о будущем – это первый шаг.
«Образ будущего» уже здесь – но пока он в головах, в интеллектуальном и образном пространстве. Он обретёт плоть, если мы соединим ум, тело и сердце. Будущее станет настоящим, когда мы начнём им жить.
Статья подготовлена на основе доклада «Как мы и наши дети проживём следующие 100 лет?», созданного авторской группой под руководством П.Лукши.