21.08.2006
Партии всех стран, объединяйтесь!
№4 2006 Июль/Август
Андрей Климов

Член Постоянного комитета ICAPP, российский сенатор.

Политическая ситуация в Европе сегодня такова, что для эффективного противостояния глобальным вызовам нужны взаимопонимание и взаимодействие, по крайней мере, между ведущими европейскими партиями. Возрастает и ответственность партий за будущее Старого Света – особенно тех из них, которые уже представлены в парламентах своих стран и, в частности, имеют там большинство голосов.

Все ведущие партии возникали как национальные объединения, но скоро начинали стремиться к поиску союзников и единомышленников в других странах, к образованию различных альянсов, интернационалов, союзов. Особенно преуспели на этой ниве левые. У истоков 1-го Интернационала – Международного товарищества рабочих, учрежденного в 1864 году, стояли Карл Маркс и Фридрих Энгельс. За ним последовали 2-й Интернационал (с 1889 г.), Бернский интернационал (1919–1923), «Интернационал 2 1/2-й», или Венский интернационал (1921–1923), Социалистический рабочий интернационал (с 1923 г.), 3-й Интернационал, или Коммунистический интернационал (с 1919 г.), 4-й Интернационал – троцкистский (1938), Социалистический интернационал (с 1951 г.)…

Новый стимул транснациональному межпартийному сотрудничеству дал процесс европейской интеграции. В рамках Европейского экономического сообщества был сформирован Европейский парламент, где образовались международные партийные объединения – по сути, общеевропейские политические партии. В их состав входят национальные представители на базе идеологической общности и программной близости. Крупнейшими являются сегодня консерваторы – Европейская народная партия (христианские демократы) и Партия европейских социалистов, представлены фракции либералов, зеленых, а также компактные группировки евроскептиков правого и левого толка.

Любопытно, что существует даже проект создания так называемой «русской партии» на основе русскоязычных общин стран Евросоюза. Потенциально ее могут поддержать около 6 миллионов наших зарубежных соотечественников. Горячий приверженец этой идеи – депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок.
Международные партийные объединения есть и в разнообразных парламентских ассамблеях, например в Парламентской ассамблее Совета Европы.

ПАРТИИ УСТАРЕЛИ?

Анализируя роль и перспективы политических партий, нельзя не признать, что партийные системы многих стран переживают сегодня значительный кризис. В частности, многие в государствах «традиционной западной демократии» сетуют на растущий отрыв «партийных масс», «партийных функционеров» и «парламентских партий» от общества.

Есть и более глубокие проблемы. Еще в 60-е годы прошлого века политологи Сеймур Мартин Липсет и Стейн Роккан писали о том, что современные им партийные системы западных демократий «замораживали» то разделение общества, какое существовало «во времена признания политических прав рабочего класса». Таким образом, полагали они, эти партии суть отражение канувших в Лету политических дискуссий и интересов, не соответствовавших постиндустриальной эпохе.

В настоящее время на Западе ширится круг исследователей, полагающих, что именно по этой причине классические партии должны уйти в прошлое. «Партии большинства» заметно смещаются к центру политического спектра, сторонники крайних идей маргинализуются, при этом программы партий-оппонентов уже мало чем отличаются друг от друга. Показательны в этой связи результаты выборов, когда главные конкуренты раз за разом приходят к финишу почти с одинаковым результатом. Такую ситуацию мы наблюдали в США в 2000 году, в Германии в 2005-м, в Италии и Мексике в 2006-м. Отношение избирателей к партиям все чаще определяется не идеологией последних, а разного рода внешними факторами или личными качествами партийных лидеров.

Тенденция стирания идеологических различий носит объективный характер, в определенной степени проявляется она и в России. С учетом этого сетования на «излишний центризм» «Единой России» выглядят как попытка смотреть на мир XXI столетия сквозь призму «классовой борьбы» образца позапрошлого столетия.

В то же время, решая нынешние глобальные проблемы, европейцы могут и должны оставаться на демократических позициях (хотя отступление от демократических норм кажется кое-кому более привлекательным и эффективным способом преодоления имеющихся трудностей). В этом плане роль партий трудно переоценить, так как одним неправительственным организациям (НПО) с данной задачей явно не справиться. Ведь если для создания обычного НПО подчас достаточно желания одного человека, то для того чтобы стать парламентской партией, необходима победа на выборах, то есть поддержка большого числа избирателей, легитимирующая наделение «победителей» государственными полномочиями. Отмечающееся в наши дни стремление замены партий набором НПО, «экспертным сообществом», «признанными авторитетами» и т. п. способно, по существу, привести к подмене реальной демократии ее подобием, что не менее опасно, чем диктатура партии-монополиста.

Тема многопартийности и идеологического плюрализма приобретает особое звучание применительно к России, пережившей в XX веке 70-летнее безраздельное господство Коммунистической партии. В качестве гарантии от «повторения истории» статья 13 Конституции Российской Федерации закрепляет многопартийность, провозглашает политическое и идеологическое многообразие, запрещая превращать любую идеологию в государственную либо обязательную. Обеспечить соблюдение данной статьи способны прежде всего политические партии.

ПРЕОДОЛЕТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАВНОДУШИЕ

Палитра европейской политики весьма многоцветна, каждое из объединений имеет свои особенности, обусловленные национальной спецификой, своеобразием процесса становления и набором целей и задач. К началу 2006 года в 46 европейских странах действовало около 250 партий самой разной направленности. В парламенты пяти государств входят по две партии, 17 стран имеют свыше пяти парламентских партий. Высший законодательный орган остальных насчитывает от трех до пяти официально оформленных партийных фракций – к данной группе относится и Государственная дума с ее пятью фракциями. Это, кстати, на одну больше, чем в Великобритании, Швейцарии, Ирландии, и столько же, сколько в парламентах Франции и Германии. По крайней мере, по количественным параметрам российская парламентская многопартийность находится на среднем европейском уровне.

Часть европейских партий имеют многолетний опыт государственного управления и международной деятельности, другие лишь приобретают его. Есть и партии, которым пока еще не удавалось оказаться в правящей коалиции. Некоторые партии носят ярко выраженный массовый характер, иные не стремятся к расширению числа своих членов, ориентируясь на четко выраженные группы интересов и влияния. Одни требуют высокого уровня внутрипартийной дисциплины, другие не считают нужным это делать.

Нынешняя реальность такова, что сама политическая власть должна осуществляться с учетом возрастающей взаимозависимости в мире. XXI столетие поставило на повестку дня всех европейских стран и их союзов немало острых и сложных вопросов, которые можно эффективно решать лишь совместными усилиями. В условиях, когда необходима высокая степень консолидации европейского сообщества, роль политических партий как ключевых институтов современной демократии повышается, возрастает значение межпартийного общеевропейского диалога. Основными направлениями совместной работы должны стать:

— борьба с терроризмом и экстремизмом, противостояние попыткам возрождения нацизма и других идеологий, предполагающих превосходство людей одной расы, национальности или вероисповедания над другими;
— обеспечение фундаментальных прав человека, включая права национальных меньшинств на образование, на сохранение родного языка и культуры, на полноценное участие в политической жизни;
— формирование общего правового пространства в целях защиты личности от современных угроз, облегчение доступа к социальным благам и защита наиболее уязвимых групп населения;
— решение проблем, связанных с негативными последствиями глобализации и усилением дифференциации между богатым Севером и бедным Югом;
— урегулирование так называемых «локальных» и «замороженных» конфликтов, что требует особой продуманности и взвешенности, реального учета интересов народов, непосредственно проживающих в зонах подобных конфликтов;
— обеспечение безопасности среды обитания, решение насущных экологических проблем;
— содействие обеспечению политической стабильности на национальном и международном уровне. Партиям, как одному из базовых элементов гражданского общества, следует способствовать его развитию. Они должны быть непосредственно заинтересованы в преодолении симптомов «политического равнодушия», в том, чтобы не допустить отрыва национальных элит от общества в целом.

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ПАРТСОБРАНИЕ

Сложность задач, стоящих перед современными партиями, важность расширения и углубления европейской интеграции, осознание необходимости появления общеевропейских партий в рамках Европейского союза обусловили новый поворот в деле международного партийного строительства. Спустя полтора века после выхода в свет «Манифеста» (1848) Маркса и Энгельса по Европе начал бродить новый призрак – призрак «европейского партийного интернационала». Но в отличие от своего коммунистического предшественника, призывавшего на баррикады, он нацелен не на раскол общества на классовой основе, а на консолидацию всех европейцев, с тем чтобы ответить на новые вызовы, с которыми столкнулся Старый Свет «от Атлантики до Урала», а возможно, и до Тихого океана.

В Совете Европы (СЕ) уже подготовлены предложения по тематике европейского межпартийного форума. Его планируется провести 18–19 октября 2006 года в Москве, взяв за основу ежегодный форум «За будущее демократии», учрежденный в 2005-м и впервые прошедший тогда же в Варшаве. Предложение рассмотреть «перспективы создания “интернационала европейских партий”» поступило в ходе согласования проблематики дискуссий и повесток дня пленарных и секционных заседаний.

Московский форум инициировала Россия, занявшая 15 мая 2006 года пост председателя в Комитете министров СЕ. Москва настаивает на том, чтобы приглашение на это масштабное мероприятие получили представители всех политических партий, которые имеют фракции во всех парламентах 46 европейских стран. То есть речь идет об «общеевропейском партсобрании». Логика проста: истинная демократия не должна позволить «забыть» хотя бы одну из партий Старого Света, тем более что общая тема московского форума – «Роль политических партий в демократическом обществе». А уж кто захочет воспользоваться приглашением – это другой вопрос, внутреннее дело каждого объединения.

Гостям предлагается не только принять участие в двух пленарных заседаниях, но и провести в трех секциях широкие дискуссии по следующим темам:

— «Роль и ответственность политических партий в поиске демократических решений главных проблем современности (глобализация, безопасность, защита окружающей среды)»;
— «Взаимодействие между политическими партиями и другими субъектами демократического процесса, такими, как органы представительной власти всех территориальных уровней, гражданское общество, средства массовой информации»;
— «Построение и укрепление демократических институтов (на основе представительности и законности)».

