Политический выбор влечёт за собой определённые последствия. Украина выбрала роль прокси США и Европы в их конфронтации с Россией. Последствия оказались сокрушительными: потеря территории, уничтожение целого поколения, будущее страны в руках патронов. Утрата внешней поддержки ускорит национальное истощение. После разрушений войны Украину ждёт жестокое наказание миром.
Почему большие державы идут на перезагрузку? Потому что могут себе это позволить.
За последние три недели в российско-американских отношениях произошло больше, чем за три десятилетия. Стороны много лет дрейфовали в направлении конфликта, но на прошлой неделе на встрече в Эр-Рияде Лавров и Рубио перезапустили геополитические потоки. Резонанс ощутили во всём мире. Точно так же, как свет склоняется к гравитации, в длинной силовой дуге геополитическая логика имеет тенденцию склоняться в сторону больших держав.
Когда сила превыше всего, детального внимания заслуживают последствия. А сила тут есть.
В США она вновь возникла с приходом Дональда Трампа и его видением возрождения американской мощи как сочетания идеологии во внутренней политике и амбиций во внешней. Трамп чётко сформулировал своё видение в ходе предвыборной кампании, а теперь приступил к его реализации.
В России сила терпеливо ждала и проявилась в поведении Владимира Путина в ходе конфликта на Украине – не только с точки зрения военной тактики, но и во внешнеполитической стратегии, нацеленной на сохранение позиций РФ в лиге больших держав, даже будучи слабейшей из них. Сегодня это терпение даёт дивиденды, но в форме, которую ожидали немногие.


Взаимодействие США и России касается не только Украины, но и многих других вопросов. Три года прямого военного конфликта привели к тупиковой ситуации, которая может быть разрешена только в пользу России. Это всегда было целью Москвы, а сейчас стало главенствующим мнением и в Вашингтоне, к которому американцы склоняются независимо от того, что говорят украинцы и думают европейцы. Америка не бросит Европу, где она сегодня доминирует, даже если и откажется от политики последних тридцати лет, перестав изображать, что Россию можно исключить из европейского пространства. России нужно мирное урегулирование, и она накопила значительные ресурсы воздействия, чтобы обеспечить желаемый результат. Переговоры будут сложными, но ситуация кардинально изменилась.
Политический выбор влечёт за собой определённые последствия. Украина выбрала роль прокси США и Европы в их конфронтации с Россией – по этому пути она неторопливо шла с 2002 г., а с 2014-го – уже с милитаристской решимостью. Последствия оказались сокрушительными: потеря территории, уничтожение целого поколения, будущее страны в руках патронов. Утрата внешней поддержки ускорит национальное истощение.


Беспредел не должен превращаться в политику. В Европе царит паника, она пытается противодействовать. Из-за того, что её сплочённость – не более чем результат взаимосвязанности, согласованности действий, как стратегическое объединение она пребывает в плачевном состоянии. Франция и Германия, будучи реальным центром тяжести Европы, связаны по рукам и ногам яростной «группой войны» в рамках НАТО, которую США как главному донору альянса до сих пор не удавалось приструнить. С учётом исчерпания оборонных возможностей, задублированности территориальных обязательств, а также политико-экономического кризиса европейские члены НАТО быстро превратились в бремя для глобальной стратегии США. Ожидать, что Америка поставит под удар свои глобальные интересы ради лежащей мёртвым грузом политики Европы, неразумно и, как оказалось, губительно для Украины и её финансовых доноров.
Трагедия Украины должна открыть глаза на «большую игру» великих держав. Это была иллюзия, выдуманный мир, построенный на идеях всемогущества и благодетельности Америки, неизбежности постоянного конфликта с Россией, двойного сдерживания России и Китая и политического паралича в Европе. Обложка была настолько убедительной, что документы ЕС, в том числе касающиеся политики в Индо-Тихоокеанском регионе, восторженно обсуждали по всему миру, включая аналитические центры в Дели.


К счастью, морок рассеивается. На фоне быстро меняющихся реалий и скоропалительный заявлений Вашингтона привычный мир умирает. Несмотря на турбулентность нынешнего периода, Индия может извлечь выгоду из более широкого геополитического баланса на Евразийском континенте и динамичного развития глобального энергетического и технологического рынков – двух позитивных результатов возобновления взаимодействия США и России. Турбулентность сама по себе должна заставить нас отказаться от некоторых фантастических идей в стратегическом дискурсе – внешнего балансирования как средства умножения дипломатической силы и взаимодействия с иностранными державами – как источника помощи для усиления военного сдерживания Китая. В геополитике поиск прокси будет существовать всегда, и мы постоянно должны быть начеку. Украина, к сожалению, является живым примером погибающего прокси, и за её судьбой следит весь мир.
Автор: Венкатеш Варма, бывший посол Индии в Российской Федерации (2018–2021).
Indian Express