Одно лишь формирование этого примерного перечня базовых тем заняло у нас и наших коллег по Совету Европы несколько месяцев жарких и интенсивных дискуссий. А ведь в рабочую группу входили далеко не все представители участников октябрьского «партсобрания» в Москве. Без труда можно представить себе, сколь широкими и непростыми окажутся дискуссии на форуме. Тем более что Старый Свет морально еще не готов к скорому появлению института, который объединял бы уже не страны или их парламенты, а политические партии; последние же едва ли единогласно поддержат идею создания «надпартийного» органа и поспешат раскошелиться на содержание своеобразного ЦК Европы.

Тем не менее подобные встречи необходимы. И дело не только и не столько в попытке реализации экстравагантной идеи «общеевропейского интернационала». Форум европейских политических партий, участвующих в государственном процессе управления и имеющих максимум поддержки у себя дома и на европейском уровне, необходим как важнейшая переговорная площадка по ключевым вопросам современности, решение которых требует выработки общих подходов.

ПАРТИИ И ДЕМОКРАТИЯ

В большинстве европейских государств именно парламентские партии формируют и контролируют правительства. Они же через своих депутатов определяют основы законодательства своих стран, ратифицируют или отклоняют международные договоры. Например, в 2007 году завершается срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Европейским союзом и Россией. Новая версия СПС, которая должна определить содержание и принципы стратегического партнерства сторон в новом веке, поступит на ратификацию в национальные парламенты. Исход этого непростого голосования будет во многом зависеть от позиций ключевых партий стран – членов ЕС. Следовательно, уже сейчас надо начать необходимый обмен мнениями не только между главами государств и правительств и дипломатами, но и между партиями, определяющими позиции своих парламентских фракций.

В свою очередь, партийные системы во многом зависят от соответствующих национальных законов и международных актов. Регулирование деятельности партийных объединений – составная часть правомочий суверенных государств и определяется законодательством этих государств с учетом их международных обязательств.

Конкуренция партий, если она происходит в рамках закона, является одной из движущих сил общественного развития и, значит, прогрессивна по своей сути. Поскольку выборы представляют собой важнейший этап этого состязания, возрастает важность критериев их легитимности. В данной связи все большее значение приобретает гармонизация выборных стандартов в странах – членах  Совета Европы. Российская сторона неоднократно предлагала совместно выработать некие объективные мерила, позволяющие признавать выборы состоявшимися, а их результаты – законными и достоверными. Но именно те государства, которые так часто обвиняют Россию и ряд других стран в «недемократичности» выборного процесса, нередко отказываются обсуждать эти предложения, предпочитая политическую вкусовщину четким и однозначным критериям.

Укрепляя взаимопонимание и доверие, совместная работа партий может способствовать совершенствованию политических систем. Но, обсуждая вопросы партийного строительства, необходимо помнить, что мы имеем в виду не обучение «молодой российской демократии» в некой «западной» школе, а обмен мнениями и извлечение уроков из чужого (и собственного) опыта.

Так, если бы в российском парламенте действовала регламентная норма большинства парламентов Западной Европы, то малочисленные фракции в Госдуме вообще не имели бы реальной возможности излагать собственные позиции. Наш регламент предоставляет всем фракциям независимо от количества имеющихся у них мест равное время для выступления по любому вопросу. В иных западных парламентах это время пропорционально политическому «весу» партии.

Кто знает, может, когда-нибудь форум политических партий станет той площадкой, где будет поддерживаться прямой и постоянный диалог между ведущими политическими силами нашего континента. Такой диалог, думаю, придаст новый импульс европейской интеграции, станет важнейшим звеном в фундаменте будущего общеевропейского дома – Европы без разделительных линий.

Содержание номера
Лидерство в преобразованиях и национальная стратегия США
Джозеф Най – младший
Венгерское восстание: было ли поражение неизбежным
Чарльз Гати
Индия и политическое равновесие
Си Раджа Мохан
Куба Фиделя Кастро: последняя глава
Карлос Альберто Монтанер
Стратегическая дилемма Центральной Азии
Фарход Толипов
«Новые» русские в Латвии
Роберт Сондерс
Русская диаспора в независимой Украине
Борис Зажигаев
История как средство самоидентификации
Рой Медведев
Партии всех стран, объединяйтесь!
Андрей Климов
Азия, социализм и советское наследие
Фёдор Лукьянов
Уроки Европы и примирение в Азии
Карл Кайзер
Дальневосточный треугольник
Наташа Курт
Мафия XXI века: сделано в Китае
Владимир Овчинский
Лекарство от сомнений
Ольга Борох, Александр Ломанов
Уран, торий и режим нераспространения
Эндрю Пикфорд
После «стальной» битвы
Игорь Юргенс
«Быть индийцем – это большое преимущество»
Любовь Рыклина